Статья:

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Барабанова Е.В. ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(31).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 37 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАГНОСТИКА ПАМЯТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Барабанова Елена Валерьевна
студент факультета психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Лях Татьяна Ильинична
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры специальной психологии Тульского государственного педагогического университета им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

На сегодняшний день проблема развития памяти младших школьников является актуальной и социально значимой. Младший школьный возраст – этап существенных изменений в психическом развитии [1, с. 125]. Из этого следует вывод, что память, как и любой другой психический процесс претерпевает значительные изменения, которые заключаются в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Память – это способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности длительно хранить информацию и многократно вводить её в сферу сознания и поведения [2, с.87].

Исследованием психологических особенностей памяти младших школьников занимались многие отечественные психологи (П.И. Зинченко, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский, Е.О. Смирнова, Н.Ф. Добрынина, А.А. Смирнов, С.Л. Рубинштейн)

Известно, что эффективность учения в младшем школьном возрасте во многом зависит от степени развития памяти. А это в свою очередь доказывает полезность и нужность данного исследования.

Основываясь на выше сказанном, предмет исследования составила диагностика памяти детей младшего школьного возраста. Поэтому целью нашего исследования явилось составление и апробирование диагностической программы для изучения особенностей памяти детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования включали в себя:

1.  Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме изучения памяти и по научно-методическим основам диагностического исследования памяти у детей младшего школьного возраста;

2.  Составить диагностическую программу в ходе изучения памяти у детей младшего школьного возраста;

3.  Апробировать составленную диагностическую программу в ходе изучения особенностей памяти у детей младшего школьного возраста.

4.  Проанализировать результаты, полученные в ходе проведения диагностического исследования памяти у детей младшего школьного возраста и сформулировать рекомендации по развитию.

Составленная и апробированная в данном исследование диагностическая программа включала в себя следующие методики:

1.  «Изучение типа памяти», автор О.Н. Истратова.

2.  Методика «10 пар слов» автор Л.Ф. Тихомирова.

3.  «Изучение зрительной памяти» по методике В. Векслера.

4.  Методика «Запомни цифры», автор Л.Ф. Тихомирова.

5.  Методика «Образная память», автор Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.

Исследование было проведено на базе МОУ «Чернятинская СОШ №15» Ефремовский район. В исследование принимали участие 5 человек в возрасте 8-9 лет (2 класс), из них 2 девочки, 3 мальчика.

Проведённый диагностический срез с целью исследования памяти детей младшего школьного возраста и обработка результатов, позволяет сформулировать следующие результаты:

1.  Результаты, полученные с помощью методики О.Н. Истратовой «Изучение типа памяти» показали, что уровень развития комбинированной памяти у этих детей находится на высоком уровне развития. Низкий уровень развития имеет слуховой тип памяти, средний уровень развития выявлен у зрительного типа памяти. Исходя из этого, нужно рекомендовать в дальнейшем проводить коррекцию зрительной и слуховой памяти у этой группы детей младшего школьного возраста.

Анализ результатов по данной методике показал наличие гендерных различий в сформированности типов памяти у девочек и мальчиков. Так, у девочек лучше развиты такие типы памяти, как слуховая и моторно-слуховая, в тоже время у мальчиков лучше развиты комбинированная и зрительная память.

 

Рисунок 1. Сводные данные о преобладающем типе памяти, полученные с помощью методики О.Н. Истратовой «Изучение типа памяти»

 

2.  Результаты исследования, полученные по методике «10 пар слов» Л.Ф. Тихомировой показали, что у большинства детей (60%), что составляет 3-ое испытуемых, уровень развития смысловой памяти находится на низком уровне развития, у 20% детей (по 1-му испытуемому) на среднем и высоком уровне развития смысловой памяти. Основываясь на этих данных можно рекомендовать проводить в дальнейшем коррекцию смысловой памяти у этих младших школьников.

 

Рисунок 2. Сводные данные об уровне развития смысловой памяти, полученные с помощью методики «10 пар слов»

 

3.  Результаты, полученные с помощью методики Векслера, позволили констатировать, что у большинства детей (60% - 3-ое испытуемых) имеется высокий уровень развития зрительной памяти, у 40% детей (2-ое испытуемых) выявлен средний уровень развития зрительной памяти. Исходя из этих данных, можно выявить, что зрительная память у этих младших школьников не требует дальнейшей коррекции.

 

Рисунок 3. Сводные данные об уровне развития зрительной памяти, полученные с помощью методики В. Векслера

 

4.  Результаты исследования, полученные по методике «Запомни цифры» автор Л.Ф. Тихомирова показали, что у большинства детей (60% - 3-ое испытуемых) низкий уровень развития слуховой памяти, у 20% детей (по 1-му испытуемому) выявлен очень низкий и средний уровень развития кратковременной слуховой памяти. Поэтому также рекомендуется проводить в дальнейшем коррекцию кратковременной слуховой памяти.

 

Рисунок 4. Сводные данные об уровне развития кратковременной слуховой памяти, полученные с помощью методики «Запомни цифры»

 

5.  Исследования по методике «Образная память» авторы Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина показали, что у 60% детей, что составляет 3-ое испытуемых, уровень образной памяти находится на среднем уровне развития, у 40% детей (2-ое испытуемых) уровень образной памяти находится на высоком уровне развития. Из этих результатов следует, что образная память у этих младших школьников не требует дальнейшей коррекции.

 

Рисунок 5. Сводные данные об уровне развития образной памяти, полученные с помощью методики «Образная память»

 

Таким образом, исследование позволило установить, что в младшем школьном возрасте преобладает комбинированный вид памяти, образная память у детей развита лучше, чем смысловая, зрительная память также развита лучше, чем слуховая. Следовательно, необходима коррекция зрительной, слуховой и смысловой памяти.

 

Список литературы:
1. Зарубин М.М. Практические советы психолога // М.М. Зарубин. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - С. 125.
2. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М.,2011. - С. 87.
3. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти: Хрестоматия / Ред. Ю.Б.