Статья:

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЗИТИВНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИМЕЮЩИХ ЗПР

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Замотаева А.В. ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЗИТИВНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИМЕЮЩИХ ЗПР // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(32).pdf (дата обращения: 19.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО ПОЗИТИВНОГО САМОСОЗНАНИЯ У ПОДРОСТКОВ ИМЕЮЩИХ ЗПР

Замотаева Александра Валерьевна
студент Тульского Государственного Университета им. Л.Н.Толстого, РФ, г. Тула

Одной из актуальных проблем в психологии является изучение становления самосознания в подростковом возрасте.  Исследования по данной проблематике дают обширный материал для понимания личности подростков, что необходимо для последующего благоприятного интегрирования их в общество. Эта проблема звучит еще более остро применительно к подросткам, имеющим отклонения в онтогенезе в виде задержки психического развития (ЗПР).

По данным федеральной службы государственной статистики Российской федерации количество детской инвалидности с каждым годом неуклонно растет, в том числе растет количество  детей  имеющих задержку психического развития. В настоящее время они составляют более 20 % детской популяции.

Итак, под задержкой психического развития общепринято понимать  отставание в развитии конкретного ребенка от принятых возрастных норм. При этом страдают отдельные когнитивные функции, такие как мышление, память, внимание и эмоциональная сфера [2].

Подростковый возраст является сензитивным для формирования личностной саморегуляции, так как в этом возрасте идёт совершенствование личностных образований, включённых в структуру регуляции, а возрастные закономерности её становления едины, как для нормального психического развития, так и для задержанного развития [3].

Лев Семенович Выготский, называл подростничество  самым трудным и сложным из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности [1]. Этот период является самым ответственный, поскольку в нем складываются основы нравственности, а также формируются социальные установки, отношения к себе, к людям и  обществу в целом. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию,- это самопознание, самовыражение и самоутверждение.

При изучении специальной литературы мы выявили, что такие  исследователи как Д.И.Альрахаль, В.Е.Васильева, Г.В.Грибанова, Е.Е.Дмитриева, О.В.Защиринская, А.С.Сагитова, Р.Д.Тригер, отмечают, что представление и отношение детей с 3ПР к себе и к окружающим зависит не только от специфики дефекта, но и от уровня развития общения в семье и коллективе сверстников, общения со значимыми взрослыми, в частности учителями [1]. К сожалению, в случае детей с 3ПР этот опыт часто оказывается неблагополучным. Вследствие чего, уже в подростковом возрасте отмечается доминирование экспрессивных вариантов психологической дезадаптации.

Так же мы имеем возможность выделить основные факторы, влияющие на формирование личности подростка с 3ПР: это особенности дефекта, обусловливающие неравномерность стартового развития ведущих психических функций; общение с родителями, сверстниками, значимыми взрослыми; адекватность условий обучения и воспитания уровню развития школьника [4]. Причем, как отмечает Б.Н.Никишина: «В подростковом возрасте особую акту альность приобретают социально-психологические условия» [5] .

У детей подросткового возраста имеющих задержку психического развития замедлен уровень развития самосознания, а так же снижена активность в познании себя. Одной из причин этого являются трудности в общении со сверстниками и взрослыми, которые препятствуют формированию образа «Я» через другого.

Так же стоит отметить, что, как и у детей нормально развивающихся, так и у детей с задержкой психического развития имеются общевозрастные особенности самосознания, обусловленные возрастом ребенка так и имеющиеся особенности течения онтогенеза каждого ребенка. Особенности самоотношения подростков с 3ПР проявляются в полюсности переживаний о самих себе, в нежелании развития «собственного Я», в тенденции к преувеличении своих возможностей [1].

Целью нашего исследования является поиск путей формирования устойчивого позитивного самосознания подростков с задержкой психического развития.

В соответствии с целью исследования нами была разработана диагностическая программа, в которую вошли следующие методики:

1) Шкала самоуважения Розенберга;

2)Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации  А.М.Прихожан;

3) Шкала самоэффективности Р.Шварцер, М.Ерусалем (в адаптации В.Г.Ромека);

4) Методика изучения особенностей самоотношения у ребенка рисунок «Плохой и хороший ребенок» (модификация А.М.Прихожан, 3.Василяукайте);

 5)Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеев (МИС).

Базой исследования явился «Протвинский центр реабилитации для детей и подростков с ограниченными возможностями». В данном эксперименте приняло участие десять подростков 12-14 лет, среди них 4 девочки и 6 мальчиков с задержкой психического развития.

Результатом проведения диагностического обследования стало выявление половины исследуемых подростков имеющих 3ПР с низким уровнем самоуважения, самооценка данных детей имеет неадекватно завышенные показатели. Самоотношение так же как и самопринятие находятся, на низком уровне. Однако по шкале самоценности большинство детей оценивают себя на средние показатели.

Таким образом, мы определили, что формирование самосознание у детей с ЗПР  носит замедленный характер (по сравнению с нормой), а так же снижена активность в познании себя.

После анализа психолого-педагогической литературы и проведения диагностического обследования состояния процесса самосознания детей подросткового возраста с задержкой психического развития, мы можем сделать выводы и рекомендации для коррекционной работы педагогам и родителям детей данной категории, для достижения адекватного позитивного устойчивого самосознания подростков с ЗПР.

Во-первых, необходимо производить своевременную диагностику процесса самосознания для достижения благоприятного результата.

Во-вторых, установить доверительные отношения с подростком, стимулировать его интерес к себе.

В-третьих, обязательным условием является позитивный настрой всех участников коррекционного воздействия, т.к. только путем коррекционной работы недостатки процесса самосознания можно исправить.

В-четвертых, обеспечить информацией родителей детей данной категории, так как результат во многом зависит именно  от них, т.е. работа должна иметь комплексный характер.

В-пятых, коррекционную работу по формированию позитивного устойчивого самосознания необходимо производить в групповой форме, так как результат процесса зависит и от установления правильных межличностных отношений. А так же важно  проводить целенаправленные беседы для обогащения знаний и осознания подростками себя и своего «Я».

Практическая значимость данной статьи заключается в том, что в ходе исследования были изучены особенности развития самосознания у детей подросткового возраста с 3ПР. Полученные данные могут быть использованы специальным психологом для коррекционно-развивающей работы с данной категорией детей для развития у них устойчивого позитивного самосознания.

 

Список литературы:

1. Белопольская Н.Л. Психологическая диагностика личности детей с задержкой психического развития. - М. 2009. – 77с.

2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития. - М., 2010. - 213с.

3. Казанская В.Г. Подросток, трудности взросления. - Спб., 2008. – 288с.

4. Лубовский В.И. 3адержка психического развития // Специальная психология (в 2 х томах) / Под ред. В.И. Лубовского. - М., 2015. - 706с.

5. Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М. Просвещение, 2008. -257с.

6. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти томах. - М., 2012. - Т. 5. – 413 с.