БУДУЩЕЕ НА СТЫКЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ИЛИ МОДЕЛЬ «ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
Секция: 6. Педагогика
XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
БУДУЩЕЕ НА СТЫКЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ИЛИ МОДЕЛЬ «ЛИЧНОСТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ МОЛОДЕЖИ
В современном обществе среднее и общее образование рассматривается как сквозная линия всей системы непрерывного образования, как ступень, предшествующая профессиональной подготовке в вузе. В процессе обучения на каждой ступени активно продуцируются идеи, оказывающие серьезное влияние на все развитие детей, именно оно выстраивает фундамент всего дальнейшего становления и участия личности в жизни общества, в том числе, в научном и техническом творчестве.
Учитывая возникшую роль к преобразованию образовательной модели, следуют выделить следующие предпосылки к развитию инновационного образовательного пространства: формирования построения экономики, базирующейся преимущественно на генерации и использовании знаний, создания и генерации новшеств в педагогической практике. Современному человеку наряду с решением проблем, стоящих перед ним сегодня, необходимо уметь видеть зарождающиеся проблемы завтрашнего дня и быть готовым к их решению в будущем. Данный тезис подтверждает сказанное ранее.
Стратегическими направлениями развития образовательной системы на сегодняшний день становятся как нравственное, так и интеллектуальное развитие человека на основе привлечения его в разнообразную, а главное, самостоятельную деятельность в различных сферах знания, с применением новейших технологий по адаптации человека к новой информационной среде.
На протяжении нескольких лет прослеживается недостаточная вовлеченность молодых людей в научно-исследовательскую деятельность, их пассивность в создании нового, создании себя. По всей видимости, связано это с тем, что многие из них не понимают значимости этой работы, при этом недостаточно в этой области работает его педагогическое окружение или отсутствует поддержка и помощь в развитии научных интересов и их защиты.
Сегодня такая площадка необходима в условиях, при которых на рынок труда совершенно невозможно выйти молодежи без достаточного опыта. Набор опыта поиска и приобретения знаний, а также генерации их в нечто новое – это то, что будет двигать прогрессом, проработано на личном опыте автора и других коллег.
Для всего того, что описано выше, особенно стоит остановится на основах, которые ведут к той политике обучения, при которой будут появляться гении, творцы своего дела. В наши дни в довузовских учебных заведениях (детсады, учебно-воспитательные комплексы, школы, гимназии, лицеи, колледжи) и вузе учат учащихся различным видам деятельности, но первостепенным основам: личностному развитию, самореализации, личностной социализации, самообразованию специально не обучают, а то и вовсе отсутствует работа в этом направлении. Такие данные приведены анонимными опоросами учащихся от 6 класса до 5 курса института. В то время как личностное развитие с точки зрения понятия «я успешная и интеллектуально развитая личность» является видовой характеристикой человеческого бытия. И без такого рода образования, по мнению многих психологов, в том числе и Айзенка Г.Ю., у человека любая осваиваемая деятельность осваивается и осуществляется, как правило, регресивно. Вследствие этого, стагнируется процесс духовного становления личности, его полноценного раскрытия, против чего человек в любом возрасте всегда явно или неявно протестует и просит этого, часто пассивно или на психическом уровне. Если общество отказывает такому человеку в его потребности обучить этому, то происходят сдвиги в психическом развитии (психическими потрясениями и болезнями - депрессиями, стрессами, неврозами и т.д.), или на социальном уровне (антисоциальными нетрудовыми и даже криминальными формами бытия - воровство, алкоголизм, наркомания и т.д.). Учащимся необходимо внимание, как минимум, и как максимум обучения и раскрытия его индивидуальности, при котором он сам определит кем будет и чем будет заниматься без посторонней помощи навязывания социальных стереотипов.
