ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Секция: 6. Педагогика
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ЗНАЧЕНИЕ ЭМОЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
Педагогика как наука сформировалась настолько давно, что в настоящее время довольно затруднительно сказать, когда она появилась. За время существования этой науки, этого искусства учить, результаты теоретических и практических исследований позволили написать множество книг, статей и методик обучения. Несмотря на это, современная система образования по всему миру типична и однородна. Методы обучения похожи на конвейер, вопреки тому, что все педагоги, а тем более обучающиеся неповторимы и индивидуальны.
Такая практика популярна не только сегодня. Описание педагогики 19 века Стефаном Цвейгом так же находит свое отражение и сейчас: «Школа была для нас воплощением насилия, мучений, скуки, местом, в котором необходимо поглощать точно отмеренными порциями «знания, которые знать не стоит», схоластические или поданные схоластически сведения, которые мы воспринимали как что-то не имеющее ни малейшего отношения ни к реальной действительности, ни к нашим личным интересам. Это было тупое, унылое учение не для жизни, а ради самого учения, которое нам навязывала старая педагогика. И единственным по-настоящему волнующим, счастливым моментом, за который я должен благодарить школу, стал тот день, когда я навсегда захлопнул за собой ее двери» [4]. Многие ученики в наши дни опишут школу точно также.
Современная система очень устойчиво вошла в нашу жизнь по одной причине: она проста и не требует творческого подхода для преподавателя (рассказ педагогом новой темы, решение типичных задач, домашнее задание, а на следующий урок - проверка знаний учеников в школе, затем цикл повторяется). Этот метод в большинстве случаев вызывает неуверенность, страх, отчуждение, агрессивность и часто бессилие выразить себя как личность и быть понятым учителем.
Эмоции (от лат. emoveo - потрясаю, волную) - это психическое отражение в форме непосредственного, пристрастного переживания, жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Эмоции влияют на все виды деятельности человека, в том числе и на процесс познания. Проведенное Л. Е. Поповым исследование показывает, как влияют эмоции на учебно-познавательный процесс.
Рисунок 1. Влияние эмоций на учебно-познавательный процесс
Когда перед человеком встает задача, на которую он не может дать ответ сразу, у него происходит стресс, вследствие мобилизации ресурсов. Если получение решения задачи для человека действительно важно, стресс будет увеличиваться, пока:
1) не произойдет переоценка степени важности решения проблемы;
2) решение будет найдено.
В момент озарения происходит всплеск положительных эмоций, который обычно субъективно оценивается как торжество победы [4].
На познавательные процессы могут оказывать влияние эмоциональные реакции, состояния и отношения. Например, человек, находящийся в состоянии страха часто путается в мыслях, он не может «взять себя в руки», попытка решения простейших задач приводит его в тупик. Радостный человек, напротив, отличается нестандартным мышлением, у него возникают новые мысли. Состояния также влияют на динамику и содержание мыслей. У людей, находящихся в подавленном состоянии, в мыслях чаще встречаются темы неудачи. Мышление замедляется. В хорошем же настроении у человека процессы ускоряются, чаще генерируются новые мысли, человек стремится к достижению цели.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что эмоциональные состояния и реакции существенно влияют на процесс познания. Они могут либо понижать, либо повышать эффективность познавательных процессов. Поэтому так важно использовать в процессе обучения эмоции. Их использование способствует: ускорению и продуктивности запоминания материала учащимися (необходимо задействовать разные виды памяти: зрительную, ассоциативную, эмоциональную); глубокому, прочному и осознанному усвоению и пониманию материала; созданию мотивационной среды у учащихся начальных классов; развитию фантазии у учеников и компенсации детей из группы риска (со слабой памятью, неустойчивым вниманием, неспособным усваивать информацию вербальным и аудиальным способом).
