Статья:

ИСТОРИЯ В СОЗИДАНИИ ИЛИ ПРОШЛОЕ КАК ЧАСТИЧКА РУССКОЙ ДУШИ.

Конференция: XXXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Тарасенко Д.Н., Гарин А.В. ИСТОРИЯ В СОЗИДАНИИ ИЛИ ПРОШЛОЕ КАК ЧАСТИЧКА РУССКОЙ ДУШИ. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(31). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(31).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ В СОЗИДАНИИ ИЛИ ПРОШЛОЕ КАК ЧАСТИЧКА РУССКОЙ ДУШИ.

Тарасенко Дарья Николаевна
cтудент МАОУ ВПО Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования, РФ, г. Краснодар
Гарин Андрей Васильевич
студент Краснодарского медицинского Университета, РФ, г. Краснодар
Григорян Мария Эдуардовна
научный руководитель, преподаватель МАОУ ВПО Краснодарский муниципальный медицинский институт высшего сестринского образования, РФ, г. Краснодар

«Архитектура - тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания … «. Н. В. Гоголь.

Актуальность. Двадцать первый век - век продвижения и стремления к инновациям в различных сферах своей деятельности и в этой суматохе он забывает о прошлом. Поэтому ценность к истории и историческим постройкам уходят на второй план. Но ведь известно, что без прошлого не может быть будущего. Стремления ученных к раскрытию загадок истории могут стать временным мостиком. Не нужно забывать и о том, что любые потери наследия неизбежно отразятся на всех областях жизни нынешнего и будущих поколений, приведут к духовному оскудению, разрывам исторической памяти, обеднению общества в целом. К сожалению, они не могут быть компенсированы ни развитием современной культуры, ни созданием новых значительных произведений. Накапливание и сохранение культурных ценностей и есть основа развития цивилизации.

Цель исследования заключается в изучения роли памятников русской культуры в истории Российского государства на примере церкви «Знамения Пресвятой Богородицы». Огромное количество историко-археологических материалов отечественных ученных и археологов, позволяют нам выдвигать множество теоретических вопросов:

·     во-первых, о познавательной значимости того или иного археологического источника в решении исторических задач;

·     во-вторых, о путях и методах «критики источника»;

·     в-третьих, о методах и путях реконструкции того или иного памятника, о его месте в ряду других материалов.

Данные вопросы, поставленные в цели исследования, помогут восстановить картину исторического развития нашего общества, проводить подробный анализ и обобщать имеющиеся знания.

За основу нашего исследования мы берем один из памятников русской культуры начала XVII века церковь «Знамения Пресвятой Богородицы», которая, и является тем примером многогранности своего существования и связью времен. XII век - век прославления иконы Знамения. XVII век - эпоха Петра I. XXI век - символизм (орден тамплиеров).

Задачи исследования: Само существование такого архитектурного сооружения ставит перед нами несколько задач.

1.  Выявить наиболее вероятного зодчего, так как до сих пор архитектор церкви не известен.

2.  Подтвердить либо опровергнуть присутствие в архитектуре церкви символики тамплиеров, публикации историка Ерохина.

3.  Сопоставить понятия памятник истории и образ русской души. Гуманистическая часть работы, позволяющая оценить нынешнее отношение к истории.

Гипотеза исследования. Любой исторический объект «несет» за собой многогранность своей значимости и связи с этим бесценен.

Объектом исследования является строительство «Знаменской церкви» в Подольском районе московской области в усадьбе Голицына Б.А. «Дубровицы» на берегах рек Десны и Пахры.

Предметом исследования является церковь «Знамения Пресвятой Богородицы». В своей работе мы использовали теоретические методы исследования, такие как сравнение, обобщение.

Церковь «Знамения Пресвятой Богородицы» расположена в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Знаменский храм - уникальный памятник русской архитектуры конца XVII – начала XVIII века, давно вошедший в сокровищницу мирового искусства.

Находясь рядом с этим, сооружением переживаешь чувство восторга, неизвестности, загадочности. Понимаешь, что находишься с невероятным зданием. Храм был освещен в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы Новгородской, которая прославилась в битве новгородцев с суздальцами в 1170 году и с тех пор стала общегородской святыней[1].

Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский, собрав огромное войско, пошел войною против новгородцев. Подступив к Новгороду, стал выжидать время для нападения. Увидев огромную армию у стен города, новгородцы обратились с молитвой к Господу и богородице. Ночью, во время молитвы, архиепископ Иоанн услышал голос от иконы: «Иди в церковь Господа Иисуса Христа на Ильинской улице, возьми оттуда икону Пресвятой богородицы и вознеси на городские стены и тогда увидишь спасение города». За иконой был отправлен протодиакон, а сам Иоанн начал совершать молебное пение, но посланные никак не могли двинуть икону с места. Тогда отправился за нею сам Иоанн, и когда шел молебен, то икона сама двинулась. Архиепископ принес на руки икону и вознес на городскую стену. Тут во время нападения врагов, икона вдруг отвратила свой лик от нападающих и обратила его в знамение своей милости, и в это время заметны были на иконе слезы из очей богородицы. Тогда полки неприятелей окутала тьма, и они обратились в бегство. Новгородцам оставалось только преследовать врагов. Это было 27 ноября. После этого икона получила название «Знамение», т.е. чудо пресвятой богородицы и установлено было празднование сей иконы 27 ноября старого стиля,10 декабря – по новому стилю [2].

Как известно XX век – это тяжелый период атеизма в России и несмотря на это в 1970 году, на 880-летие иконы состоялись особые торжества. А в 1980-годы образ был отреставрирован и тщательно исследован в институте реставрации. По данным исследования были подтверждены сведения «сказания»: в доске были обнаружены следы от наконечников стрел, одно из отверстий расположено под левым глазом богоматери. Хочется отметить, что и в нашу эпоху продолжаются, чудеса сей иконы. «Когда Алексий II в 1991году присутствовал на церемонии передачи Софийского собора и иконы Знамения Новгородской епархии Русской православной церкви, над куполом появилась радуга» и именно в великом Новгороде по сей день в Софийском соборе хранится чудотворная икона Знамения.

Знаменская церковь построена крупным политическим деятелем конца XVII века князем Борисом Алексеевичем Голицыным, который, как известно, был воспитателем Великого Петра с 1682 по 1689 года.

Б.А. Голицын был членом триумвирата, заменял царя в управлении государством, был в числе следователей по делу о стрельцах. «Но из-за родственной близости с В.В. Голицыным, фаворитом Софьи, был оклеветан, временно попал в опалу и был отстранен царем от государственных дел. Однако размолвка с бывшим воспитанником была не долгой, и Петр 1 сам заключает примирения» [4]. До настоящего времени существует версия о том, что именно в знак примирения с царем Б.А Голицын и решил построить в Дубровицах необычайное сооружение - Знаменский храм. Строительство церкви было завершено в 1704 г. Достаточно посмотреть на рисунок западного фасада. Данный рисунок имеет подпись рисовальщика Никиты Сенкова и отмечен январем 1785 г. Он тщательно нарисован и даже пройден золотом крест. Слева внизу изображен план церкви с обозначением алтаря, амвона и трапезы, посредине плана надпись: «основание храма сего». Под рисунком надпись: «Сей знаменитый храм во имя Знамения Пресвятыя Богородицы создан из вырезанного белого камня в 1704 году при державе Государя Петра Перваго, отца отечества, в Московском уезде в вотчине болшаго болярина князя Бориса Алексеевича Голицына, что в селе Дубровицах, и имеет вышины 66 аршин, а длины и ширины 42 аршина, и освящен оной в присудствие-царскаго величества преосвещенными Стефаном, митрополитом Резанским и Муромским. Рисовал Никита Сенков 1785 года генваря 24 дня» [6].

