Статья:

ВОСПИТАНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Котович М.И. ВОСПИТАНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 15.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОСПИТАНИЕ ПЕВЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Котович Мария Игоревна
студент Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, РФ, г. Нижневартовск
Рогачевская Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. пед. наук, преподаватель Нижневартовского социально-гуманитарного колледжа, РФ, г. Нижневартовск

Интерес к феномену культуры в наше время вызван многими обстоятельствами. Современная наука оценивает культуру как источник и незаменимый фактор духовной жизни личности. Отсюда стремление выявить сущность, потенциал культуры и возможности ее воздействия на каждого человека.

На огромное облагораживающее воздействие пения, указывалось еще в пору становления отечественной системы музыкального воспитания. В трудах Б.В.Асафьева, Н.Я.Брюсовой, Н.М.Ковина, хоровому пению в школе придается исключительно важное значение. И в дальнейшем, выдающимися деятелями хоровой культуры, такими как Д.Д.Локшин, В.Г.Соколов, А.В.Свешников отмечается благотворное влияние пения на духовное развитие личности.

Психолого-педагогический уровень рассмотрения исследуемой проблемы (Б.В.Асафьев, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский и др.), позволил представить певческую культуру личности как проявление духовной сущности человека в познании мира, где «человеческий голос воспринимается как звучание самой души, как звук, который по природе дан внутреннему началу для его выражения ...» (Г.Гегель).

В работах Э.Б.Абдулина, Л.В.Школяр, АА.Мелик-Пашаева и других, рассматриваются методологические вопросы и принципы художественной дидактики, а процесс преподавания музыкального искусства в школе представлен как художественно-педагогический.

Особое значение для нашего исследования имеют: концепция психологической науки о деятельности человека (А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Л.С.Выготский), теория развивающего обучения (В.В.Давыдо, Д.Б.Эльконин), интонационная теория Б.В.Асафьева и ее отражение в трудах В.В.Медушевского.

Значительная роль теории и практики вокально-хорового обучения в школе определена в трудах Ю.Б.Алиева, О.А.Апраксиной, Е.Д.Критской, Г.П.Стуловой, В.Н.Шацкой и др.

Алексеева Л.Л. определяет певческую культуру тремя взаимосвязанными понятиями: вокальным вкусом, наличием правильных певческих навыков, вокальной эрудицией.

В то же время известно, что важнейшей частью вокальной культуры являются певческие навыки. Основные из них: певческая установка, певческое дыхание, певческое звукообразование и звуковедение, певческая дикция и орфоэпия.

Рассматривая практику вокально-хорового обучения младших школьников (Ю.Б.Алиев, О.А.Апраксина, Е.Д.Критская, Г.П.Стулова и др.), было определено, что воспитание певческой культуры младших школьников во внеурочной деятельности общеобразовательной школы будет проходить более успешно, если выделены основные методические компоненты ее формирования; разработана и реализуется программа внеурочной музыкальной деятельности школьного вокального кружка; в ходе певческой деятельности будет реализован творческий потенциал каждого школьника.

Разработанная нами программа внеурочной музыкальной деятельности школьного вокального ансамбля по воспитанию певческой культуры младших школьников представлена нормативной базой: конституцией РФ (статья 43), законом Российской Федерации «Об образовании» (статьи 7 и 9), приказом Министерства образования и науки РФ (В ред. приказа Минобрнауки России от 29 декабря 2014 года №1643) «Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО», концепцией духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Предложенная программа предусматривает возможность формирования певческой культуры обучающихся во внеурочной музыкальной деятельности в рамках реализации ФГОС НОО, обеспечивая образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения образовательной программы.

В ходе исследования, мы применили общедидактические методы и методы, присущие музыкальному обучению: демонстрационный, словесный, метод наблюдений, метод упражнений, метод показа и подражания, метод мысленного пения, игровой метод, метод сравнительного анализа и другие.

