Статья:

СЛИЯНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕТЕ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 10. Юриспруденция

Выходные данные
Филатова О.А. СЛИЯНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕТЕ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(32).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СЛИЯНИЕ И ПРИСОЕДИНЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В СВЕТЕ ИСТОРИИ И СОВРЕМЕННОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРИ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ РЕОРГАНИЗАЦИИ

Филатова Оксана Александровна
студент 2 курса магистратуры юридического факультета Таврической Академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», РФ, Республик Крым, г. Симферополь
Буткевич Ольга Васильевна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доц. кафедры предпринимательского и экологического права Таврической Академии (структурное подразделение) ФГАОУ ВО «КФУ имени В.И. Вернадского», РФ, Республика Крым, г. Симферополь

Аннотация. В настоящей статье рассмотрены исторические аспекты, а также проблемы слияния и присоединения, как институтов контроля за экономической концентрацией предприятий и обоснована необходимость включения в действующие профильные нормативные акты, методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за добросовестностью слияния и присоединения таких организаций. На основе проведенного исследования автором предлагается усовершенствовать антиконкурентную политику в области реорганизации обществ и товариществ в форме слияния и присоединения.

Ключевые слова: реорганизация, слияние, присоединение, экономическая концентрация, хозяйствующий субъект.

Механизм реорганизации коммерческих организаций в форме первейшей формы – слияния, был сформирован еще в Древнем Риме, как категория римского гражданского права (jus civile), которая означала «переход прав и обязанностей без прекращения деятельности» и была актуальна при прокурорском надзоре [1, с. 157]. Позже, именно этот механизм и стал основанием для развития данной процедуры в других странах, в частности, в Российской империи, где во второй половине XVIII века в формах слияния и присоединения при учреждении Д. Н. Мыльниковым с товарищами Российско-Американской компании, возникла процедура реорганизации первых коммерческих организаций [2, с. 36]. Российские цивилисты при исследовании процедуры реорганизации большое внимание уделяли изучению форм слияния и присоединения организаций.         Так, вопросу реорганизации в форме слияния и присоединения были посвящены труды самых известных дореволюцонных научных исследователей двадцатого века: А. В. Венедиктова [3], В. Э. Герценберга [4], Д. И. Мейер [5], И. Т. Тарасова [6], Г.Ф. Шершеневича [7].

Однако, поскольку отсутствовали нормативные правовые акты, регулирующие процедуру реорганизации в целом, в том числе ее наиболее распространенные формы слияния и присоединения, на практике при проведении процедуры реорганизации зачастую применялись нормы ликвидации и создания организаций (поэтому в настоящее время и отсутствует единое понимание процедуры реорганизации как в целом, так и отдельных ее форм). В юридической литературе также отмечались особенности исторического развития процедуры реорганизации, в силу которых зарубежное законодательство не было воспринято отечественными цивилистами и до начала ХХ века отсутствовало правовое регулирование отдельных способов реорганизации, поэтому механизм реорганизации в странах Европейского союза и США являлся более развитым.

В процессе формирования процедуры реорганизации коммерческих организаций было представлено две процедуры ее проведения: добровольная и принудительная; и если добровольная процедура процедуры реорганизации формировалась с учетом потребностей общества и особенностей законодательства Российской Федерации, то процедура принудительной реорганизации имела место по причине злоупотребления субъектами, ведущими хозяйственную деятельность, своим положением на товарном рынке и существенному ограничению конкуренции. Принятием 22 марта 1991 года Закона Российской Советской Федеративной Социалистической Республики №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» получил направление в развитии процедуры реорганизации юридических лиц вопрос прекращения в принудительном порядке [8]. Статьей 8 Конституции РФ был закреплен основополагающий принцип – свобода конкуренции, пунктом 2 статьи 34 Конституции РФ запрещается на территории Российской Федерации деятельность, которая направлена на монополизацию или недобросовестную конкуренцию. В связи с развитием в 2000х годах коммерческих организаций, деятельность которых была направлена на оказывание влияния на состояние конкуренции на рынке, в 2006 году был принят Федеральный закон №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – ФЗ №135). Глава 7 данного закона на государственном уровне регулирует контроль за экономической концентрацией, в том числе совершения сделок при процедуре реорганизации в форме слияния или присоединения [9]. Так, согласно части 1 статьи 27 ФЗ-№135 исключительно с предварительного согласия Федеральной Антимонопольной службы Российской Федерации происходит процедура слияния коммерческих организаций (за исключением финансовых), имущество и денежные средства которых в сумме, до момента предоставления заявления, составляют более семи миллиардов рублей [10].