По опросам самих родителей учащихся, так довузовское образование (через которое проходит вся молодежь) не способствует креативной социализации человека, что можно сказать о ранее сказанном, а следовательно - и его ответственности перед обществом. [5] Учащиеся, «не прошедшие» через такого рода довузовского образования, очень часто отличаются такими чертами, как: социальная пассивность, гражданская безответственность, репродуктивное мышление, деятельность по шаблону, потребительство, то есть как раз качествами, противоположными необходимым сегодня человеку и обществу - творческой ментальности и личностно-созидательной деятельности нравственной социальной активности и гражданской ответственности от тех, кто в степени своей развитости смог отыскать, столь ценное образование в его частичной реализации. Особенно в условиях сложившейся за последнее время в экономическом пространстве страны. Подобное обучение есть ключ к отводу молодежи от необдуманных поступков.
Все эти сказанные тезисы, позволили разработать концепцию «личностного образования» на базе ГАОУ ВО МГПУ, основанного так же на личном опыте автора, и апробировать ее в Московской школе. Данная концепция позволяет дополнить собой модель развития пространства личности и совершенствовать направление образования в цепочке становления личности учащегося: «дошкольное образование – начальное образование – общее образование – среднее или среднее специальное образование – высшее образование или работодатель». При концепции «личностное образование» происходит развитие и становление индивидуума, в рамках социальной адаптации, для себя и окружающего пространства, общества, в т.ч. экономического окружения, в котором происходит развитие здорового социально-экономического положения страны.
Общеобразовательные школы, являясь важнейшим институтом гуманизации общественных отношений, формируют жизненные установки личности, так как учащиеся большее время своей жизни проводят в стенах учебных заведений, и обучаются тому, что ждет их там, за стенами школ, университетов, и за весь период образования никто не интересуется, что внутри у ребенка, какой он для этого мира и что он лично хочет для этого мира. То есть полное отсутсвие именно развития самой личности, а именно то, что заложено природой в человека, что раскрывать человек будет в течении всей жизни. Раскрыв всего себя на раннем возрасте, когда так болезненно выглядит мир, ребенок, ставший личностью уже в школьные годы, сможет помочь другим на деле, достигать новых и новых результатов. Тем самым во взрослый мир дети пойдут с умением строить взаимоотношения, с неравнодушием в душе, с комплексом мер и техник: как реализовать себя и свой потенциал в мире, как и где его применить, умея и владея собой.
Данная концепция основана на собственном исследовании автора, поместившегося специально в такие условия, чтобы прийти к таким выводам.
В соответствии с концепцией личностного образования, ядром учебного процесса программы, которая была апробирована в ГБОУ города Москвы «личностное образование» автором, предстает творческий процесс, процесс развития и раскрытия человека как личности. В частности, процесс пространственного личностно-ориентированного образования, ориентированного на развитие у учащихся их природных качеств, и помощь в их становлении и развитии. И только на этой основе возрастает эффективность работы над изучением предметов и без социально-психических травм разворачивает процесс освоения учащимися других программных предметов. Следовательно, данная программа является комплексом мер, необходимых на всем периоде обучения учащихся, с целью решения всех возникающих вопросов у молодежи.
Погружение в такаю, «творческую деятельность» начинается с освоения простейших «пространств» и средств их создания, преобразования, что доступно любому первокласснику или первокурснику вуза. Среди таковых наиболее доступными на начальном этапе примерами могут предстать: успешные люди, которые достигли тех или иных успехов, только благодаря открытию и раскрытию своих внутренних качеств, применения к той или иной профессиональной деятельности, что и послужило столь знаменитому успеху, и вкладам себя в жизнь общества, страны. Осваивая базовые средства построения своей жизни, учащиеся знакомятся с основами планирования и реализации своей жизни и самих себя в ней. Осваивая средства построения своей жизни и развиваясь в личностном обучении, учащиеся становятся еще более развитыми, совершенными и готовыми к созданию и ведению различного рода вида деятельности: работа, обучение, научные интересы и тд. Осваивая средства построения жизни, учащиеся все более погружаются в мир фундаментальных для человеческого бытия закономерностей построения пространственных отношений (статических, динамических, иерархических и др.), знакомятся с основами преобразования реальной жизни.
