Статья:

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Чернова А.А., Левицкая Л.В. ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 19.04.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЯХ

Чернова Анастасия Александровна
студент Владимирского государственного университета, РФ, г. Владимир
Левицкая Линда Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры психологи ВлГУ, РФ, г. Владимир

В настоящее время, одной из важных проблем является изучение психологической адаптации человека к условиям окружающей среды. Нынешняя постоянно меняющаяся ситуация в мире у многих людей привела к повышенной остроте межличностных конфликтов, сформировала ощущение неуверенности и страха в завтрашнем дне, стала одной из причин снижения чувства безопасности и защищенности.

Современные условия жизни, такие как: рост информации, увеличение нагрузки на психику, необходимость перед человеком решать все более ответственные задачи, учитывать возрастающее количество факторов, способствующих продуктивной деятельности и еще многое другое – заставляют людей искать новые способы и формы поведения, которые бы позволили быстрее адаптироваться к новой ситуации. Это и делает актуальным изучение совладания с трудными стрессовыми ситуациями как механизма адаптации к меняющимся социальным условиям у современных людей, в частности у студентов. Одним из психологических механизмов адаптации человека к изменяющимся условиям является его совладание с возникшими трудными ситуациями или копинг.

Понятие копинг-стратегий имеет длинную и сложную историю. Впервые его применили Р.Лазарус и С.Фолкман, в рамках транзактной модели стресса. В их понимании, стресс и переживаемые эмоции являются результатом взаимодействия средовых процессов и человека. Копингом они называли «постоянно изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы преодоления специфических внешних и внутренних требований, которые оцениваются человеком как значительные или превосходящие его возможности» [4].

Также копингами называют произвольные и сознательные действия. Стоит отметить, еще что копинги – это изменчивые процессы, а устойчивые паттерны копингов и формируют копинг-стратегии [2].

Из отечественных ученых копинг-стратегии изучали: Л.И. Анциферова, Н.О. Белорукова, В.А. Бодров, Е.А. Шепелева; Н.Е. Водопьянова и др.

Понятие копинг-стратегий является важным показателем психологического благополучия, здоровья и успешности деятельности. Негативные последствия столкновения с трудными жизненными ситуациями можно смягчить адаптивными стратегиями их преодоления (совладания) [1].

В настоящее время поведенческие копинг-стратегии можно разделить на активные и пассивные, адаптивные и дезадаптивные. К активным стратегиям принято относить стратегию «разрешение проблем». Это – базисная копинг-стратегия и она включает все варианты поведения человека, направленные на разрешение проблемной или стрессовой ситуации. Также к активным следует отнести стратегию «поиск социальной поддержки», направленную на получение социальной поддержки от среды [2].

Пассивным копинг-поведением называют варианты поведения, в основе которого лежит копинг-стратегия «избегание», хотя некоторые его формы могут носить и активный характер. Большой интерес вызывают возрастные и половые различия копинг-поведения. В использовании копинг-стратегий существует определенная возрастная динамика. Принято считать, что с увеличением возраста копинг-стратегии становятся более успешны, повышается вероятность использования активных проблемо-совладающих поведенческих стратегий [3].

Объектом данного исследования являются копинг-стратегии.

Предметом: различия копинг-стратегий у студентов младших курсов 18–19 лет специальностей «психолого-педагогическое направление», «физико-математическое».

Целью данной работы является выявление особенностей копинг-стратегий у студентов первых курсов вышеназванных специальностей.

Гипотеза исследования: существуют различия в выборе активных копинг-стратегий у студентов разных специальностей.

По результатам методики «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях» на рисунке 1, видно, что у групп нет явных различий. Студенты предпочитают решать задачи, а не избегать их, т.е. у них присутствует определенный комплекс навыков для эффективного управления ежедневными проблемными ситуациями, есть эффективные стратегии преодоления проблемных ситуаций, встречающихся в повседневной жизни. Эмоции выражены слабо, у группы ФМ почти в 2 раза меньше (на 6%). Избегание стоит на втором месте, используя данный способ приспособления, студенты всячески стараются уйти от проблемы, избежать ее. Стратегию избегания также называют переносом ответственности.

