Статья:

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ

Конференция: XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Киреева А.В., Мухина М.С. ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(32). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/4(32).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 174 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ

Киреева Анна Викторовна
студент 2 курса Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Мухина Мария Сергеевна
студент 2 курса Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск
Василенко Надежда Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. начальник учебно-методического управления Волгодонского инженерно-технического института-филиала Национального исследовательского ядерного университета МИФИ, РФ, г. Волгодонск

Учитывая, что математика является «одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса» и ту роль, которую играет математика в науке, культуре и общественной жизни, как отмечается в принятой Правительством РФ «Концепции развития математического образования в Российской Федерации», исследования по данной проблеме имеют особую актуальность и значимость. Кроме того, как отмечается в данном документе «качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе» [3].

Как одна из проблем в развитии математического образования в Концепции отмечается «низкая учебная мотивация школьников и студентов». Среди причин, имеющих отношение к высшему образованию, по снижению мотивации в изучении математики, были названы: перегруженность образовательных программ, устаревшее содержание; отсутствие учебных программ, соответствующих потребностям будущих специалистов в математических знаниях и уровню подготовки обучающихся; качественный состав преподавателей. А одной из задач развития математического образования, названных в Концепции, является обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях и преодоление индивидуальных трудностей студентов на основе диагностики, что будет способствовать повышению их мотивации к изучению математики в вузе. Поэтому в качестве объекта нашего исследования мы выбрали условия, способствующие повышению интереса студентов к изучению математики в нашем вузе. При этом, мотивацию рассматриваем как «источник активности и одновременно как система побудителей» деятельности [2, с. 218].

  Для составления вопросов анкеты мы проанализировали работы ученых и практиков, изучающих данную проблему в других вузах [2,4]. В итоге, в анкету по изучению мотивации студентов к изучению математики мы включили следующие вопросы:

1.  Любил ли ты математику в школе (да, нет и почему);

2.  Что служило мотивом к изучению математики в школе:

a. успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз;

b. получить подготовку, позволяющую стать специалистом в своей области:

c. интерес к математике как науке.

3.  Оценки, которые преимущественно ты получал по математике в школе.

4.  Твой балл ЕГЭ по математике.

5.  Считаешь ли ты, что для твоего профессионального роста необходимо знание математики.

6.  В вузе ты изучаешь(л) математику для:

a.   получения математической подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области;

b.  получения положительной оценки;

c.   удовлетворения интереса к математике как науке.

7.  Что могло бы повысить твой интерес к изучению математики:

a.   больший объем самостоятельной работы;

b.  систематический контроль знаний:

c.   интересные формы проведения занятий;

d.  применение компьютерных технологий;

e.   ликвидация пробелов в знаниях элементарной математики;

f.    демонстрация необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности;

g.   олимпиады и конкурсы по математике;

h.  стиль педагогической деятельности преподавателя.

Нами, было проведено анкетирование среди 219 студентов 16-и групп, 4-х разных направлений: менеджмент, информационные системы, строительство зданий и сооружений, теплоэнергетика. Среди опрошенных студентов, на вопрос о том, любили ли они математику в школе или нет, и почему: 32% ответили положительно, но при этом, затрудняясь ответить почему; 9% ответили, что они любили математику, потому что у них был хороший учитель; 13% - из-за интереса к точным наукам; 10% - «она легко давалась», а 36% не проявляли никакого интереса к математике в школе.

На вопрос о мотивах изучения математики в школе, студенты ответили, что главное для них было успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ (66%); на втором месте - интерес к математике как науке (21%) и на третьем - получение подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области (13%).

После поступления в высшее учебное заведение личностная мотивация студента выходит на новый уровень, нередко студент начинает задаваться вопросом, с какой целью он изучает данную науку и как полученные знания повлияют в дальнейшем на его профессиональный и личностный рост. Поэтому ответы на вопрос для чего они в данный момент изучает математику, распределились следующим образом: 46% - для получения математической подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области, 40% - для получения положительной оценки, 8% - для удовлетворения интереса к математике, как к науке и 6% затруднились ответить на поставленный вопрос (рис.1).

