Статья:

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДЕНЕГ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Волкова Е.А. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДЕНЕГ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 15.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 74 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭМОЦИОНАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ДЕНЕГ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Волкова Екатерина Алексеевна
студент 2 курса Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Волгоград
Абраменко Елена Вячеславовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Волгоградского государственного технического университета, РФ, г. Волгоград

Сегодня для жизненного успеха требуются социальная мобильность, автономность, положительное восприятие окружающего мира, способность находить выход из кризисных ситуаций, сохранять социальную устойчивость [1]. Все это осложняется наличием в нашей жизни разнообразных, от положительных до отрицательных, эмоционально-психологических зависимостей: спорт, развлечения, еда, компьютерные игры, мобильные телефоны, интернет, никотин, алкоголь и пр. Современный мир построен на продаже этих зависимостей и все устроено так: хотите эмоций – плати! Следовательно, зависимость от денег выходит на первый план. Поэтому в качестве объекта нашего исследования мы выбрали рассмотрение эмоционально-психологической зависимости молодежи от денежных средств.

Для исследования эмоционально-психологической зависимости молодежи от денег введем такое понятие как «денежные эмоции». Под денежными эмоциями Б. А. Райзберг определил такие чувства, настроения людей, которые возникают бессознательно или подсознательно в зависимости от успехов или неудач в денежных делах, притока и оттока денег, денежных надежд и опасений [3, с.185].

Для составления вопросов анкеты, мы проанализировали работы ученых и практиков, изучающих данную проблему. В итоге, в анкету по изучению «денежных эмоций» мы включили следующие вопросы:

1.  Считаете ли Вы, что счастье в деньгах?

а) да; б) нет.

2.  Считаете ли Вы, что деньги решают всё?

а) да; б) нет.

3.  Легко ли Вы расстаетесь с деньгами?

а) да; б) нет.

4.  В день, когда я получаю зарплату (стипендию), я люблю пройтись по магазинам и совершить парочку внезапных покупок?

а) да; б) нет.

5.  Какие эмоции я обычно испытываю после покупки дорогостоящей вещи, о которой так давно мечтал(а)?

a)  восторг;

b)  удовольствие;

c)   эйфория;

d)  чувство вины;

e)   злость;

f)    грусть.

6.  Были ли в Вашей семье ссоры по поводу нехватки денег?

а) да; б) нет.

7.  Если вы дадите годовалому ребенку купюру номиналом в 1000 рублей, видя, как он ее разрывает, что Вы почувствуете?

a)  буду переживать, это достаточно крупная сумма;

b)  буду испытывать злость и ненависть по отношению к ребенку;

c)   испытаю, скорее всего, безразличие.

8.  Какие эмоции вызывают у Вас деньги?

a)  тревога;

b)  радость;

c)   счастье;

d)  грусть;

e)   азарт;

f)    страх;

g)  любовь;

h)  злость;

i)    равнодушие;

j)    спокойствие;

k)  отчаяние.

9.  Испытываете ли Вы переживания по поводу нехватки денег?

a)  да, мне очень часто не хватает денег на часть моих запросов;

b)  я испытываю полное равнодушие к деньгам;

c)   нет, мне на все хватает денег.

Нами, было проведено анкетирование среди 40 студентов 3-х групп (20 девушек и 20 парней). Сравнение эмоциональной зависимости от денег мужской и женской половин представлено на рисунке 1.

 

Рисунок 1. Эмоциональная зависимость от денег

 

Сравнительный анализ данных, представленных на рис.1 показал, что:

1)  Парни испытывают денежное счастье (60%), а девушки испытывают денежную радость (70%). Обе эмоции являются позитивными, но денежное счастье испытывается наиболее продолжительно и проявляется в возможности удовлетворения жизненных потребностей, денежная радость же является кратковременной эмоцией и связана с самим фактом получения денег, когда человек внезапно получает некоторую сумму денег, но потом деньги кончаются и денежная радость исчезает. Следует отметить, что женская половина более сильно подвержена сменам эмоционального состояния, и получается, что большинство девушек испытывают непродолжительную эмоцию по отношению к деньгам.