В исследовании В. А. Ершова, А. В. Сутягина, А. Н. Кайль, отраженному в Комментарии к Закону от 26 июля 2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции», указывается что профильным государственным органом РСФСР представляются предписания о принудительном разделении предприятий, нарушающих своей деятельностью антимонопольное законодательство. Предписание утверждалось и было обязательно к исполнению, в установленный срок при наличии одного или нескольких условий, а именно: возможности объединения предприятий на одной территории, при разделе предприятиями рынка по товарообороту, при разделении деятельности предприятий по объему продаж или закупок [11, с. 62].

Процедура принудительной реорганизации, на наш взгляд, имеет положительный результат в разработке нормативных актов, направленных на правовое регулирование реорганизации Российской Федерации (положительный эффект наблюдается в качестве регулирования принятыми нормативными актами экономической концентрации для соблюдения конкуренции между субъектами корпоративных правоотношений), по той причине, что в западных странах были развиты процедуры недобросовестного поглощения. В виде последствий сегодня мы можем наблюдать наличие консолидированных комплексов (например, картелей, синдикатов). Ввиду недопустимости в Российской Федерации таких образований, которые предполагают регулирование сбыта товара с помощью определенных квот, цен, а также определенных условий, рынок насыщается равномерно и между коммерческими организациями России наблюдается наличие добросовестной конкуренции.

Итак, слияние и присоединение в связи с консолидацией крупнейших участников рынка, сегодня являются наиболее распространенными и, в первую очередь подразумевают собой институт контроля за экономической концентрацией. В соответствии с Федеральным законом №135 от 26 июля 2006 года «О защите конкуренции» осуществляется такой контроль в предварительной (запрос на согласие ФАС РФ в отношении совершения сделок при слиянии, присоединении) и последующей форме (уведомление ФАС РФ для форм выделения и разделения).

Сделки, связанные с экономической концентрацией, разделяются на три группы:

·     Горизонтальные (появление на рынке товаров и услуг участника с более высокой долей, ведущей к росту его рыночной концентрации);

·     Вертикальные (создание барьеров для входа на товарный рынок, а также преимущества получения прибыли одного рыночного участника по отношению к другим, что способствует уменьшению конкуренции);

·     Конгломератные (уменьшение конкуренции на товарном рынке за счет объединения участников, различных по роду деятельности) [12].

Однако, известно, что связь между экономической концентрацией и потерями государственной власти в результате уменьшения конкуренции не всегда является негативным аспектом. Рост доли предприятий, составляющих экономическую концентрацию не всегда приводит к ослаблению концентрации, а иногда и наоборот - к ее усилению. Поэтому здесь имеет место положительный эффект реорганизации в форме слияния и присоединения участников корпоративных отношений, который отражается в том, что наличие самой возможности проведения процедуры реорганизации коммерческих отношений в форме слияния и присоединения чрезвычайно важна в качестве инструмента повышения эффективности корпоративного управления.

Основной проблемой процедур слияния и присоединения при реорганизации является противоречивое влияние сделок экономической концентрации на рыночные отношения и экономику в целом. Перед профильным антимонопольным государственным органом при осуществлении своих полномочий стоят задачи выявления отрицательного воздействия таких сделок на конкуренцию и рыночную структуру. Также, следует привести пример из правоприменительной практики. Федеральной антимонопольной службой РФ было одобрено ходатайство компании «Роснефть» о присоединении к ней ТНК-ВР с одновременным получением предписания [13]. Согласно данному документу после приобретения активов ТНК-ВР компания «Роснефть» обязана предоставить Федеральной антимонопольной службе информацию о субъектах РФ, где она обладает долей на рынке более 50%, и обязуется произвести отчуждение части автозаправочных станций, обеспечивать контракты при наличии оферты со стороны третьих компаний по продаже топлива, продать десятую часть производства и переработки нефтепродуктов [14]. Представляется, что последствия сделки приобретения активов компанией «Роснефть» носят условный характер и ущемляют конкуренцию, поскольку не снижают уровень концентрации на товарном рынке [15]. Такая оценка воздействия компании «Роснефть» на ситуацию на рынке создает прецедент избирательного принципа при принятии Федеральной антимонопольной службой соответствующих решений [16], что препятствует возможности создания компетенций для первенства в профильной области экономики.

