ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ
Секция: 6. Педагогика
XXXIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ В ВУЗЕ
Учитывая, что математика является «одной из важнейших составляющих мирового научно-технического прогресса» и ту роль, которую играет математика в науке, культуре и общественной жизни, как отмечается в принятой Правительством РФ «Концепции развития математического образования в Российской Федерации», исследования по данной проблеме имеют особую актуальность и значимость. Кроме того, как отмечается в данном документе «качественное математическое образование необходимо каждому для его успешной жизни в современном обществе» [3].
Как одна из проблем в развитии математического образования в Концепции отмечается «низкая учебная мотивация школьников и студентов». Среди причин, имеющих отношение к высшему образованию, по снижению мотивации в изучении математики, были названы: перегруженность образовательных программ, устаревшее содержание; отсутствие учебных программ, соответствующих потребностям будущих специалистов в математических знаниях и уровню подготовки обучающихся; качественный состав преподавателей. А одной из задач развития математического образования, названных в Концепции, является обеспечение отсутствия пробелов в базовых знаниях и преодоление индивидуальных трудностей студентов на основе диагностики, что будет способствовать повышению их мотивации к изучению математики в вузе. Поэтому в качестве объекта нашего исследования мы выбрали условия, способствующие повышению интереса студентов к изучению математики в нашем вузе. При этом, мотивацию рассматриваем как «источник активности и одновременно как система побудителей» деятельности [2, с. 218].
Для составления вопросов анкеты мы проанализировали работы ученых и практиков, изучающих данную проблему в других вузах [2,4]. В итоге, в анкету по изучению мотивации студентов к изучению математики мы включили следующие вопросы:
1. Любил ли ты математику в школе (да, нет и почему);
2. Что служило мотивом к изучению математики в школе:
a. успешно сдать ЕГЭ и поступить в вуз;
b. получить подготовку, позволяющую стать специалистом в своей области:
c. интерес к математике как науке.
3. Оценки, которые преимущественно ты получал по математике в школе.
4. Твой балл ЕГЭ по математике.
5. Считаешь ли ты, что для твоего профессионального роста необходимо знание математики.
6. В вузе ты изучаешь(л) математику для:
a. получения математической подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области;
b. получения положительной оценки;
c. удовлетворения интереса к математике как науке.
7. Что могло бы повысить твой интерес к изучению математики:
a. больший объем самостоятельной работы;
b. систематический контроль знаний:
c. интересные формы проведения занятий;
d. применение компьютерных технологий;
e. ликвидация пробелов в знаниях элементарной математики;
f. демонстрация необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности;
g. олимпиады и конкурсы по математике;
h. стиль педагогической деятельности преподавателя.
Нами, было проведено анкетирование среди 219 студентов 16-и групп, 4-х разных направлений: менеджмент, информационные системы, строительство зданий и сооружений, теплоэнергетика. Среди опрошенных студентов, на вопрос о том, любили ли они математику в школе или нет, и почему: 32% ответили положительно, но при этом, затрудняясь ответить почему; 9% ответили, что они любили математику, потому что у них был хороший учитель; 13% - из-за интереса к точным наукам; 10% - «она легко давалась», а 36% не проявляли никакого интереса к математике в школе.
На вопрос о мотивах изучения математики в школе, студенты ответили, что главное для них было успешно сдать ЕГЭ и поступить в ВУЗ (66%); на втором месте - интерес к математике как науке (21%) и на третьем - получение подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области (13%).
После поступления в высшее учебное заведение личностная мотивация студента выходит на новый уровень, нередко студент начинает задаваться вопросом, с какой целью он изучает данную науку и как полученные знания повлияют в дальнейшем на его профессиональный и личностный рост. Поэтому ответы на вопрос для чего они в данный момент изучает математику, распределились следующим образом: 46% - для получения математической подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области, 40% - для получения положительной оценки, 8% - для удовлетворения интереса к математике, как к науке и 6% затруднились ответить на поставленный вопрос (рис.1).
