Статья:

БУДУЩЕЕ НА СТЫКЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ИЛИ МОДЕЛЬ «ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Байдин Д.И. БУДУЩЕЕ НА СТЫКЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ИЛИ МОДЕЛЬ «ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(30).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 65 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

БУДУЩЕЕ НА СТЫКЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ИЛИ МОДЕЛЬ «ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ

Байдин Дмитрий Иванович
магистрант 1 курс МГПУмагистрант Московского городского педагогического университета Институт менеджмента, РФ, г. Москва Москва РФ
Шейнин Эдуард Яковлевич
научный руководитель, канд. экон. наук, проф. Московского городского педагогического университета, РФ, г. Москва

В современном обществе среднее и общее образование рассматривается как сквозная линия всей системы непрерывного образования, как ступень, предшествующая профессиональной подготовке в вузе. В процессе обучения на каждой ступени активно продуцируются идеи, оказывающие серьезное влияние на все развитие детей, именно оно выстраивает фундамент всего дальнейшего становления и участия личности в жизни общества, в том числе, в научном и техническом творчестве.

Учитывая возникшую роль к преобразованию образовательной модели, следуют выделить следующие предпосылки к развитию инновационного образовательного пространства: формирования построения экономики, базирующейся преимущественно на генерации и использовании знаний, создания и генерации новшеств в педагогической практике. Современному человеку наряду с решением проблем, стоящих перед ним сегодня, необходимо уметь видеть зарождающиеся проблемы завтрашнего дня и быть готовым к их решению в будущем. Данный тезис подтверждает сказанное ранее.

Стратегическими направлениями развития образовательной системы на сегодняшний день становятся как нравственное, так и интеллектуальное развитие человека на основе привлечения его в разнообразную, а главное, самостоятельную деятельность в различных сферах знания, с применением новейших технологий по адаптации человека к новой информационной среде.

На протяжении нескольких лет прослеживается недостаточная вовлеченность молодых людей в научно-исследовательскую деятельность, их пассивность в создании нового, создании себя. По всей видимости, связано это с тем, что многие из них не понимают значимости этой работы, при этом недостаточно в этой области работает его педагогическое окружение или отсутствует поддержка и помощь в развитии научных интересов и их защиты.

Сегодня такая площадка необходима в условиях, при которых на рынок труда совершенно невозможно выйти молодежи без достаточного опыта. Набор опыта поиска и приобретения знаний, а также генерации их в нечто новое – это то, что будет двигать прогрессом, проработано на личном опыте автора и других коллег.

Для всего того, что описано выше, особенно стоит остановится на основах, которые ведут к той политике обучения, при которой будут появляться гении, творцы своего дела. В наши дни в довузовских учебных заведениях (детсады, учебно-воспитательные комплексы, школы, гимназии, лицеи, колледжи) и вузе учат учащихся различным видам деятельности, но первостепенным основам: личностному развитию, самореализации, личностной социализации, самообразованию специально не обучают, а то и вовсе отсутствует работа в этом направлении. Такие данные приведены анонимными опоросами учащихся от 6 класса до 5 курса института. В то время как личностное развитие с точки зрения понятия «я успешная и интеллектуально развитая личность» является видовой характеристикой человеческого бытия. И без такого рода образования, по мнению многих психологов, в том числе и Айзенка Г.Ю., у человека любая осваиваемая деятельность осваивается и осуществляется, как правило, регресивно. Вследствие этого, стагнируется процесс духовного становления личности, его полноценного раскрытия, против чего человек в любом возрасте всегда явно или неявно протестует и просит этого, часто пассивно или на психическом уровне. Если общество отказывает такому человеку в его потребности обучить этому, то происходят сдвиги в психическом развитии (психическими потрясениями и болезнями - депрессиями, стрессами, неврозами и т.д.), или на социальном уровне (антисоциальными нетрудовыми и даже криминальными формами бытия - воровство, алкоголизм, наркомания и т.д.). Учащимся необходимо внимание, как минимум, и как максимум обучения и раскрытия его индивидуальности, при котором он сам определит кем будет и чем будет заниматься без посторонней помощи навязывания социальных стереотипов.

