Статья:

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПСИХОЛОГОВ

Конференция: XXXI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Казионова Ю.М., Анжина О.А., Карлов Д.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПСИХОЛОГОВ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(30). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2(30).pdf (дата обращения: 31.03.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 45 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СЕМАНТИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ПСИХОЛОГОВ

Казионова Юлия Михайловна
студент 1 курса магистратура факультета психологии ТГУ, РФ, г. Томск
Анжина Ольга Андреевна
студент 1 курса магистратура факультета психологии ТГУ, РФ, г. Томск
Карлов Дмитрий Владимирович
студент 1 курса магистратура факультета психологии ТГУ, РФ, г. Томск
Иванова Светлана Петровна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц., СибГМУ, ТГУ, РФ, г. Томск

В ходе профессионального становления личность специалиста претерпевает постоянные изменения, которые включают в себя появление психических новообразований, возникновение новых психических структур, механизмов, процессов. Особенно это касается специалистов помогающих профессий, в частности – психологов.

Психосемантика — область психологии, изучающая генезис, строение и функционирование индивидуальной системы значений. Психосемантика анализирует влияние мотивационных факторов и эмоциональных состояний субъекта на формирующуюся у него систему значений [2].

Практическая деятельность психолога является подходящей областью для исследования влияния профессиональной деятельности на семантическое пространство и индивидуально – психологические особенности специалистов, поскольку высокий уровень их рефлексии позволит получить более объективные результаты.

Знания о процессе профессионального становления специалистов позволят создать более эффективную систему профилактики эмоционального выгорания и профессиональной деформации.

Цель исследования – выявление взаимосвязей между особенностями семантического пространства и стадией профессионализации специалиста.

Гипотеза исследования – существуют достоверные различия между особенностями семантического пространства на разных стадиях профессионализации, т.к. профессиональная деятельность оказывает влияние на личность и семантическое пространство специалиста.

Объектом исследования является семантическое пространство человека, предметом – особенности семантического пространства психологов на разных стадиях профессионализации.

В выборку вошли студенты 5 курса СибГМУ факультета поведенческой медицины и менеджмента и специалисты-психологи, практикующие более 5 лет. Объем выборки - 40 человек. Выборка случайна и репрезентативна.

Для исследования семантического пространства была использована «Методика семантического дифференциала» [3], для исследования интеллектуальных и коммуникативных свойств личности (так как данные свойства личности являются значимыми для работы психолога) использован «Многофакторный личностный опросник 16PF» [1].

Для выявления достоверных различий между независимыми выборками был использован U – критерий Манна-Уитни.

Результаты исследования

1.  Анализ и интерпретация исследования семантического пространства психологов на разных стадиях профессионализации.

В ходе исследования семантического пространства при помощи методики «Семантический дифференциал» получены следующие данные:

Рисунок 1. Средние значения выборок по методике «Семантический дифференциал» в баллах

 

По результатам математического статистического анализа данных можно сделать следующие выводы:

1)  По уровню выраженности эмоционального отношения к категории «профессия» существуют статистически значимые различия между данными группами. Психологи, работающие в профессии более 5 лет, более эмоционально относятся к данной категории – среднее значение по шкале в данной выборке 18,5 баллов (у студентов – всего 6 баллов).

2)  По уровню выраженности эмоционального отношения к категории «работа» также существуют статистически значимые различия между выборками. Наиболее высокое среднее значение в 21 балл – у психологов с опытом более 5 лет (в выборке пятикурсников – 12,5 баллов).

3)  По уровню выраженности эмоционального отношения к категории «ответственность» статистически значимые различия так же существуют. Наиболее высокое значение у респондентов группы специалистов с опытом работы более 5 лет – 20 баллов (13,5 баллов у студентов 5 курса).

4)  По уровню выраженности отношения к категории «профессиональное развитие» существуют статистически значимые различия между группами студентов 5 курса и специалистами со стажем более 5 лет. Наиболее высокое среднее значение у группы специалистов, имеющих стаж более 5 лет – 23,5 балла (у студентов несколько ниже – 19,5 баллов).

