ИГИЛ – НЕКОТОРЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ («ИГИЛ», террористическая группировка, деятельность которой запрещена в России, – прим. ред.)
Секция: 10. Юриспруденция
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИГИЛ – НЕКОТОРЫЕ МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ («ИГИЛ», террористическая группировка, деятельность которой запрещена в России, – прим. ред.)
Актуальность данной статьи состоит в том, что на сегодняшний день проблема терроризма продолжает занимать ведущее место среди прочих проблем и представляет прямую угрозу международному миру и безопасности. Серьезную обеспокоенность всего мирового сообщества вызывают непрекращающиеся и многочисленные террористические акты, совершаемые организацией «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ («ИГИЛ», террористическая группировка, деятельность которой запрещена в России, – прим. ред.), кроме того известное как «Даиш»), которая во многих странах была признана террористической и деятельность которой была запрещена на их территории[1]. На протяжении нескольких последних лет сообщения о совершенных или готовящихся преступных террористических актах ИГИЛ занимают первые страницы газет, журналов, различных новостных лент как в социальных сетях, так и на телевидении.
Террористическая активность, начиная с лета 2014 года, по настоящее время находится на своём историческом пике и продолжает расти, что является серьезным дестабилизирующим фактором для региона Ближнего Востока и всего мирового сообщества в целом. Совет Безопасности ООН в своих резолюциях не раз выражал большую озабоченность тем, что Исламское государство Ирака и Леванта(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) контролирует части территории Ирака и Сирии, отмечая при этом отрицательное влияние их присутствия, распространение ими воинствующей экстремистской идеологии, а также жестокое совершение ими актов насилия. При том это является прямым посягательством на главные ценности, которые подпадают под защиту международного права, такие, как законность, приоритет защиты гражданских лиц, уважение прав человека и основных свобод, и мирный способ урегулирования конфликтов. Террористические акты, совершенные за последние два с половиной года, продемонстрировали, что ИГИЛ и другие связанные с Аль-Каидой организации, в настоящее время это одни из самых крупных террористических группировок, представляющих опасность для всех стран мира.
Проблемы борьбы с терроризмом актуальны в Республике Казахстан, также, как и во многих других странах, что связано с резким ростом числа террористических актов в государствах ближнего и дальнего зарубежья. Несмотря на то, что Казахстан считается одним из наиболее стабильных государств в Центральноазиатском регионе, начиная с осени 2011 года, как сообщают официальные источники, были совершены теракты в таких городах, как Актобе, Атырау, Астана, Алматы, Тараз.
Как известно, ответственность за взрывы, прогремевшие возле административных зданий города Атырау 31 октября 2011 года, взяла на себя группировка «Солдаты Халифата» [1]. Так, в сети Интернет на одном из сайтов был размещен видеоролик «Обращение к правительству Казахстана» в связи с принятием закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях от 11 октября 2011 года [2]. А если быть точнее, то в связи с введением статьи 7 «Религиозные обряды и церемонии», согласно пункту 3 которой «Не допускается проведение (совершение) богослужений, религиозных обрядов, церемоний и (или) собраний, а также осуществление миссионерской деятельности на территории и в зданиях:
1) государственных органов, организаций;
2) вооруженных Сил, других войск и воинских формирований, судебных и правоохранительных органов, других служб, связанных с обеспечением общественной безопасности, защитой жизни и здоровья физических лиц;
3) организаций образования, за исключением духовных (религиозных) организаций образования» [3].
Отметим, что несмотря на прозвучавшую угрозу данная статья закона о религиозной деятельности и религиозных объединениях оставлена без изменений, а организация «Солдаты Халифата» была признана террористической по решению Атырауского городского суда от 25 ноября 2011 года [4]. Тем самым, руководство Казахстана продемонстрировало мировой общественности свою твердую и бескомпромиссную решимость бороться с международным терроризмом.