На его обратной стороне рисунка сделана надпись: «архитекторъ храма былъ Тессингъ». Но нельзя отождествлять Тессинга, как было замечено И. Э. Грабарем «cо шведским королевским архитектором Никодимом Тессином – строителем стокгольмского дворца и автором проекта пышного кафедрального собора, заказанного ему Петром Великим для Петербурга, но так неосуществленного в натуре» [5]. Его проекты и постройки не имеют ничего общего с архитектурой Дубровицкого храма, но существует версия, что автор рисунка Сенков, отдавая авторство церкви Тессингу, подразумевал группу итальянских мастеров, прибывших в Россию из швейцарского кантона Тессино: Giovanni Mario Fontana, Huberto Pando, Bernardo Scala, а также резчики: Galeos Quadro, Domenico Rusco, Carlo Ferrara, ou Ruto. Известный историк 19 века А. Ф. Малиновский упоминает похожие имена: «Петр Джеми. Галенс Квадро, Карп Филари, Доменико Руско и Иван Марио Фонтана», но в сочетании с именем архитектора Доменико Трезини, и называет год прибытия его в Москву - 1703-й [5]. Мы предполагаем, что кто-то из этих скульпторов и резчиков работал в Дубровицах. Некоторые исследователи рассматривали имя итальянского архитектора Алемано, приехавшего в Москву в конце 1690-х годов или южно-немецкого скульптора Конрада Оснера, работавшего в России с 1697 года. В связи с этой проблемой, мы обратились еще к одному литературному источнику «Записки» итальянского певца Филиппе Балатри, опубликованные Ю. А. Герасимовой, который был приглашен на службу в Россию, русским послом в Италии, князем П. А. Голицыным, братом Б. А. Голицына, приехавшим сюда в 1698 г. В течение трех с половиной лет пребывания в Москве, Балатри жил в доме П. А. Голицына, но находился на положении своего человека. Не исключено, что Балатри жил в летнее время и в Дубровицах. Но он прибыл в Москву уже после завершения архитектурных работ в усадьбе Дубровицы, поэтому он ничего не пишет о том, кто именно сооружал Дубровицкую церковь. Однако, интерес вызывает его замечание об итальянском архитекторе Алеманно, строившем, по его словам, дворец П. А. Голицына. Именно по сведениям того же Балатри, Алеманно приехал в Россию не ранее 1697г.[6]. Следовательно, в Дубровицах работал не он, а другой архитектор.

Что же касается архитектора Трезини (принимавшего участие в строительстве Васильевского острова в Санкт Петербурге), вероятность, что ему принадлежит авторство церкви Дубровицы очень мала, т.к. в Россию архитектор прибыл лишь 1703 году, а как известно церковь была достроена уже 1690 году. Не исключено, однако, что Петр 1, прежде чем пригласить архитектора в Россию, как минимум должен был увидеть прежние работы автора, поэтому возможно заранее были высланы эскизы, планы на строительство. Но все -таки смущает тот факт, что, прожив до последних дней в России, архитектор Трезини, ничего подобного не построил.

Проработав множество источников, мы пришли к такому выводу, что ясности, кто был, архитектором церкви нет. Большинство историков, работающих по этой теме выдвигают множество версий. Но каждая из них опровергается имеющимися сведениями. Самое неприятное это то, что архивы храма, к сожалению, не сохранились или возможно до сих пор кем-то утаиваются. Но ясно одно, что подобного архитектурного сооружения нигде в мире нет. Архитектура явно выполнена в стиле барокко, что странно для России того периода. Например, корона в виде главы не привычна для православия, больше она была приемлема для католической церкви и в мире есть много таких примеров: церкви Пуэрто Вильярта в Мексике, соборы Харлеме в Голландии, Динбурге, церкви Сан Мигель в Испании, Тиллингтоне в Германии. Отсюда и возникает та мистическая сторона, а именно присутствие тамплиерских знаков в архитектуре церкви. И с каждыми новыми сведениями вопросов возникает все больше и больше. Достаточно обратить внимание на один из выпусков новостей местного телевизионного канала, в котором говорится о передаче немалых денежных средств американского конгресса на реставрацию Русской православной церкви в Дубровицах, присутствие Джона Байрона - американского посла на церемонии. Конечно очень сомнительно, что американское правительство заботится о сохранении культуры России, особенно сейчас, когда политическая ситуация на грани и каждое такое вроде бы положительное содействие можно воспринимать по- разному, но факт остается фактом. В ответ американскому послу была вручена памятная серебряная монета на память. Довольно символично при этом, что на монете изображена «церковь Знамения».

