Статья:

ТЕМАТИЧЕСКИЕ САДЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Башмакова А.В. ТЕМАТИЧЕСКИЕ САДЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(31).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕМАТИЧЕСКИЕ САДЫ СЕВЕРНОЙ АМЕРИКИ

Башмакова Анастасия Васильевна
студент художественно-графического факультета Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Дрягина Вера Борисовна
научный руководитель, кандидат педагогических наук, доц. Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

Тематические сады — совершенно уникальный пример проявления мастерства и таланта человека в ландшафтном дизайне. Тематический сад — ландшафтная композиция, создание которой представляет собой некий симбиоз полета фантазии и соблюдения нескольких очень важных правил, которые у каждого тематического сада свои [3, с.7].

Мы живем в огромном многонациональном мире. Каждая страна, даже самая небольшая, имеет свою поистине уникальную историю, богатое культурное наследие. Несмотря на все это многообразие, важно не забывать, что все мы люди, живущие в современном мире, и нас объединяет понимание важности культурного развития, интерес к истории других народов, уважение ее самобытности. Естественно полагать, что черты каждой культуры являются первостепенным элементом в искусстве, а, следовательно, они отражаются и в ландшафтном дизайне. Такой вывод можно сделать, изучив самые необычные тематические сады мира.

Для проведения сравнительного анализа были выбраны три наиболее запоминающиеся, противоположные по стилю североамериканских сада. Сюрреалистичный парк эксцентричного британского художника, архитектора-самоучки и поэта Эдварда Джеймса Лас-Позас находится в небольшом городке Хилитла в самом сердце мексиканских джунглей.

В середине 40-х годов ХХ века Э. Джеймс выкупил бывшую кофейную плантацию для того, чтобы создать там свой собственный райский сад, который и по сей день будоражит фантазии людей со всего мира. Изначальной задумкой Джеймса был сад орхидей, но холодный 1962 год не оставил шансов этому саду, и автор решает создать его из бетона.

В период с 1949 до 1984 гг. на территории площадью 80 акров Джеймсом создано в общей сложности 36 сюрреалистичных скульптур и строений из бетона, камня и железа, будто продолжающих природный ландшафт и пронизанных духом заброшенных городов майя. Сложно поверить, что все это создано современным человеком. Названия элементов сада не уступают в оригинальности их внешнему виду — «Дом с крышей в виде кита» и «Лестница в небо», «Трехэтажный дом, в котором на самом деле четыре, или пять, или шесть этажей». Название сада Лас-Позас в переводе с испанского означает «лужи» или «бассейны», и, увидев это место, становится понятным, почему автор придумал для него именно такое название — в парке отчетливо гармонируют сочетания бетонных скульптур причудливой формы, водопадов и густых зеленых зарослей [5].

Атмосфера и внешний облик Лас-Позас складывается из основных характеристик, соблюдая которые можно создать подобный сад: 1) отсутствие системности и зонирования в композиции. Здесь нет четких геометричных форм и линий, все стремится к гармонии с природой; 2) сложный рельеф; 3) извилистые тропинки, ограниченные вертикальными элементами (мозаичными змеями), лестницы из камня или бетона; 4) экзотические растения (лианы, папоротники, разнообразные виды орхидей); 5) водоемы (водопады, пруды, бассейны); 6) обязательное наличие скульптурных и архитектурных элементов (бетонные растения, сооружения; мостики, арки и как будто незавершенные дворцы, пагоды, террасы). Лас-Позас находится в довольно жаркой климатической зоне. Благодаря расположению, он приобрел одну из самых сложно воспроизводимых черт — экзотических обитателей — птиц и гигантских бабочек [1].

Следующий, не менее интересный пример тематического сада Северной Америки — сад Букворм Гарден. Находится он в Шебойгане, штат Висконсин, США. Автором этого необыкновенного творения стал Сэнди Ливермор — садовник, вдохновленный сюжетами более 60 книг, любимых детьми и взрослыми во всём мире. Главным отличием данного сада от предыдущего является наличие в нем четкого зонирования. Букворм Гарден разделен на шесть тематических зон, названных Вратами. Каждой зоне соответствуют определенные книги, которые представлены у входа. К их числу, в первую очередь, относятся «Таинственный сад», «Винни-Пух», «Гензель и Гретель», «Там, где живут чудовища». Зоны сада значительно отличаются друг от друга, благодаря разнообразным декоративным клумбам с тюльпанами и нарциссами, присутствующим в Букворм Гарден в огромном количестве и «неживым» элементам: сказочным домикам, скульптурам в виде персонажей книг или гигантской посуды, каменным дорожкам и тропинкам, спроектированным в соответствии с фантазией автора.