Наряду с эмоциями, необходимо учесть любовь детей к смешным ситуациям. Материал, рассказанный с использованием смешных и абсурдных ситуаций, усвоится школьниками младших классов гораздо лучше. Дети воспринимают лучше картинки, а не текст. Для них рисунки являются ассоциативной опорой в усвоении темы. С помощью них дети начинают высказывать свои мысли, общаются друг с другом, не только лучше запоминают, но и воспроизводят усвоенную тему.
В наши дни в педагогике наиболее распространены два подхода к обучению: традиционный и альтернативный. Сходство этих подходов в том, что в основе и в того, и в другого психическое развитие детей.
Развивающие принципы подхода, разработанного французским педагогом и психологом Ж. Пиаже:
1) Доступность обучения. Знания преподносятся в виде, который ребенок может сам понять.
2) Принцип психического равновесия путем саморегуляции.
3) Психика имеет логику своего развития: более поздние структуры возникают в филогенезе и онтогенезе в результате качественного преобразования более ранних структур [2].
А теперь рассмотрим принципы развивающего обучения Л.С. Выготского. Это, во-первых, принцип «зоны ближайшего развития». Согласно этому принципу ребенок сначала выполняет задание или решает задачу под руководством наставника, а затем может вполне самостоятельно решать данный вид задания. Во-вторых, это принцип присвоения предшествующих знаний в деятельности ребенка. Этот принцип находит свое применение в работе с предметами, в которых присутствуют эти достижения. В-третьих, это принцип воспроизводящей деятельности, когда ребенок действует адекватно деятельности предшествующих поколений людей.
Отличительными чертами традиционной педагогики являются: 1) В процессе обучения преобладает монолог учителя, в то время, как в альтернативной педагогике ставится акцент на диалог преподавателя с обучающимися; 2) Учитель рассказывает нужный материал и задает наводящие вопросы, а в альтернативной педагогике учитель частично отказывается от объяснения, давая возможность детям самим попробовать разобраться в материале; 3) В традиционном методе педагогики учитель подавляет эмоции у детей, в альтернативном же – учитель находится весь в эмоциях учащихся. Также к отличительным чертам можно отнести принуждение учителем учеников подстраиваться под его способ восприятия мира, а также поощрение учителем проявления самостоятельности учеников.
Таким образом, сходством обеих систем является учет и внутренних, и внешних моментов развития психики ребенка. Однако, они отличаются значительным разделением приоритетов между внутренним психическим состоянием ребенка и воздействием на него окружающего мира. В целом, это устоявшийся спор между психологами, которые изучают личность и ее развитие. Первые, начиная с З. Фрейда, говорят, что человек определён своими внутренними психическими конструкциями, и роль внешних влияний не сильно находят отражение на его поведении и развитии. Вторые же, начиная с А. Адлера и в особенности Б. Скиннера, утверждают противоположное – внешний мир оказывает важнейшее воздействие на становление личности человека. Также существуют ученые, которые полагают, что личность взаимно формируют как внутренние факторы психики человека, так и воздействие среды, отдавая приоритет тому или другому признаку.
Вопрос «включения» учеников в работу неразрывно связан с использованием эмоциональных и занимательных ситуаций на занятии. Использование положительных эмоций играет важнейшую роль и в создании мотивации учения, и в снятии психологической стрессовости, и в развитии интереса к предмету. Учеными, изучающими проблемы обучения, выделены три этапа процесса развития эмоций учащихся:
· уровень заинтересованности: ученики интересуются эффектными внешними сторонами события, отвлекаясь, вследствие отсутствия интереса, от его сущности;
· уровень любознательности: обнаруживается интерес к накоплению информации, постижению сущности явлений;
· устойчивый эмоционально-познавательный уровень: наблюдается постоянный интерес к сущности явлений, существенным связям и закономерностям, стремление разобраться в них.
В заключение хотелось бы отметить, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают прямое влияние на качество выполняемой им деятельности - его работы, учебы, игры. Таким образом, можно сказать, что познавательный процесс, использующийся в учебной деятельности, должен быть тесно связан с эмоциональным восприятием информации учеником.
Применение этих знаний может пригодиться для оптимизации учебного процесса и перехода от традиционных форм обучения к альтернативным.