 

Рисунок 1. Цели изучения математики студентами в вузе

 

Причины недостатка интереса или, в некоторых случаях, отсутствия интереса полностью к математике различны. Большинство студентов имеют пробелы в знаниях элементарной математики, которые необходимо ликвидировать для успешного освоения программы; у других отсутствуют навыки самостоятельной работы или же они просто не могут увидеть связи между полученными математическими знаниями и будущей профессией. Но, так как процесс обучения имеет определенную продолжительность, мотивация к изучению математики может изменяться со временем. Ответы на вопрос, что могло бы повысить их интерес к изучению математики (можно было выбрать несколько вариантов ответов) распределились следующим образом:

·     14% опрошенных ответили, что интерес к изучению математики могло бы повысить применение компьютерных технологий;

·     27% предпочитают интересные формы проведения занятий;

·     14% считают, что ликвидация пробелов в знаниях элементарной математики смогла бы повысить интерес к данной дисциплине;

·     19% отмечают, что отсутствует демонстрация необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности;

·     олимпиады и конкурсы мотивируют лишь 3% опрошенных;

·     18% утверждают, что на интерес к изучению математики влияет стиль педагогической деятельности преподавателя;

·     в систематическом контроле, как мотивирующем факторе нуждаются лишь 5% опрошенных;

·     1% опрошенных отмечает, что большой объем самостоятельной работы смог бы повысить их интерес.

Следующим этапом нашего исследования было выявление взаимосвязи между мотивом к изучению математики в вузе и факторами, способствующими повышению интереса студентов к изучению математики. Полученные данные представлены в таблице 1:

Таблица 1.

Взаимосвязь между мотивом к изучению математики и факторами, способствующими повышению интереса к ее изучению

факторы, способствующие повышению интереса студентов к математике

Изучение математики в вузе студентами для:

получения математической подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области

получения положительной оценки

удовлетворения интереса к математике как науке

1.

применение компьютерных технологий

14%

16%

15%

2.

интересные формы проведения занятий

25%

31%

23%

3.

демонстрация необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности

21%

16%

15%

4.

ликвидация пробелов в знаниях элементарной математики

13%

16%

11%

5.

стиль педагогической деятельности преподавателя

18%

17%

17%

6.

систематический контроль знаний

7%

6%

7%

7.

больший объем самостоятельной работы

1%

0%

6%

8.

олимпиады и конкурсы по математике

1%

3%

6%

 

Сравнительный анализ данных, представленных в данной таблице показал, что:

1)  ярко выраженных закономерностей каких-либо по данному вопросу не прослеживается,

2)  небольшие различия в процентном соотношении прослеживаются следующие:

·     студенты, ориентированные на получение положительной оценки, выделяют интересные формы проведения занятий и ликвидацию пробелов в знаниях элементарной математики;

·     студенты, ориентированные на получение математической подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области, выделяют демонстрация необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности;

·     студенты, ориентированные при изучении математики на удовлетворения интереса к математике как науке, выделяют больший объем самостоятельную работу и участие в олимпиады и конкурсы по математике;

3)  все студенты, примерно в одинаковом соотношении выделяют стиль педагогической деятельности преподавателя (17–18%) и систематический контроль знаний (6–7%).

По итогам нашего исследования можно сделать вывод о том, что для повышения мотивации студентов нашего вуза к изучению математики необходимо:

1)  проводить диагностику по выявлению отношения студентов к математике, выявлению пробелов в базовых знаниях студентов с целью оказания своевременной помощи в их ликвидации;

2)  проводить занятия по математике демонстрируя необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности студентов, при этом использовать интересные формы проведения занятий с применением компьютерных технологий;

3)  студентам, проявляющим особый интерес к математике – создавать условия и возможности для подготовки и участия в олимпиадах и конкурсах по математике и другим дисциплинам, где необходимы знания математики.

 

Список литературы:

1. Балашова О. Ю., Манушкина М. М. Динамика формирования мотивации к изучению математики у абитуриентов и студентов технического вуза//Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Выпуск № 1. 2011 // Научная библиотека КиберЛенинка – [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru (Дата обращения: 21.01.2016).

2. Зимняя И.К. Учебная мотивация // Педагогическая психология. – М. 1999. С. 217–232.

3. Концепция развития математического образования в Российской федерации / – [Электронный ресурс]. – 2014. URL:http://минобрнауки.рф/документы/3894 (Дата обращения: 02.02.2016).

4. Сальникова М. Г. О проблемах мотивации студентов технического университета к изучению высшей математики, кандидат физико-математических наук, доцент Южно-Российский государственный технический университет (НПИ), Россия. – [Электронный ресурс]. – URL: http://pandia.ru/text/78/448/6712.php (Дата обращения: 21.01.2016).