С технической точки зрения создать такой сад проще, так как здесь нет невероятных экзотических растений, сложных фантазийных скульптур, а нужно лишь выбрать книгу и «стать ее героем». Возможно, именно простота этого сада и вызываемые им приятные детские воспоминания привлекают сюда людей со всего мира [4].

Еще один сад расположен в двух часах езды от Нью-Йорка, в Филадельфии. Называется он «сады Дюпона». Среди американцев они известны под названием LongWood Gardens, что в переводе с английского означает Сады Длинного Леса. Эти сады — одно из чудес Америки, имеющее двухсотлетнюю историю, творение гениального человека, инженера и садовода Пьера Дюпона.

Главной задачей сада стало продолжение традиции предыдущих владельцев земли, семьи Пирсов, начавших собрание этой уникальной коллекции растений и создавших здесь один из лучших дендрариев в мире — это «исключительное общественное пользование с целью проведения выставок, обучения, образования и наслаждения красотой растений» (с).

Изначально Дюпон построил взаимосвязанную систему фонтанов и прудов, и по сей день считающуюся настоящим шедевром. Затем создал 20 открытых и 20 зимних садов, в которых собрал более 11 000 диковинных растений со всего света. В композиционном решении сада, как и в Букворм Гарден, присутствует четкое зонирование по темам. Например, «Фигурный сад» представляет собой композицию из тисовых кустов, подстриженных в форме животных или геометрических фигур. Оранжереи садов состоят из отдельных залов, включающих растения различных климатических зон. Так, в тропическом зале представлены лианы и экзотические пальмы, прекрасно прижившиеся в Америке, благодаря идеально подобранным условиям. Неотъемлемой частью садов являются плодовые деревья и кустарники. Все растения тщательно подобраны в соответствии с экспозицией, которая часто меняется, поэтому сады разнообразны во все времена года. Месяц за месяцем сады изменяют свои краски и ароматы, а к рождеству становятся похожими на волшебную зимнюю сказку: всюду пылают пуантенссии, огромное количество елок, сияют более чем 500 тысячами огней, в виде звезд и снежинок. Важным элементом садов Дюпона, также как и других рассмотренных нами садов, являются арки, террасы и башни, пляшущие фонтаны, раскрывающиеся во всей красе во время музыкальных мероприятий [6].

В этом саду соединены элементы разнообразных видов тематических садов. Его можно одновременно назвать и садом ароматов, и даже лунным садом, так как некоторые виды водяных лилий распускаются лишь ночью. При этом он также соединил в себе элементы английского, французского и итальянского ландшафтного искусства. Создать подобный сад на своем участке — сложная, но выполнимая задача [2].

Сравнительный анализ нескольких тематических садов выявил основные стилевые особенности американского садово-паркового искусства и определил его объективную ценность. Уловить американскую самобытность можно опираясь на рассмотренные выше правила и приемы. Арсенал этих приёмов разнообразен от наличия или отсутствия композиционного зонирования, до применения распространенных или, наоборот, экзотических растений.

Каждый рассмотренный тематический сад можно назвать по-своему удивительным. Но все они, так или иначе, имеют главную общую черту — помогают ценить красоту природы, удивляют многообразием растительного мира, несмотря на то, что созданы они с разной целью — памятниками любви человека к природе или коллекциями редких растений, в разное время и разными людьми.

 

Список литературы:
1. ДачаДекор. Портал для садоводов и дачников. URL: http://dachadecor.ru/progulki-po-sadu/las-pozas-siurrealistichniy-park-edvarda-dzheymsa (дата обращения: 17.02.2016). 
2. Туристер. Туристичекая социальная сеть. URL: http://www.tourister.ru/responses/id_2249 (дата обращения:06.02.2016). 
3. Электронный сборник статей по материалам ХХХI студенческой международной заочной научно-практической конференции №2 (30), 2016, с.193. URL: http://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/2%2830%29.pdf (дата обращения: 05.02.2016).
4. Momondo. Международный туристический сайт URL: http://www.momondo.ru/ (Дата обращения: 08.02.2016).
5. Photo Stranger. Блог фото-путешественника. URL: http://www.photostranger.com/park-las-pozas-v-meksike/ (Дата обращения: 17.02.2016).
6. Terra-Z. Достопримечательности мира. URL: http://www.terra-z.ru/archives/52790 (дата обращения: 06.02.2016).