Соответственно, мы можем утверждать, что угроза терроризма на фоне происходящих в мире событий присутствует. И если учесть тот факт, что ИГИЛ представляет собой глобальную и беспрецедентную угрозу международной безопасности, противодействие этой угрозе должно стать наиболее приоритетным направлением деятельности каждого государства без исключения. Всестороннее изучение проблем, связанных с террористической деятельностью Исламского государства(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России), и вопросов противодействия этой организации необходимо для того, чтобы расширить познания в области правового регулирования борьбы с терроризмом и принятия мер профилактики терроризма и в Казахстане.
Сейчас большинство российских и казахстанских экспертов высказывают мнение о том, что ИГИЛ представляет угрозу и для безопасности России, Казахстана и Азербайджана. В своем интервью старший научный сотрудник Научно-исследовательского и аналитического центра по вопросам религий Министерства культуры и спорта РК отметила, что сотни узбекских, казахстанских и туркменских добровольцев, воюя сейчас в рядах ИГИЛ, приобретают боевой опыт, обладают современным оружием и вербуют все новых сторонников[5]. Так экс-председатель Комитета национальной безопасности РК Н. Абыкаев отметил, что число казахстанцев, находящихся в так называемом «Исламском государстве»(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России), составляет более 300 человек, и половина из них женщины. Из числа находящихся в «Исламском государстве»(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) создан так называемый «Казахский жамагат» [6].
Трагические события, спровоцированные ИГИЛ, которые произошли в июне 2015 года в Сусе, в начале октября 2015 года в Анкаре, в конце октября этого же года над Синаем, в ноябре в Бейруте и Париже, и ведущиеся военные действия ИГИЛ в Сирии и Ираке по свержению правительства являются ярким подтверждением необходимости скоординированной борьбы мирового сообщества с указанной террористической организацией, представляющей наибольшую опасность. Изучая исторические особенности, проблемные вопросы и проявления терроризма со стороны ИГИЛ, как преступления международного характера, возможно предотвратить развитие подобных террористических актов, совершаемых ИГИЛ, в нашем государстве.
Касательно истории возникновения то, как отмечается во многих источниках, Исламское государство Ирака и Леванта(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) было образовано в октябре 2006 года, в результате объединения одиннадцати группировок, связанных с международной террористической организацией «Аль-Каида». Данная организация до 2013 года была малоизвестна и численность составляла всего несколько тысяч человек в целом, это были бывшие солдаты и офицеры из армии Саддама Хусейна. Весной 2011 года ИГИЛ стал возглавлять Абу Бакр аль-Багдади, который взял курс на самофинансирование организации посредством нелегальной и преступной деятельности. Наибольшую известность ИГИЛ получило летом 2014 года после захвата города Мосул и начала активной террористической деятельности в Ираке, Сирии, а позже и в других странах[7]. Таким образом, процесс изучения данного вопроса, мы полагаем будет правильным охватить временной период, начиная с осени 2006 года и по настоящее время.
Среди казахстанских работ существует большое количество литературы, научных диссертаций и статей, посвященных в целом проблеме исследования терроризма и экстремизма, и правовым вопросам противодействия им, однако работы, отдельно посвященные Исламскому государству (ИГИЛ)(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) в контексте международно-правовых вопросов противодействия данной террористической организации отсутствуют. Поскольку ИГИЛ было образовано относительно недавно, глубоких обобщающих аналитических публикаций по данной проблеме в Казахстане не так много. Что касается научно-исследовательских работ по теме «Исламское государство (ИГИЛ)(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) и некоторые актуальные международно-правовые вопросы противодействия террористической организации на Ближнем Востоке», то их пока нет в Казахстане. Имеющиеся многочисленные статьи, научные публикации различных авторов имеют в основном общий оценочный характер.
Ознакомившись с имеющимися публикациями, можно отметить, что встречаются различные заметки и статьи в своем большинстве политологического характера, в частности, по истории становления и развития ИГИЛ, по ее террористической деятельности и вопросам финансирования террористической организации, кроме того достаточно много статей посвящены позициям России и США, как ведущих стран и постоянных членов Совета Безопасности ООН, в борьбе с Исламским государством. Подтверждением тому служат высказывания О.Н. Хлестова - к.ю.н., профессора, заслуженного юриста РФ, руководителя Экспертной группы по международному праву, которые прозвучали в интервью «О беженцах в Европе, ИГИЛ и позиции России на Генеральной Ассамблеи ООН». В своем интервью О.Н. Хлестов отмечает, что происходящим сегодня событиям дается политическая оценка «о политике говорят, но о международном праве мало. То, что сейчас происходит это показатель того насколько важно международное право, какое оно имеет значение. Международное право послевоенное созданное в итоге второй мировой войны – это прогрессивное международное право, которое установило, с учетом страданий и бедствий второй мировой войны, справедливый миропорядок и это величайшее достижение человечества потому, что посмотрите основные принципы, закрепленные в уставе ООН и других документах, признаны и США, и европейскими странами» [8].
