Статья:

АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Пешехонов Д.С. АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АКЦЕНТУИРОВАННЫЕ ЧЕРТЫ ЛИЧНОСТИ

Пешехонов Дмитрий Сергеевич
студент 2 курса лечебного факультета Курского Государственного Медицинского Университета, РФ, г. Курск
Кобзарева Елена Викторовна
научный руководитель, канд. фармацевт наук, преподаватель кафедры медицины катастроф Курского Государственного Медицинского Университета, РФ, г. Курск

В современном мире все чаще и чаще возникает проблема выбора профессии. Для человека очень важен этот момент и к нему стоит отнестись с должным вниманием. Статистика показывает, что многие после своего обучения в ВУЗах, в том числе и медицинских, не остаются работать по той специальности, которую освоили в течение нескольких лет. Причин тому может быть много, но зачастую, особенно в медицинской сфере основой такого решения служит психологическая неподготовленность ко всему, что ожидает в дальнейшем, объясняя это простыми словами «Это не для меня ...»; «Я не готов нести такой груз ответственности ...». Более 20% выпускников, в результате, не остаются работать по профессии. При этом возникает определенная проблема: было потеряно большое количество времени и сил, но, в конце концов, старания не оправдали себя. Свое бесценное время можно было потратить на изучение другой профессии, более близкой по духу для человека. Именно поэтому и проводятся исследования акцентуаций черт характера человека.

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств. Она определяются, как известно, как крайний вариант нормы. Выраженность акцентуации может быть различной – от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли у человека такого заболевания как психопатия. При изучении данного аспекта можно выявить наиболее подходящие сферы деятельности для каждого человека на основе тех качеств, которые у него максимально и развиты, и подобрать ту специальность, где человек добьется максимальной эффективности, т.к. обладает именно теми качествами, которые и позволят ему реализовать свой потенциал до конца.

Понятие «акцентуация» впервые ввел в оборот в 1968 г. немецкий психиатр и психолог, профессор неврологической клиники Берлинского университета Карл Леонгард. Именно он один из основоположников данного направления психологии, на ряду с такими исследователями как: Е.М. Борисова, И.С. Кон, Е.А. Климов, в своих работах экспериментально доказывал влияние определенного вида профессии на формирование типовых личностных характеристик, например, схожих интересов, привычек, установок, манер поведения, традиций, черт личности. К. Леонгард в своих работах выделяет 10 типов акцентуации, каждый из которых обладает определенной устойчивостью к одним жизненным ситуациям, при повышенной чувствительности к другим, в результате которых случаются конфликты внутри личности, нервные срывы и накопление неврозов [1, с. 65–68]. В благоприятных условиях, то есть, при исключении факторов, вызывающих нарушение психического равновесия, остановка на своем выборе в той сфере, где наиболее комфортно чувствует себя индивид, он может добиться хороших результатов, стать незаурядной личностью; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто присутствуют у подростков (около 50-80%) Определить тип акцентуации или ее отсутствие можно с помощью специальных психологических тестов, например тест Шмишека. Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей. И именно этот аспект и открывает перед нами огромное поле для действий. При должном внимании к данной проблеме мы можем изначально, еще до поступления в ВУЗ, по окончании школы или же при переходе из 8 в 9 класс проводить исследования акцентуаций у школьников, с целью помочь, подсказать в выборе дальнейшей специальности. Указать именно ту сферу, где личность человека раскроется в полном объеме, и будут достигнуты максимальные успехи. Данный метод позволит избежать случаев неверного выбора своего профессионального пути, позволит сразу стать на верную дорогу без лишней потери времени. Также, это позволит изменить и структуру поступления в ВУЗ.

Места для обучения в ВУЗе строго ограничены, и порой люди, учащиеся в данном учреждении и потом не собирающиеся работать по профессии попросту занимают чье-то место. В медицине, из-за дефицита кадров, это особенно важно. Можно даже сказать, что в данной сфере это первоочередная задача.

Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения людей.

Разницу в характеристиках типов акцентуации, для наглядности, я приведу на примере двух диаметрально противоположных типов – гипертимическом и дистимичном.

