Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Петрова А.С. ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(31).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ

Петрова Алена Сунтариевна
студент 4 курса, кафедра теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Сергин Афанасий Афанасьевич
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, СВФУ, РФ, Республика Саха (Якутия), г.Якутск

Проблема сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения была и остается одной из важнейших проблем общества. На сегодняшний день лишь звучат призывы, и пропаганда быть здоровым, а социальная среда и реальная практика свидетельствуют об ухудшении здоровья молодежи, обострении сердечно-сосудистых заболеваний и других хронических и инфекционных заболеваний, а также современный уровень урбанизации, научно-технического прогресса, комфорта является причиной хронического «двигательного голода».

Студенчество, особенно на начальном этапе обучения, является наиболее уязвимой частью молодежи, т.к. сталкивается с рядом трудностей, связанных с увеличением учебной нагрузки, слабой двигательной активностью, относительной свободой студенческой жизни, проблемами в социальном и межличностном общении. Между тем, нынешние студенты - это основной трудовой резерв нашей страны, это будущие родители, и их здоровье и благополучие является залогом здоровья и благополучия всей нации. В связи с выше сказанным огромную роль может играть изучение мотивов, интересов и потребностей современной молодежи в занятиях физическими упражнениями.

Низкий уровень мотивации к занятиям физической культурой и не сформированность потребности к занятиям у студентов вызваны слабой организацией физкультурно- оздоровительной и спортивной работы в вузах. В связи с этим важное значение приобретает поиск новых организационных форм, средств и методов, позволяющих более эффективно реализовывать должное направление в вузах.

В настоящее время существует некоторое противоречие между постоянно растущими требованиями к физической подготовке студентов и отсутствием познавательного интереса к теоретическим и практическим аспектам физической культуры и спортом. Прежде чем перейти к непосредственному изучению причин возникновения мотивации к занятиям спортом у студентов, мы рассмотрим сущность понятия «мотивация», значение этого определения в спорте и виды формирующие мотивацию.

В толковом словаре русского языка Ефремовой дано следующее определение понятия «мотивация»: «мотивация – наличие причинно-следственной связи между чем-л. (поступками, действиями, явлениями)»

Понятие «мотивация» также часто употребляется синонимично таким психологическим явлениям, как боязнь, стремление, желание и т.д. В психологии особое место занимаем мотивация, побуждающая человека заниматься спортом.

Рассмотрим основные виды повышения мотивации, предлагаемые многими психологами:

Определение основных мотивационных целей. Выработанная цель ученика и учителя, удовлетворяющая обе стороны: педагогические требования преподавателя и личностное сознание студента.

Определение мотивационных принципов. Своеобразный поиск основных ориентиров для развития мотивации.

Формулировка и выбор определенных условий: ценностно-смысловой и ценностно-эмоциональный компонент.

Разработка содержания мотивации.

Организация педагогом средств воспитания: диагностический, поисковый, договорный, деятельности, рефлексивный.

Диагностический – выявление и определение факта проблемы, трудности, связанных с негативным отношением к занятиям спортом.

Поисковый – взаимодействие ученик-учитель, поиск причин возникновения данных проблем.

Договорный – разделение функций и обязанностей учителя и ученика, осмысление дальнейших их действий.

Деятельность – отстаивание учителем интересов ученика, психолого-эмоциональная поддержка для дальнейшего улучшения мотивации.

Рефлексивный – констатация фактов после проделанной работы, подведение итогов и анализ неудач.

Чтобы выявить направление мотиваций студентов мы предложили опрос студентам Северо-Восточного университета. В исследовании приняли участие 80 человек. Прежде всего для студентов было предложено следующее утверждение:

«Я получаю удовольствие от занятий физической культурой и спортом». Студентам было предложено 3 варианта ответа: «да», «нет», «не всегда». Ответы:

·     больше всего получают от занятий спортом - 70% (56 человек);

·     «не всегда» ответили - 20% (16 человек);

·     «нет» ответили - 10% (8 человек).

После первого опроса мы проведи еще один опрос. Мы предложили

ответить на вопрос «зачем вы занимаетесь спортом?». Для более удобного ответа нами были предложены варианты ответов:

1.  Стремление к самосовершенствованию (для укрепления здоровья, для поддержания фигуры и тонуса);

2.  Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть лучше других, быть похожим на выдающегося спортсмена);

3.  Удовлетворение духовных потребностей (достичь высоких достижений, проявить себя и стать популярным в кругу своих друзей);

4.  Удовлетворение материальных потребностей (желание получить материальные блага: повышенные стипендии, именные стипендии, поощрения на различных чемпионатах и соревнованиях).

Заключение исследования: В опросе приняли участие студенты СВФУ младших курсов. Благодаря опросу мы получили следующие ответы: 50% (40 человек) опрошенных занимаются спортом для самосовершенствования, 5% (4 человек) опрошенных занимаются спортом для стремления к самовыражению, 25% (20 человек) опрошенных занимаются спортом для удовлетворение духовных потребностей, 20% (16 человек) опрошенных занимаются спортом для удовлетворение материальных потребностей. Исследование определяет пути повышения мотивации среди студенческой молодёжи для занятия физической культурой и спортом. Мотивации меняются по отношению к ценностным ориентирам, а ориентиры диктуют условия, в котором живут наши студенты, если должным образом обеспечить необходимой информацией и создавать благоприятные условия для реализации тех мотивационных ценностей, которые будут заложены в наших студентах поддерживать их начинания и стимулировать их развитие можно добиться положительных результатов самосовершенствования, повышения качества жизни, укрепление здоровья и повышения спортивных результатов.

 

Список литературы:
1. Бауэр В.А. Формирование интересов и потребностей к занятиям физической культурой и спортом у будущих учителей: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1987. - 23 с.
2. Беляничева В.В. Формирование мотивации занятий физической культурой у студентов. /Физическая культура и спорт: интеграция науки и практики – Саратов, 2009 г.
3. Ильин Е. П. Психология физического воспитания. - Санкт-П.: 2002г.
4. Старчеков М.М. Рейтинговая оценка как средство повышения мотивации студентов к занятиям физической культурой / М.М. Старчеков. – Омск: СГУФК, 2005. – 23 с.