В вопросе оценки товарного рынка следует использовать зарубежных опыт иных развитых стран. Например, в странах ЕС, используется ограничение участия заинтересованных лиц (конкурентов, дистрибьюторов, потребителей) [17, с. 72].

На основании вышеизложенного, требуется определение статуса и роли рыночных монополий в процессе мониторинга товарных рынков, а также соответствующих методов государственного антимонопольного регулирования и контроля за добросовестностью слияния и присоединения таких организаций. Такие методы должны включать в себя:

·     проверку достоверности представленных сведений в антимонопольный орган при получении его предварительного согласия;

·     предварительное согласие на одобрение сделки слияния и присоединения антимонопольный орган должен требовать для субъектов корпоративных правоотношений, осуществляющих деятельность в сфере промышленности, логистики, производства и строительства (к иным видам деятельности, таким как, например, сельское хозяйство, инновации, должны быть применены более лояльные меры, чем предусмотренные статьей 27 ФЗ №135);

·     отсутствие предпосылок реструктуризации компаний с целью их повышения стоимости и дальнейшей перепродажи.

Кроме того, следует изменить и/или дополнить положения нормативных актов о конкурентной политике в области регулирования сделок слияния и присоединения в сторону повышения прозрачности принимаемых решений и использования практики зарубежных стран при оценке уровня конкуренции, в России возможно создание качественной конкурентной среды, благоприятной для инновационного развития и появления компаний-лидеров в каждом секторе экономики.

 

Список литературы:

1. Гражданское право. В 3-х томах. Том I / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. 4-е изд., перераб. и доп., – М.: Проспект, 2005. - 765 с., С. 157.

2. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО. ТОМ 1, учебник под общей редакцией доктора юридических наук С.А. Степанова-285 с., С. 36.

3. Венедиктов, А. В. Слияние акционерных компаний / А. В. Венедиктов - Пг.: Петрогр. поли-техн. ин-т имп. Петра Великого, 1914. – 371 с.

4. Герценберг В.Э., Перетерский И.С. Обязательственное право. СПб., 1914.

5. Мейер Д. И. Русское гражданское право. В 2 ч. Ч. 1 / Д. И. Мейер. - По испр. и доп. 8-му изд. 1902 г. - Изд. 2-е, испр. - М.: Статут, 2000. - 290 с.

6. Учение об акционерных компаниях / И. Т. Тарасов; редкол.: В. С. Ем, Н. В. Козлова С. М. Корнеев [и др.]. - М.: Статут, 2000. - 666 с.

7. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 года) / Г. Ф. Шершеневич; вступ. ст. Е. А. Суханова. - М.: Спарк, 1994. - 335 с.

8. Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики №948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51/.

9. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 05.10.2015) «О защите конкуренции» (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2016) – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/.

10. Антимонопольный контроль экономической концентрации (Пузыревский С.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013).

11. Габов А.В. Теория и практика реорганизации (правовй аспект) – М.: Статут, 2014. -880 с., С. 62.

12. Комментарий главы 1 Федерального закона «О защите конкуренции» (ст. ст. 1–9). (Попондопуло В. Ф., Макарова О. А.) («Конкурентное право», 2012, №3) – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.center-bereg.ru/b3249.html Дата обращения 13.03.2016.

13. ФАС против конкуренции – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://expert.ru/expert/2012/40/fas-protiv-konkurentsii/ Дата обращения 20.02.2016.

14. Покупка «Роснефтью» ТНК-BP признана крупнейшей сделкой года – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rosneft.ru/news/news_about/191220122.html. Дата обращения 13.03.2016.

15. РБК – [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/tek/562949985174830. Дата обращения 15.02.2016.

16. Предписание ФАС http://www.fas.gov.ru/solutions/solutions_36493.html. Дата обращения 15.02.2016.

17. Пахомова Н.В. Регулирование сделок слияний и поглощений в США и ЕС: экономико-правовые рамки, современные тенденции, уроки для России // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - 2010. - Сер. 5: Экономика. Вып. 4. - С. 72.