Важно так же упоминание в книге «Дубровицы», автора Колосовой А.Г. столь загадочного ордена тамплиеров. Историк, на которого ссылается автор В. М. Ерохин, говорит, что «статуи перед западным входом по сторонам лестницы церкви «Знамения» имеют белые накидки, которые носят тамплиеры, на паллиумах которых хорошо видны тамплиерские кресты» [3]. Как известно, «папа Евгений III даровал тамплиерам право носить на левой стороне плаща, под сердцем, изображение алого креста «с тем, чтобы сей победоносный знак служил им щитом, и дабы никогда не повернули они назад пред каким-нибудь неверным» [3]. Помимо этого, множество авторов говорят о деталях, которые присущи католической церкви и имеются в архитектуре Знаменской церкви. Одной из таких деталей – это присутствие короны вместо типичного для христианской церкви «луковичной» главы. Масонские знаки – пентаграмма с кинжалом помещены над входом в храм, на том месте, где по православной традиции должен находиться образ Спасителя. Эти символы трудноразличимы среди каменного узорочья. Как видно на рисунке Н. Сенцова, выполненного в 1785 году, чуть выше была масонская лучезарная дельта – символ масонов первого градуса. На протяжении веков орден имеет множество последователей и нельзя исключать строительство столь несвойственного по архитектуре для российского государства храма «Знамения» деятельностью столь загадочного и противоречивого ордена тамплиеров. Ерохин говорит, о не случайности места строительства Дубровицкой церкви на пересечении двух рек Десны и Пахры- там же, где был построен тамплиерами в 1194 году Шартанский собор, в месте, где сходят некие подземные течения и тектонические трещины. Не исключено, что сам Б.А. Голицын весьма богатый, достаточно образованный и влиятельный деятель российского государства мог быть одним из членов приората Сиона.

Таким образом, на примере одного памятника русской архитектуры XVII века, мы рассмотрели одно из направлений культурной жизни петровской эпохи с его противоречивостью и в тоже время созидательностью и пришли к выводу, что, если пересмотреть историю Русского государства, начиная с правления князя Рюрика времен Киевской Руси и заканчивая современной Россией, развитие многих культурных ценностей обусловлено, прежде всего, географическим местоположением, так как, находясь между Западом и Востоком, на стыке с Азией, мы переняли все прекрасное, величавое, начиная с обычаев, традиций, языка, культуры. Но нельзя и забывать, что русская душа она многогранна и до сих пор до конца никем не изведана. Поэтому нужно понимать, что изучение собственной истории важный момент человеческого самопознания. История- источник такого количества знаний, помощник в выявлении вопросов будущности, ведь, как говорят: «Без прошлого нет будущего». Изучение истории в наше время, к сожалению, имеет пробелы, в школах пропали уроки мировой художественной культуры, да и у современного поколения все реже появляется желание обратиться к страницам истории и узнать о прошлом старых поколений. Зачастую даже можно услышать мнения о том, что «зачем эта древность находится в центре? – пора бы ее заменить на что-то новое». А ведь в нашей стране огромное количество памятников архитектуры, о которых мы не знаем ничего или знаем очень мало. Вот мы в своей работе и хотели показать, насколько интересным и познавательным оказывается выявление знаний исторической направленности, как волнительно прикасаться к частичке истории, пытаясь понять ее истинный смысл. Если бы мы чаще обращали свой взор на памятники архитектуры и вместо лишних сносов реставрировали их, пробуждали к ним интерес, то уважение к истории собственного народа, уважение к памяти было бы более глубоким и каждое подрастающее поколение не теряло бы желание к этой истории прикасаться.

Главное, что мы хотели донести, что никогда не стоит прекращать познавать окружающий вас мир, и особенно, мир истории, мир прошлого, и он принесет вам множество интересных открытий, совершенствуя вас. Проходя по улицам города, просто обратите внимание на оттенки старинных зданий, на то, какой колорит они придают тому месту, где находятся. Задумайтесь, а может это здание, или церковь с собором, или особый памятник были воздвигнуты здесь не просто так, а по какой-то определенной причине, с определенной целью в назидание потомкам. Чем чаще человек обращается к прошлому, затрагивает моменты той, старинной жизни и вовлекает ее в современность, тем самым он помогает будущему. Прошлое неотделимо от предстоящего и одно прогнозирует другое, и, борясь за сохранение и осознание прошлого, мы боремся и отстаиваем наше будущее.

 

Список литературы:
1. Колосова А.Г. Подмосковные Дубровицы // Наука и жизнь, №6, 2005 Будур Н.В. 
2. Православный словарь. – Издательство: Олма – Пресс, 2002.
3. Фрерс Эрнесто Эпоха наивысшего могущества тамплиеров – Пираты и тамплиеры. Жанр: нучно-историческая, Издание: 2008 г.
4. Демидова А Главные помещики: Голицыны. Бесплатные книги в электронном варианте: BookZ.ru.
5. Грабарь И.Э. История русского искусства. – М. 1914 год. С. 430.
6. Заметки о памятниках русской архитектуры конца XVII – начала XVIII. Старинные описания и рисунки церкви Знамения в усадьбе Дубровицы. // Аrtyx.ru.