Так шаг за шагом учащиеся, как творческие личности, развивают сами себя в желаемых для своего креативного бытия направлениях и сферах профессиональной и личностной деятельности. Впоследствии, каждая обученная такому виду роду деятельности личность, будет обучать других ребят, которым трудно становится кем-либо в этом мире, ввиду своих не раскрывшихся способностей, социальной ситуации в семье, обществе, стране.
«Концепция личностного образования»[1], о которой мы говорим, так же представляет собой «процесс пространственного моделирования», ориентирующая молодежь на развитие своего личного потенциала и личностных качеств «творцов[2] своей жизни». В этом смысле, предлагаемый в школе метод принципиально отличается от методов, которые сегодня достаточно широко распространены в системе образования.
Пока что немногие педагоги задумываются над тем, что разбуженное и развитое творчество через личностное образование, как ведущая составляющая жизнедеятельности Личности, Творца, Мыслителя, Гражданина, само по себе делает ценного специалиста любой профессиональной деятельности. Творческое мировоззрение, сформированное у ребенка, становится его атрибутивной характеристикой, как творческой личности. А с творческим образованием человек ценен в любой профессии, так эти люди двигатели прогресса. Но какой смысл нам стоять на месте, когда жизнь так коротка и мы не имеем права влиять на нее общественными стереотипами, которые уже не приносят ничего для прогресса развития человечества. Особенно творческая образованность начинает повсеместно востребоваться сегодня, в период становления постиндустриальной цивилизации.
В качестве подтверждения изложенного стоит рассмотреть результаты анонимного опроса, проводимого автором исследуемой проблемы о необходимости ведения такого рода деятельности. Были опрошены 3 аудитории: учащиеся в 8-11 классе и учителя, учащиеся на 1-3 курсах Московских вузов. На базе проблемы личностного образования и адаптации молодежи к взрослой жизни были получены следующие статистическое данные: Исходя из полученных статистических данных выявлено:
1. Навыки и инструменты на выходе из школы, нужные для успешной адаптации в современной жизни отсутствуют у молодежи, даже у тех, кто пытался их приобрести. Как следствие, ценность людей падает. Время останавливается. И смысл существования этих людей пропадает в интересах страны.
2. Большинство стремится получить документ об образовании, вместо внутренне полученных практико-ориентируемых навыков, которые при выходе на работу и вступления в самостоятельную жизнь от молодежи потребуются.
На основании полученных результатов исследования была создана программа «личностное образование», так как требуема самим подрастающим поколением, которая в свою очередь в ГБОУ города Москвы. Актуальность такой программы опирается на необходимость знакомства и подготовки молодежи к современному взрослому миру, и реализацией себя в нем. Проблема социальной адаптации молодежи на сегодняшний день является одной из самых острых социальных проблем нашего государства. Программа так же подразумевает содействие в подготовке выпускников школ к социальной адаптации. Она так же основана на анализе сложившейся в стране социально-демографической ситуации, статистических данных о выпускниках учебных учреждений и спектра других социальных, экономических и правовых факторов. «Личностное образование» так же направлено на сбалансированное решение разноплановых проблем молодежи, предполагает реализацию комплексного подхода к взаимодействию с учебными учреждениями, а также последующую интеграцию предложенных мер в общую концепцию государственного социального обеспечения молодежи, оставшихся без помощи в становлении себя как личности.
Вывод есть результат проведенной научно-исследовательской работы, направленной на разработку и внедрение личностного образования, способствующего развитию проактивности и замотивированности молодежи к жизни, и сбалансированному решению разноплановых проблем, возникающих в процессе социальной адаптации, ориентации и поиска себя в современном обществе.
*материал опирается на дипломную работу Байдина Д.И. написанную в 2015 году;
*проведенная работа зарегистрирована правами собственности;
*работа рецензирована кандидатом экономических наук, профессором Шейниным Э.Я.
*работа проинвентаризована по правам в рамках НИР в МГПУ.
Список литературы:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
[1] Зарегистрировано в базе данных РАО, как объекта интеллектуальной собственности № 015-004147
[2] Сборник научных статей преподавателей, аспирантов, соискателей и студентов. Как построить инновационную систему образования Байдин Д., МГПУ Институт менеджмента - 2014