Проблема борьбы с терроризмом опирается на большую документальную базу, которую можно разделить на две группы. Первую группу составляют международно-правовые документы универсального, регионального характера. Основные из них, это 16 универсальных конвенций, принятых в основном в рамках Организации Объединенных Наций (ООН), из них 13 контртеррористических конвенций и три протокола, и резолюции Совета Безопасности ООН, посвященные угрозам международному миру и безопасности, исходящим от террористических организаций. Кроме того, существуют правовые документы таких региональных международных организаций, как Совет Европы (СЕ), Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), Лига арабских государств (ЛАГ) и другие. Ко второй группе источников относятся доклады, интервью, послания и выступления глав государств, министров, членов законодательной власти, специалистов по международному праву Казахстана, России, США и, непосредственно, стран Ближнего Востока. Недостаточная научная исследованность темы, отсутствие обобщающих работ и наличие определенной международно-правовой базы объясняют необходимость и важность ее изучения.
В наше время терроризму свойственен международный характер, поскольку выходит за национальные рамки одного государства, и акты терроризма привели к необходимости формирования международной системы борьбы с ним. Даже учитывая тот факт, что ИГИЛ появилось сравнительно недавно, организация уже успела обозначить себя на мировой и региональной арене как опасная террористическая угроза безопасности. Борьба с террористической организацией должна осуществляться, главным образом, в рамках ООН, поскольку действия некоторых государств могут носить двойственный и нескоординированный характер. Совет Безопасности ООН является ключевым звеном в вопросах противодействия терроризму, поскольку перед ним стоит задача не только определить масштабы угрозы ИГИЛ, но и разработать коллективные меры, направленные на подавление преступной террористической деятельности.
Важным международно-правовым инструментом на сегодняшний день являются резолюции Совета Безопасности ООН, принимаемые в целях борьбы с ИГИЛ и лицами, группами, организациями, связанными с Аль-Каидой. Так, в резолюциях 2199 от 12 февраля 2015 года и 2170 от 15 августа 2014 года значительное количество положений посвящены вопросам противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию ИГИЛ. Позже 17 декабря 2015 года на заседании СБ ООН была принята резолюция 2253 сконцентрированная на пресечении финансирования терроризма и санкциях против ИГИЛ. В данной резолюции совет постановил переименовать Комитет по санкциям против Аль-Каиды в Комитет по санкциям против ИГИЛ (Даиш) и Аль-Каиды. Согласно резолюции, все государства обязаны установить санкции в отношении ИГИЛ, Аль-Каиды и связанных с ними лиц, групп, организаций [9]. Эти санкционные меры включают замораживание активов, безотлагательное замораживание средств и прочих финансовых активов или экономических ресурсов, эмбарго на торговлю нефтью и культурными ценностями, запрет на поездки, эмбарго в отношении оружия. В целях пресечения финансирования терроризма члены СБ ООН настоятельно призвали все государства использовать международные стандарты, зафиксированные в сорока пересмотренных рекомендациях о противодействии отмыванию денег.
В этой связи Секретарь совета безопасности Казахстана Н. Ермекбаев предложил «замораживать» имущество лиц, которые связаны с террористическими и экстремистскими организациями. В своем предложении он высказался о целесообразности создания единого перечня организаций и лиц, причастных к финансированию терроризма и экстремизма, и юридически закрепить вопросы выявления и замораживания активов, принадлежащих этим организациям и лицам. Кроме того, им было предложено активизировать меры по реализации существующих международных конвенций и резолюций, прежде всего, резолюции 2178 СБ ООН об актуальной проблеме иностранных боевиков-террористов, возвращающихся из районов локальных войн и вооруженных конфликтов, и резолюции 2199 СБ ООН по пресечению финансирования террористических организаций за счет нелегальной торговли нефтью [10].
В Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года дается понятие «средств финансирования терроризма». В свою очередь, конвенционное определение средств финансирования терроризма необходимо для того, чтобы государства-участники при конструировании соответствующих норм национального законодательства не только единообразно их понимали и толковали, но и применяли. Так как «наличие нормативно закрепленного определения направлено на расширение возможностей международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом» [11].
Сразу хотелось бы отметить значимость Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), которая представляет собой независимую межправительственную организацию, разрабатывающую принципы для защиты всемирной финансовой системы от угроз отмывания денег, финансирования терроризма. Рекомендации ФАТФ представляют собой общепризнанные международные стандарты по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Данная Группа в феврале 2015 года подготовила отчет о финансировании террористической организации ИГИЛ. В октябре 2014 года ФАТФ начала свое исследование в выявлении способов привлечения, перевода и использования средств ИГИЛ. Это исследование проводилось в целях пресечения финансовых потоков, лишения ИГИЛ его ресурсов, а также предотвращения злоупотреблений со стороны ИГИЛ в отношении финансового и экономического секторов[12]. Одной из задач является содействие государствам в осуществлении своих обязательств в рамках надлежащих Резолюций СБ ООН, в которых совет открыто объявляет незаконным «любое участие в прямой или косвенной торговле с ИГИЛ» и возлагает на все государства обязательства по предотвращению и подавлению финансирования поездок иностранных боевиков-террористов и прочей их деятельности.
Однако уровень террористической угрозы на сегодня остается достаточно высоким, и для ее эффективного предотвращения необходимо максимальное вовлечение и региональных международных организаций, таких как ШОС, ЛАГ, ОБСЕ, ОДКБ. Генеральный Секретарь ООН в своих официальных заявлениях не раз подчеркивал, что в основе борьбы с терроризмом должен лежать всесторонний подход к решению этой проблемы на глобальном, региональном и национальном уровне. Так, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) будучи крупнейшей в мире региональной организацией, занимающейся вопросами безопасности, на 22 встрече Совета Министров приняли «Декларацию о предупреждении насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму, и противодействии им» [13]. В Декларации Министры иностранных дел призывают государства-участники продолжать усиливать меры по предупреждению насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму, включая усилия по противодействию финансированию терроризма и его пресечению, особо отмечая, что всякие источники дохода помогают вербовке и укрепляют оперативную способность организовывать и осуществлять террористические акты. Кроме того, ОБСЕ делает акцент на работе с молодежью, так в 2014-2015 годах была проведена Конференция на тему «Работа с молодежью в интересах молодежи: защита от радикализации» и Молодежный саммит. На фоне активного осуществления ИГИЛ вербовки иностранных боевиков-террористов работа с молодежью и их вовлечение в деятельность по предупреждению и пресечению насильственного экстремизма и радикализации, ведущих к терроризму, и противодействии им, как никогда актуальны.
Что же касается деятельности Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в области безопасности и пресечения террористической угрозы, то следует отметить итоги встречи в Уфе 9–10 июля 2015 года. На встрече были приняты такие документы, как «Уфимская декларация глав государств-членов ШОС» и «Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии государств-членов ШОС по пограничным вопросам» [14]. В частности, соглашение направлено на углубление сотрудничества в области укрепления безопасности внешних границ, в первую очередь в целях эффективного противодействия контрабанде наркотиков и оружия, пресечения проникновения боевиков террористических организаций. В целом, если анализировать деятельность ШОС или ОДКБ, то она в основном сводится к рассмотрению вопросов террористической угрозы на уровне заявлений глав государств-членов этих региональных организаций. И потому считаю важным принятие более конкретных документов, ориентированных на вопросах противодействия и борьбы с ИГИЛ, как организации, представляющей на сегодняшний день наибольшую угрозу.