По опросам самих родителей учащихся, так довузовское образование (через которое проходит вся молодежь) не способствует креативной социализации человека, что можно сказать о ранее сказанном, а следовательно - и его ответственности перед обществом. [5] Учащиеся, «не прошедшие» через такого рода довузовского образования, очень часто отличаются такими чертами, как: социальная пассивность, гражданская безответственность, репродуктивное мышление, деятельность по шаблону, потребительство, то есть как раз качествами, противоположными необходимым сегодня человеку и обществу - творческой ментальности и личностно-созидательной деятельности нравственной социальной активности и гражданской ответственности от тех, кто в степени своей развитости смог отыскать, столь ценное образование в его частичной реализации. Особенно в условиях сложившейся за последнее время в экономическом пространстве страны. Подобное обучение есть ключ к отводу молодежи от необдуманных поступков.

Все эти сказанные тезисы, позволили разработать концепцию «личностного образования» на базе ГАОУ ВО МГПУ, основанного так же на личном опыте автора, и апробировать ее в Московской школе. Данная концепция позволяет дополнить собой модель развития пространства личности и совершенствовать направление образования в цепочке становления личности учащегося: «дошкольное образование – начальное образование – общее образование – среднее или среднее специальное образование – высшее образование или работодатель». При концепции «личностное образование» происходит развитие и становление индивидуума, в рамках социальной адаптации, для себя и окружающего пространства, общества, в т.ч. экономического окружения, в котором происходит развитие здорового социально-экономического положения страны.

Общеобразовательные школы, являясь важнейшим институтом гуманизации общественных отношений, формируют жизненные установки личности, так как учащиеся большее время своей жизни проводят в стенах учебных заведений, и обучаются тому, что ждет их там, за стенами школ, университетов, и за весь период образования никто не интересуется, что внутри у ребенка, какой он для этого мира и что он лично хочет для этого мира. То есть полное отсутсвие именно развития самой личности, а именно то, что заложено природой в человека, что раскрывать человек будет в течении всей жизни. Раскрыв всего себя на раннем возрасте, когда так болезненно выглядит мир, ребенок, ставший личностью уже в школьные годы, сможет помочь другим на деле, достигать новых и новых результатов. Тем самым во взрослый мир дети пойдут с умением строить взаимоотношения, с неравнодушием в душе, с комплексом мер и техник: как реализовать себя и свой потенциал в мире, как и где его применить, умея и владея собой.

Данная концепция основана на собственном исследовании автора, поместившегося специально в такие условия, чтобы прийти к таким выводам.

В соответствии с концепцией личностного образования, ядром учебного процесса программы, которая была апробирована в ГБОУ города Москвы «личностное образование» автором, предстает творческий процесс, процесс развития и раскрытия человека как личности. В частности, процесс пространственного личностно-ориентированного образования, ориентированного на развитие у учащихся их природных качеств, и помощь в их становлении и развитии. И только на этой основе возрастает эффективность работы над изучением предметов и без социально-психических травм разворачивает процесс освоения учащимися других программных предметов. Следовательно, данная программа является комплексом мер, необходимых на всем периоде обучения учащихся, с целью решения всех возникающих вопросов у молодежи.

Погружение в такаю, «творческую деятельность» начинается с освоения простейших «пространств» и средств их создания, преобразования, что доступно любому первокласснику или первокурснику вуза. Среди таковых наиболее доступными на начальном этапе примерами могут предстать: успешные люди, которые достигли тех или иных успехов, только благодаря открытию и раскрытию своих внутренних качеств, применения к той или иной профессиональной деятельности, что и послужило столь знаменитому успеху, и вкладам себя в жизнь общества, страны. Осваивая базовые средства построения своей жизни, учащиеся знакомятся с основами планирования и реализации своей жизни и самих себя в ней. Осваивая средства построения своей жизни и развиваясь в личностном обучении, учащиеся становятся еще более развитыми, совершенными и готовыми к созданию и ведению различного рода вида деятельности: работа, обучение, научные интересы и тд. Осваивая средства построения жизни, учащиеся все более погружаются в мир фундаментальных для человеческого бытия закономерностей построения пространственных отношений (статических, динамических, иерархических и др.), знакомятся с основами преобразования реальной жизни.