2)  Из опрошенных денежную тревогу испытывают 15% девушек и 10% парней, денежный страх испытывают 5% девушек и 10% парней. Эти негативные эмоции свойственны любому зависимому от денег человеку. В данном случае молодежь задумывается о денежном будущем и ощущает по отношению к нему беспокойство и неуверенность.

3)  Половина опрошенных девушек (50%) и всего лишь 20% парней отметили денежное спокойствие. Также необходимо отметить и то, что молодежь имеет денежный азарт: девушки - 25% и парни - 35%, а это значит, что они подвластны денежным рискам, в этом случае людьми руководит огромное желание выигрывать деньги. Данная эмоция очень серьезна, ее необходимо взять под контроль, а иначе она может перейти в тяжелую зависимость и породить собой психические отклонения.

Интересными ответами, на наш взгляд, были на вопрос: «Если вы дадите годовалому ребенку купюру номиналом в 1000 рублей, видя, как он ее разрывает, что Вы почувствуете?». Ответы на данный вопрос представлены на рисунке 2.

 

Рисунок 2. Чувства, возникающие при виде разорванной купюры

 

Опрос показал, что девушки (85%) в таком случае будут переживать больше чем парни (50%). Однако девушки при виде такой картины не будут испытывать злости по отношению к ребенку, а мужская половина склонна ненавидеть ребенка из-за рваной купюры. И совсем безразлично прореагируют на такую картину 25% парней и 15% девушек.

Сила этих переживаний будет соразмерна количеству нулей на купюре, а ребенок равнодушен к нулям, так как он еще не обучен правилам использования денег [2].

На рисунке 3 представлен ответ на вопрос: «Были ли в Вашей семье ссоры по поводу нехватки денег?».

 

Рисунок 3. Ссоры в семьях по поводу денег

 

Большинство респондентов (75%) отметили, что в их семье не происходят ссоры из-за нехватки денег, а 25% опрошенных ответили, что в их семьях происходили ссоры. Следует отметить, что 25% это вполне внушительная цифра для такого показателя. Именно денежные ссоры приводят к разводам, к возможностям развития различных заболеваний от постоянных стрессов и переживаний, и даже к суицидам.

Подводя итог, отметим, что каждый человек должен понять, что в его жизни представляет самую большую ценность, что все то, что нас окружает, и то чем мы хотим себя окружить, не должно играть главной роли в жизни. Положив на правую чашу весов денежную любовь и денежные эмоции, а на левую любовь к самому себе и близким людям, нужно понимать, что левая чаша всегда должна иметь больший вес. Пусть избавиться от денежной зависимости очень сложно, так как человек будет всегда желать завладеть тем, чего у него еще нет, необходимо расставить приоритеты и сохранить все по-настоящему ценное, что есть у человека: жизнь, здоровье, самоуважение и т.д., то есть все то, что дает физическое, моральное и нравственное самосовершенствование.

 

Список литературы:

1. Абраменко Е.В. Педагогические условия реализации принципов позитивного взаимодействия в условиях гуманитаризации образования – [Электронный ресурс] / Е.В. Абраменко // Грани познания: электрон. науч.-образ. журнал ВГСПУ. – 2012. – № 4 (ноябрь). – С. 31–34. – Режим доступа: www.grani.vspu.ru.

2. Деньгомания – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kommunika.ru/?p=1380.

3. Райзберг Б. А. Психологическая экономика: учеб. пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 432 с.

4. Стоюхина Н.Ю. Психология денег – старая проблема в новом освещении – [Электронный ресурс] / Н.Ю. Стоюхина Н.Ю., Л.В. Елецких // Материалы международного Форума и Школы молодых ученых ИП РАН. – URL: http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/nauchnye_m/razdel_3_a/stoyuhina_.html.