Рассматривая международно-правовые вопросы противодействия ИГИЛ, как террористической организации важно проанализировать организационно-практический опыт и позицию некоторых стран в борьбе с ИГИЛ. Так, Россия, являясь одной из ведущих стран и постоянным членом Совета Безопасности ООН принимает все усилия по противодействию террористической угрозе со стороны ИГИЛ. В частности, Верховный суд РФ 29 декабря 2014 года удовлетворил заявление Генерального Прокурора РФ и вынес решение о признании международной организации «Исламское государство Ирака и Леванта»(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) террористической и о запрете ее деятельности на территории России. В решении Верховного суда говорится что, лидеры ИГИЛ рассматривают в качестве объекта своих террористических устремлений также территорию России, и делается ссылка на видеоролик «Исламское государство(«Исламское государство», террористическая организация, деятельность которой запрещена в России) - послание Путину. Мы освободим Чечню и весь Кавказ», размещенный боевиками на сайте в интернете [15]. Таким образом, ИГИЛ был внесен в Единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством РФ террористическими, из этого следует, что какое-либо участие в деятельности этой организации, подпадающее под соответствующую статью Уголовного Кодекса РФ, повлечет за собой уголовную ответственность.
Позиция России заключается в необходимости создания широкого фронта для борьбы с ИГИЛ, как неоднократно говорил Президент РФ в своих официальных заявлениях, в том числе и на 70-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, которая проходила в сентябре 2015 года. При этом коалиция по борьбе с террористической угрозой должна действовать только с санкции Совета Безопасности ООН и одобрения руководства Сирии и Ирака. На сегодняшний день Россия продолжает оказывать военно-техническую помощь Сирии в борьбе с ИГИЛ. Как заявил президент РФ Владимир Путин в своем интервью американскому телеканалу CBS: «Россия оказывает военно-техническую помощь легитимному правительству Сирии по их просьбе и исходя из принципов международного права и по легальным контрактам» [16].
На очередном саммите Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), который прошел в сентябре 2015 года, главной темой стала борьба с террористическими угрозами. В ходе своего выступления на саммите Президент РФ призвал все государства-участники оказать поддержку Сирии в противодействии террористическим организациям. Так, И. Фархутдинов, доктор юридических наук, главный редактор Евразийского юридического журнала, в своей статье отмечает следующее: «На большом Ближнем Востоке происходит массовое нарушение прав человека. Россия поддерживает линию Совета Безопасности ООН на рассмотрение и прекращение массовых нарушений прав человека как подпадающих под главу VII Устава ООН. Она также выступает за соблюдение гуманитарного права во время межгосударственных и немеждународных вооруженных конфликтов в Сирии»[17]. Кроме того, Россия поддержала принятые в рамках ООН резолюции Совета Безопасности, которые направлены на пресечение террористической деятельности, отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.
В целях противодействия террористической угрозе Казахстан, во-первых, последовал опыту России и включил ИГИЛ в список запрещенных террористических организаций на территории нашего государства. Соответствующее решение было вынесено судом Есильского района г.Астаны от 15 октября 2015 года[4]. И это является необходимой юридической процедурой, создающей правовую основу для привлечения к уголовной ответственности всех лиц, которые участвуют в деятельности организации или оказывают ей какое-либо содействие. Вторым важным моментом является реализация на национальном уровне тех мер, которые закреплены в резолюциях Совета Безопасности ООН, главным образом, касающихся перекрытия источников финансирования, запрета на торговлю нефтью, запрета на поездки. Механизмы противодействия финансированию террористических организаций, в частности ИГИЛ, закреплены и в международных стандартах ФАТФ, которые также должны быть приведены в действие каждым государством. Все государства, в том числе и Казахстан, должны тесно взаимодействовать в области оказания правовой помощи по расследованию преступлений, связанных с финансированием ИГИЛ, включая выдачу и привлечение к ответственности виновных лиц.
[1] Примечание автора статьи: ИГИЛ было признано террористической организацией в США, Канаде, Великобритании, Австралии, Таджикистане, Турции, Египте, ОАЭ, Индии, Индонезии, а также России (Решение Верховного Суда РФ от 29 декабря 2014 г. N АКПИ14-1424С)