Статья:

ДИАГНОСТИКА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Бобылева А.В. ДИАГНОСТИКА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(32).pdf (дата обращения: 17.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДИАГНОСТИКА ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бобылева Анастасия Валерьевна
студент Тульского Государственного Педагогического Университета им. Л.Н.Толстого, РФ, г.Тула
Ивлева Юлия Сергеевна
научный руководитель, заместитель декана факультета психологии ТГПУ им. Л.Н. Толстого по воспитательной работе, РФ, г.Тула

В настоящее время, как в нашей стране, так и за рубежом наблюдается усиление интересов к проблеме общения. Гуманистические преобразования, происходящие во всех сферах нашего общества и российском образовании, актуализируют потребность в переосмыслении сущности процесса воспитания, поиске новых подходов к воспитанию старших дошкольников, способствующих наиболее полному развитию детей. Ученые, придерживающиеся различных теоретических позиций, с большой настойчивостью выявляют, описывают и классифицируют феномены общения, определяют и субординируют закономерности, которые ими управляют, а также раскрывают механизмы, которые при этом действуют [1, с.10].

Проблемы изучения общения связаны с трудами: В. М. Бехтерева, Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М. И. Лисиной, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности [2, с.67].

Общение,- как указывает М.И. Лисина, взаимодействие двух (или более) людей, на­правленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата[1, с. 53].

Опираясь на выше сказанные слова, предметом исследования стала диагностика общения детей старшего дошкольного возраста. Из этого следует, что целью нашего исследования явилось составление и апробирование диагностической программы для изучения особенностей общения детей старшего дошкольного возраста.

Задачи исследования включили в себя:

1)  Изучение психолого-педагогической литературы по проблеме психологической характеристики общения человека и по научно-методическим основам диагностического исследования общения у детей дошкольного возраста;

2)  Составление диагностическую программу для изучения общения у детей старшего дошкольного возраста.

3)  Апробирование составленной диагностической программы в ходе изучения особенностей общения у детей старшего дошкольного возраста.

4)  Анализирование результатов, полученных в ходе проведения диагностического исследования общения у детей старшего дошкольного возраста и формулирование рекомендаций по развитию.

Составленная и апробированная в данном исследовании диагностическая программа включала в себя следующие методики:

1.  Методика «Мозаика» (адаптированный вариант методики «Кубики Кооса»).

2.  «Схема наблюдения» (по М. Я. Басову).

3.  Социометрическая методика «Два домика» (по Т.Д. Марцинковской).

4.  «Диагностика развития общения со сверстниками» (Орлова И.А., Холмогорова В.М.).

5.  «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», Г.А. Урунтаева.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 3 - детский сад комбинированного вида г. Новомосковска. В выборку вошли 5 детей 5-6 лет, из них 3 девочки, 2 мальчика.

Проведённый диагностический срез, с целью исследования общения детей старшего дошкольного возраста и обработка результатов позволяют сформулировать следующие результаты:

1.  Результаты, полученные с помощью методики «Мозаика» (адаптированный вариант методики «Кубики Кооса») показывают, что у трех старших дошкольников высокая степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника, что составляет (100%/5)*3= 60% от общего числа исследуемых, аналогично, у двух детей средняя степень эмоциональной вовлеченности в действия сверстника (40%).

 

Рисунок 1. Сводные данные о степени эмоциональной вовлеченности в действия сверстника

 

Рисунок 2. Сводные данные о степени выраженности эмоциональной вовлеченности в действия сверстника

 

2.  По результатам методики М.Я. Басова у трех детей высокий уровень развития навыков общения, что составляет (100%/5)*3=60% от общего числа исследуемых дошкольников, аналогично, у двоих средний (40%).

 

Рисунок 3. Сводные данные о процентном соотношении уровня развития навыков общения

 

У большинства детей исследуемой группы развитие навыков общения на высоком уровне.

3.  Как показали результаты методики «Два домика» Т.Д. Марцинковской, у всех диагностируемых детей статус в группе «предпочитаемые».

 

Рисунок 4. Сводные данные об уровне социометрический статуса

 

4.Результаты исследования по методике «Диагностика развития общения со сверстниками» И.А. Орлова, В.М. Холмогорова определили, что У троих детей высокий уровень сформированности коммуникативного навыка в общении со сверстниками, что составляет (100%/5)*3=60% от общего числа исследуемых, аналогично у двух детей ( 40%) средний.

 

Рисунок 5. Сводные данные об уровне сформированности коммуникативного навыка в общении со сверстниками

 

5.По результатам методики «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» Г.А. Урунтаевой имеем, что у трех старших дошкольников высокий уровень развития коммуникативных качеств во взаимоотношениях с окружающими людьми, т. е., у двух – средний уровень.

 

Рисунок 6. Сводные данные об уровне развития коммуникативных качеств

 

Таким образом, исследование позволило установить, что особенности общения детей старшего дошкольного возраста проявляются в интересе к сверстнику, стремлении ребенка привлечь внимание сверстника к своим действиям, желании ребенка действовать совместно, стремлении подстроиться под них, подражании действиям сверстника, делать что-то вместе.

 

Список литературы:

1. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка / М. И. Лисина подред. Рузской А. Г. – М.– Воронеж, 2010. –384 с.

2. Журавлев, А. Л. Социальная психология: учеб.пособие/ А. Л. Журавлев, В. А. Соснин, М.А. Красников.– М.: Форум, 2011. – 496 с.

3. Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет [Текст]: психологический практикум / О.Н. Истратова. – Ростов н /Д: Феникс, 2008. – 317с.: ил.