Так шаг за шагом учащиеся, как творческие личности, развивают сами себя в желаемых для своего креативного бытия направлениях и сферах профессиональной и личностной деятельности. Впоследствии, каждая обученная такому виду роду деятельности личность, будет обучать других ребят, которым трудно становится кем-либо в этом мире, ввиду своих не раскрывшихся способностей, социальной ситуации в семье, обществе, стране.

«Концепция личностного образования»[1], о которой мы говорим, так же представляет собой «процесс пространственного моделирования», ориентирующая молодежь на развитие своего личного потенциала и личностных качеств «творцов[2] своей жизни». В этом смысле, предлагаемый в школе метод принципиально отличается от методов, которые сегодня достаточно широко распространены в системе образования.

Пока что немногие педагоги задумываются над тем, что разбуженное и развитое творчество через личностное образование, как ведущая составляющая жизнедеятельности Личности, Творца, Мыслителя, Гражданина, само по себе делает ценного специалиста любой профессиональной деятельности. Творческое мировоззрение, сформированное у ребенка, становится его атрибутивной характеристикой, как творческой личности. А с творческим образованием человек ценен в любой профессии, так эти люди двигатели прогресса. Но какой смысл нам стоять на месте, когда жизнь так коротка и мы не имеем права влиять на нее общественными стереотипами, которые уже не приносят ничего для прогресса развития человечества. Особенно творческая образованность начинает повсеместно востребоваться сегодня, в период становления постиндустриальной цивилизации.

В качестве подтверждения изложенного стоит рассмотреть результаты анонимного опроса, проводимого автором исследуемой проблемы о необходимости ведения такого рода деятельности. Были опрошены 3 аудитории: учащиеся в 8-11 классе и учителя, учащиеся на 1-3 курсах Московских вузов. На базе проблемы личностного образования и адаптации молодежи к взрослой жизни были получены следующие статистическое данные: Исходя из полученных статистических данных выявлено:

1.  Навыки и инструменты на выходе из школы, нужные для успешной адаптации в современной жизни отсутствуют у молодежи, даже у тех, кто пытался их приобрести. Как следствие, ценность людей падает. Время останавливается. И смысл существования этих людей пропадает в интересах страны.

2.  Большинство стремится получить документ об образовании, вместо внутренне полученных практико-ориентируемых навыков, которые при выходе на работу и вступления в самостоятельную жизнь от молодежи потребуются.

На основании полученных результатов исследования была создана программа «личностное образование», так как требуема самим подрастающим поколением, которая в свою очередь в ГБОУ города Москвы. Актуальность такой программы опирается на необходимость знакомства и подготовки молодежи к современному взрослому миру, и реализацией себя в нем. Проблема социальной адаптации молодежи на сегодняшний день является одной из самых острых социальных проблем нашего государства. Программа так же подразумевает содействие в подготовке выпускников школ к социальной адаптации. Она так же основана на анализе сложившейся в стране социально-демографической ситуации, статистических данных о выпускниках учебных учреждений и спектра других социальных, экономических и правовых факторов. «Личностное образование» так же направлено на сбалансированное решение разноплановых проблем молодежи, предполагает реализацию комплексного подхода к взаимодействию с учебными учреждениями, а также последующую интеграцию предложенных мер в общую концепцию государственного социального обеспечения молодежи, оставшихся без помощи в становлении себя как личности.

Вывод есть результат проведенной научно-исследовательской работы, направленной на разработку и внедрение личностного образования, способствующего развитию проактивности и замотивированности молодежи к жизни, и сбалансированному решению разноплановых проблем, возникающих в процессе социальной адаптации, ориентации и поиска себя в современном обществе.

*материал опирается на дипломную работу Байдина Д.И. написанную в 2015 году;

*проведенная работа зарегистрирована правами собственности;

*работа рецензирована кандидатом экономических наук, профессором Шейниным Э.Я.

*работа проинвентаризована по правам в рамках НИР в МГПУ.

 

 

Список литературы:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации». 

 


[1] Зарегистрировано в базе данных РАО, как объекта интеллектуальной собственности № 015-004147

[2] Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов. Как построить инновационную систему образования Байдин Д., МГПУ Институт менеджмента - 2014