Рисунок 1. Цели изучения математики студентами в вузе
Причины недостатка интереса или, в некоторых случаях, отсутствия интереса полностью к математике различны. Большинство студентов имеют пробелы в знаниях элементарной математики, которые необходимо ликвидировать для успешного освоения программы; у других отсутствуют навыки самостоятельной работы или же они просто не могут увидеть связи между полученными математическими знаниями и будущей профессией. Но, так как процесс обучения имеет определенную продолжительность, мотивация к изучению математики может изменяться со временем. Ответы на вопрос, что могло бы повысить их интерес к изучению математики (можно было выбрать несколько вариантов ответов) распределились следующим образом:
· 14% опрошенных ответили, что интерес к изучению математики могло бы повысить применение компьютерных технологий;
· 27% предпочитают интересные формы проведения занятий;
· 14% считают, что ликвидация пробелов в знаниях элементарной математики смогла бы повысить интерес к данной дисциплине;
· 19% отмечают, что отсутствует демонстрация необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности;
· олимпиады и конкурсы мотивируют лишь 3% опрошенных;
· 18% утверждают, что на интерес к изучению математики влияет стиль педагогической деятельности преподавателя;
· в систематическом контроле, как мотивирующем факторе нуждаются лишь 5% опрошенных;
· 1% опрошенных отмечает, что большой объем самостоятельной работы смог бы повысить их интерес.
Следующим этапом нашего исследования было выявление взаимосвязи между мотивом к изучению математики в вузе и факторами, способствующими повышению интереса студентов к изучению математики. Полученные данные представлены в таблице 1:
Таблица 1.
Взаимосвязь между мотивом к изучению математики и факторами, способствующими повышению интереса к ее изучению
№ |
факторы, способствующие повышению интереса студентов к математике |
Изучение математики в вузе студентами для: |
||
получения математической подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области |
получения положительной оценки |
удовлетворения интереса к математике как науке |
||
1. |
применение компьютерных технологий |
14% |
16% |
15% |
2. |
интересные формы проведения занятий |
25% |
31% |
23% |
3. |
демонстрация необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности |
21% |
16% |
15% |
4. |
ликвидация пробелов в знаниях элементарной математики |
13% |
16% |
11% |
5. |
стиль педагогической деятельности преподавателя |
18% |
17% |
17% |
6. |
систематический контроль знаний |
7% |
6% |
7% |
7. |
больший объем самостоятельной работы |
1% |
0% |
6% |
8. |
олимпиады и конкурсы по математике |
1% |
3% |
6% |
Сравнительный анализ данных, представленных в данной таблице показал, что:
1) ярко выраженных закономерностей каких-либо по данному вопросу не прослеживается,
2) небольшие различия в процентном соотношении прослеживаются следующие:
· студенты, ориентированные на получение положительной оценки, выделяют интересные формы проведения занятий и ликвидацию пробелов в знаниях элементарной математики;
· студенты, ориентированные на получение математической подготовки, позволяющей стать специалистом в своей области, выделяют демонстрация необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности;
· студенты, ориентированные при изучении математики на удовлетворения интереса к математике как науке, выделяют больший объем самостоятельную работу и участие в олимпиады и конкурсы по математике;
3) все студенты, примерно в одинаковом соотношении выделяют стиль педагогической деятельности преподавателя (17–18%) и систематический контроль знаний (6–7%).
По итогам нашего исследования можно сделать вывод о том, что для повышения мотивации студентов нашего вуза к изучению математики необходимо:
1) проводить диагностику по выявлению отношения студентов к математике, выявлению пробелов в базовых знаниях студентов с целью оказания своевременной помощи в их ликвидации;
2) проводить занятия по математике демонстрируя необходимости математических знаний для будущей профессиональной деятельности студентов, при этом использовать интересные формы проведения занятий с применением компьютерных технологий;
3) студентам, проявляющим особый интерес к математике – создавать условия и возможности для подготовки и участия в олимпиадах и конкурсах по математике и другим дисциплинам, где необходимы знания математики.
Список литературы:
1. Балашова О. Ю., Манушкина М. М. Динамика формирования мотивации к изучению математики у абитуриентов и студентов технического вуза//Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. Выпуск № 1. 2011 // Научная библиотека КиберЛенинка – [Электронный ресурс]. – URL: http://cyberleninka.ru (Дата обращения: 21.01.2016).
2. Зимняя И.К. Учебная мотивация // Педагогическая психология. – М. 1999. С. 217–232.
3. Концепция развития математического образования в Российской федерации / – [Электронный ресурс]. – 2014. URL:http://минобрнауки.рф/документы/3894 (Дата обращения: 02.02.2016).
4. Сальникова М. Г. О проблемах мотивации студентов технического университета к изучению высшей математики, кандидат физико-математических наук, доцент Южно-Российский государственный технический университет (НПИ), Россия. – [Электронный ресурс]. – URL: http://pandia.ru/text/78/448/6712.php (Дата обращения: 21.01.2016).