 

Рисунок 1. «Копинг – поведение в стрессовых ситуациях» С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер

 

Из методики «индикатор копинг-стратегий», (Рисунок 2) мы видим, что у группы СП преобладает решение проблем, а у ФМ – поиск социальной поддержки. Обе эти стратегии являются активными и направлены на выход из стрессовой ситуации. О поиске решений сказали ранее, а поиск социальной поддержки призван смягчить влияние стрессоров на организм, и, тем самым сохранить здоровье и благополучие человека. Разрешение проблемы здесь осуществляется через привлечение внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки.

Отметим, что если в первом результате, ФМ на 4 % более выражена активная стратегия, то здесь Разрешение проблем у группы СП выше в 2,5 раза (на 40% разница). А избегание в 2 меньше (на 8% разница).

 

Рисунок 2. Методика «индикатор копинг-стратегий»

 

По результатам третьей методики (Таблица № 1), у обеих групп выявлен высокий уровень самоконтроля, а именно: 38% у СП-114 и 40% у ФМ-114, и это положительное качество. Эта копинг-стратегия подразумевает преодоление негативных переживаний из-за проблем за счет целенаправленного подавления и сдерживания эмоций.

Таблица 1.

Копинг-тест разработан Р. Лазарусом и С. Фолкманом, адаптирован Т. Л.Крюковой, Е. В. Куфтяк, М.С.Замышляевой

 

Конфронта

ция

Дистан-цирование

Само

конт

роль

Поиск соц. поддерж

ки

Принятие ответственности

Бегство/избегание

Планиро

вание решения

Полож.
пере-

оценка

сп-114

0%

6%

38%

13%

0%

13%

44%

31%

фм-114

0%

6%

39%

40%

0%

27%

20%

6%

 

Здесь подтвердились результаты предыдущей методик: у группы ФМ более всех выражена стратегия поиска социальной поддержки(40%), а у группы СП конкретное (аналитическое) планирование решения проблем(44%). У многих студентов была выявлена положительная переоценка трудных ситуаций, рассмотрения ее как стимула для личностного роста.

В заключение можно сказать, что по результатам всех трех методик, у студентов выбранных дисциплин одинаково преобладают активные копинг-стратегии. Однако, студенты СП-113 предпочитают справляться со стрессом – самостоятельно и сами пытаются изменить ситуацию и найти решение своих проблем. А в группе ФМ-114 чаще разрешают проблемы за счет привлечения внешних (социальных) ресурсов, поиска информационной, эмоциональной и действенной поддержки – эта стратегия хоть не подразумевает стремления «выйти» из ситуации, но и не предполагает самостоятельного решения возникшей проблемы. Либо же студенты ФМ-114 целенаправленно подавляют и сдерживают эмоции, уменьшая их влияние на восприятие ситуации.

Стратегия избегания, при которой человек старается избежать контакта с окружающей его действительностью, уйти от решения проблем, не характерна для данных групп.

В дальнейшем эти исследования будут полезны в создании и разработке программы психологической помощи, направленной на формирование продуктивного копинга, способствующего конструктивному выходу из трудных ситуаций, а значит и достижения своих целей.

 

Список литературы:

1. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15, №1. С. 3–18.

2. Леонтьев Д.А. Личностный потенциал. Структура и диагностика. – М.: Смысл, 2013. – 675 с. ISBN: 978-5-89357-285-8.

3. Либин Д.А., Либина А.В. Стили реагирования на стресс: психологическая защита или совладание со сложными обстоятельствами // Стиль человека: психологический анализ. – М.Смысл, 1998. – 310 с.

4. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы – [Электронный ресурс] – // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2011. № 3 (17). URL: http://psystudy.ru (Дата обращения: 11.03.2016).