В результате обучения пению по программе внеурочной музыкальной деятельности школьного вокального ансамбля, обучающийся должен научиться: соблюдать при пении певческую установку; петь чистым естественным звуком, легко, звонко, правильно формировать гласные и произносить согласные звуки; петь на одном дыхании более длинные фразы, тянуть звук; петь под фонограмму в группе и соло; уметь брать быстрый вдох в подвижных песнях, петь на легато, стаккато, нон легато; уметь петь выразительно, осмысленно несложную напевную песню.

Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, нами была проведена диагностика исходного уровня певческой культуры младших школьников. В качестве основных методик были применены: индивидуальное прослушивание (диагностика звуковысотного чувства, мелодического и гармонического слуха, «Гармонические загадки»), анкетирование, наблюдение за детьми. Дополнительными методами были беседы с детьми, с использованием опросных листов.

Установлено, что формы диагностического контроля за эффективностью программы соответствуют формам ее реализации: поэтапный контроль во время работы методом наблюдения и анализа исполнения песенного репертуара младшими школьниками, участниками программы; анкетирование участников программы после периода обучения; индивидуальный диагностический контроль.

Критериями певческой культуры являются: правильная певческая установка; чистая интонация и выразительный звук; умение пользоваться певческим дыханием; округленный, близкий звук; чёткая дикция; владение вокально-техническими навыками; артистичность при исполнении песни; передача образно-эмоционального содержания произведения.

В процессе опытно-практической работы нами была реализована индивидуальная работа с каждым участником вокального ансамбля, в соответствии с выделенными этапами:

·     определение содержания индивидуальной работы в соответствии с результатами первичной диагностики уровня сформированности певческой культуры младших школьников;

·     создание благоприятной среды для воспитания культуры пения, развития музыкальных способностей каждого ребенка вокальной группы;

·     обеспечение педагогической поддержки в формировании более высоких вокальных достижений каждого ребенка.

Результаты проведенной работы дают основание утверждать, что воспитание певческой культуры младших школьников в дополнительном образовании обеспечивают:

·     образовательная программа внеурочной музыкальной деятельности школьного вокального ансамбля “Allegro”, разработанная с учетом воспитания певческой культуры младших школьников;

·     коллективные и индивидуальные формы практической, вокально-хоровой деятельности учащихся, направленной на воспитание у детей певческой культуры и творческой самореализации;

·     методы активизации творческой деятельности учащихся при организации и проведении школьных концертов, детских праздников в школе;

·     диагностика певческой культуры.

Опытно-практическая работа, по внедрению и апробации программы внеурочной музыкальной деятельности школьного вокального ансамбля “Allegro” подтвердила, что:

·     вовлечение школьников в музыкально-образовательную среду вокального ансамбля, является важным условием формирования их певческой культуры;

·     индивидуализация процесса воспитания певческой культуры увеличивает динамику ее развития;

·     индивидуальная работа по воспитанию певческой культуры детей должна сопровождаться педагогической поддержкой, обеспечивающей формирование более высоких вокальных достижений ребенка; строиться на переживании ребенком ситуаций успеха, а также способствовать созданию максимально благоприятной среды для развития его вокальных способностей.

Таким образом, совершенно очевидно, что апробированная образовательная программа внеурочной музыкальной деятельности школьного вокального ансамбля “Allegro”, разработанная с учетом воспитания певческой культуры младших школьников, подтверждает свою эффективность и обеспечивает повышение уровня вокальной подготовки обучающихся.

 

Список литературы:

1. Абдуллин Э.Б. Николаева Е.В. Методика музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / под редакцией М.И. Ройтерштейна. – М.: Музыка, 2006. – 336с.

2. Анисимов В. П. Диагностика музыкальных способностей детей: Учебное пособие / В. П. Анисимов. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 128 с.

3. Осеннева М.С., Самарин В.А. Хоровой класс и практическая работа с хором: учеб. пособие / М.С.Осеннева, В.А.Самарин. – М.: Academa, 2003. –190 с.

4. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учебное пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений. – М.: Владос. – 2002. – 176с.