Гипертимический тип (гиперактивный): характеризуется позитивом, нескончаемым оптимизмом, с постоянно повышенным настроением. С самого раннего возраста дети проявляют свою активность. Обычно именно они попадают во всякие передряги, из-за нескончаемой энергии. В любом деле проявляют самостоятельность и ото всех требуют, чтобы с их мнением считались и позволяли именно им с кем дружить, в какую секцию пойти заниматься. [4, с.128] Если же такого ребенка попытаться ограничить в свободе выбора, постоянно навязывая ему другой круг общения, то может возникнуть конфликт по этому поводу, такая ситуация может оказаться непереносимой для подростка – гипертима, и может возникнуть декомпенсация. В некоторых случаях это наблюдается в школе. Подвижные и активные дети с трудом могут просидеть за партой целый учебный день, не имея возможности общаться со своими сверстниками во время уроков. Они неусидчивы, легко отвлекаются и не подчиняются дисциплине. Осознание неудач у подростков, привыкших, что все им дается легко, тоже может привести к бурным эмоциональным реакциям. Они начинают прогуливать те школьные занятия, которые им не нравятся. Подросткам – гипертимам вообще свойственна некоторая легкомысленность, бесшабашность и склонность к авантюрам. У таких подростков нет четкой границы между дозволенным и недозволенным [3, с.3]. Гипертимы с акцентуацией характера легко адаптируются в обществе, улавливают общий фон настроения. Они приветливы, добродушны и общительны, свободно проявляют свои чувства. Гипертимы не выносят рутинную, однообразную работу. Склонны к смене профессий, места работы. Таким личностям показана работа, связанная с постоянным общением: организаторская деятельность, служба сбыта, спорт, театр.

Дистимичный тип: Это люди с постоянно пониженным настроением, редко идут на контакт. У них мало социальных связей и в целом они ведут уединенный образ жизни. Склонны к пессимизму, жизнь воспринимают в мрачных тонах. Очень критически относятся к себе и даже когда их хвалят, с неохотой принимают этот факт, считая себя недостойными. Но благодаря этой черте очень ответственны и каждое дело доделывают до конца. Их не очень любят другие люди из-за их угрюмости, унылого выражения лица и недовольства. В общении они сдержаны и немногословны. Это прирожденные пессимисты с заниженной самооценкой. Дистимы способны на глубокие чувства и сопереживание, хотя внешне они могут это не проявлять. Они всегда приходят на помощь, если кому-то требуется. Но к самим себе они излишне требовательны и корят себя за якобы совершенные поступки [2,с.209–212]. Дружить с такими людьми сложно, так как тяжело идут на контакт и из этого мы можем сделать вывод, что работа в сфере обслуживания совершенно не для данного психотипа. Также, шумные, исполненные атмосферой праздника и веселья места, он будет избегать при поиске для себя работы. Чрезмерно переживая мелкие или мнимые неприятности, дистимы крайне тяжело переносят реальные психические травмы и психотравмирующие ситуации. И потому, при выборе профессии стоит остановиться на скрупулезных, ответственных видах работ, требующих усидчивости и внимания с малым количеством соприкосновений с другими людьми в ходе своей работы. Начальству следует аккуратнее относиться к таким людям. Это может быть клерк, бухгалтер.

Акцентуация характеров – весьма частое явление, и задача психологов подробно изучить подобный феномен с целью коррекции негативных акцентуаций. Коррекция и своевременная психологическая помощь помогут избежать стрессовых проявлений, минимальных психозов, неврозов.

В конце своей работы я хотел бы отметить, что важность данной сферы огромна и что исследования в данной сфере необходимо продолжать и дальше.

Подробное изучение и анализ акцентуаций помогает выявить и стимулировать позитивные акцентуации с целью их использования в профессиональной и общественной ориентации человека.

Перспективы, стоящие в этой области касаются не только психодиагностики, психологического консультирования, психотерапии и прикладной психологии, но и используются в областях педагогики, образования, развития и реализации творческого понимания людей.

 

Список литературы:

1. Бурланчук Л.Ф., Дулневич В.Н. Акцентуации личности: Что диагнозцируем? // «Вопросы психологии». – 1998, – Вып. 2. – С. 65–68.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций. – М.: ЧеРо, при участии издательства «Юрайт», 2000. – С.209–212.

3. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Усовершенствованный метод патохарактероло-гического исследования подростков. – Л., 1983. – С. 3.

4. Кухарчук А.М., Лях В.В., Седова Е.Л. Психодиагностика в профессиональном самоопределении учащихся. – Мн.: Белорусская наука, 2000. – С.128.