5)  По уровню выраженности отношения к категории «помощь» также выявлены статистически значимые различия. Наиболее высокое значение эмоционального отношения выявлено у группы специалистов, имеющих стаж более 5 лет – 23 балла (и всего 15 баллов у студентов).

6)  По уровню выраженности отношения к категории «люди» существуют статистически значимые различия в исследуемых группах. Наиболее высокое значение эмоционального отношения выявлено у группы специалистов, имеющих стаж более пяти лет – 24 балла (у студентов только 14 баллов).

Как мы видим, по всем шкалам данной методики в группе психологов со стажем более 5 лет наблюдаются более высокие средние значения, чем в группе студентов 5 курса. Все различия статистически достоверны. Это говорит о наличии влиянии профессиональной деятельности психолога на эмоциональное отношение к своей профессии. Наибольшая разница средних значений среди выборок по шкале «профессия» (у специалистов с опытом показатель выше в 3 раза), наименьшая по шкале «профессиональное развитие». Таким образом, за время психологической практики понятие профессии становится более значимым, важным, а понятие профессионального развития имеет большое значение для психологов на всех этапах профессионального становления.

2.  Анализ и интерпретация исследования индивидуально-психологических особенностей личности на разных стадиях профессионализации.

В ходе исследования индивидуально-психологических особенностей личности при помощи методики многофакторного исследования личности был выявлен уровень выраженности факторов A, B, и H для каждой выборки.

1)  Фактор А (общительность): различия по уровню выраженности фактора между двумя данными группами респондентов статистически достоверны. Самый высокий уровень выраженности фактора наблюдается в группе специалистов со стажем более 5 лет – 7,5 баллов, у пятикурсников – 4,5, т.е. практикующие психологи более общительны, нежели студенты, что соответствует выбранной ими деятельности.

2)  Фактор B (интеллектуальность). Различия по уровню выраженности фактора между группами статистически достоверны. Наиболее высокий уровень выраженности фактора наблюдается в группе специалистов со стажем более 5 лет – 8,5 баллов. У студентов 5 курса – 5,5 баллов. Это говорит о более высоком уровне вербальной культуры и эрудиции у психологов с опытом.

3)  Фактор H (активность в социальных контактах). Различия по уровню выраженности фактора между группами статистически достоверны. В группе специалистов со стажем более 5 лет наиболее высокий уровень выраженности фактора – 8 баллов. 5 баллов – средний показатель группы пятикурсников. Т.е. практикующие специалисты более смелы и активны в социальном взаимодействии, что так же соответствует их профессии.

Существуют достоверные различия в индивидуально-психологических особенностях личности на разных стадиях профессионализации. Наиболее высокий общий уровень выраженности по всем трем исследуемым факторам был выявлен в группе специалистов со стажем работы более 5 лет. Таким образом, респонденты данной группы обладают необходимыми для психолога навыками: предпочитают общение одиночеству, активно ищут социальных контактов и имеют развитый навык вербального общения и общей эрудированности. У студентов 5 курса данные навыки развиты слабее, поэтому мы можем предположить, что профессиональная деятельность психолога развивает их.

Цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена, т.к. выявлено существование достоверных различий семантического пространства психологов на разных стадиях профессионализации, и наглядно показан факт влияния профессиональной психологической деятельности на личность человека.

 

Список литературы:
1. Капустина, А. Н. Многофакторная личностная методика Р. Кэттеллла/ А.Н. Капустина — СПб.: Речь, 2006. — 190с.
2. Мещеряков, Б.Г., Зинченко, В.П. Большой психологический словарь. — М.: АСТ, СПб.: Прайм-Еврознак, 2008. — 868 с.
3. Петренко, В.Ф. Основы психосемантики/ В.Ф.Петренко. — СПб.: Питер, 2005. — 480 с.