Статья:

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ И С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Левина А.А. МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ И С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 11 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НОРМАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ И С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ: ОБЩЕЕ И ОТЛИЧНОЕ

Левина Алёна Александровна
студент кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула
Бут-Гусаим Марина Валерьевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доц. кафедры специальной психологии, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, РФ, г. Тула

Проблема развития общения сверстников в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами: В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н.Леонтьева, М.И. Лисиной, Г.М. Андреевой Б. Спока, супругов Х. и М. Харлау, А.Кимпински, У. Хартапа, Б. Коутса, Ж. Пиаже и других отечественных и зарубежных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Тем не менее, проблема общения сверстников в дошкольном возрасте изучена недостаточно. Особую актуальность и значимость имеет изучение природы общения, его индивидуальных и возрастных особенностей, механизмов протекания и изменения.

Исследование роли и функций общения детей с нарушениями зрения в их общем психическом развитии показывает, что оно является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения на ранних стадиях развития. Многими тифлопсихологами и тифлопедагогами отмечаются нарушения в сфере общения у слепых, слабовидящих и детей с нарушениями зрения (Л.С. Волкова, Г.В. Григорьева, М. Заорска, М.И. Земцова, И.Г. Корнилова, Л.И. Солнцева, Н.А. Яковлева и др.).

В этой связи актуальным является анализ особенностей развития общения старших дошкольников с нарушениями зрениями, поиск коррекционных методик, направленных на создание у ребенка системы психологических установок для решения проблем, возникающих в процессе его общения с окружающим миром.

В ходе анализа литературы нами была разработана диагностическая программа, направленная на изучение общения детей старшего дошкольного возраста:

1.  Социометрия. Цель – диагностика эмоциональных связей, т.е. взаимных симпатий между членами группы.

2.  Проективная методика «Картинки». Цель – определение уровня развития социального интеллекта, анализ качественного отношения ребенка к сверстнику.

3.  Тест Розенцвейга (модификация Н.В. Тарабриной). Цель – исследование реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

4.  Методика «Лесенка». Цель – выявление системы представлений ребенка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

5.  Рисунок «Я и мой друг в детском саду» Цель – выявление внутренних переживаний ребенка, его глубинного отношения к себе и окружающим.

Для получения результатов, свидетельствующих об особенностях межличностного общения старших дошкольников исследование, проводилось на базе двух учреждений: 1) Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Киреевский детский сад общеразвивающего вида № 1 «Теремок» г. Киреевск (10 детей в возрасте 5–6 лет); 2) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида № 125 (для детей с нарушением зрения) г. Тула (10 детей в возрасте 5–6 лет).

В ходе проведения методики «Социометрия» многие дети с нормальным развитием получили примерно равное количество положительных выборов. Это свидетельствует о том, что внимание и доброжелательное отношение сверстников распределено примерно поровну между всеми членами группы. Данная ситуация обусловлена правильной стратегией воспитания межличностных отношений и является наиболее благоприятной. Результаты применения данной методики с детьми с нарушением зрения показали, что в группе наблюдается явное деление на популярных (40%) и отвергаемых детей (40%). Многие дети получили примерно равное количество положительных выборов.

Исходя из результатов применения проективной методики «Картинки», мы делаем вывод о том, что среди детей с нормальным развитием большое количество имеют средний и выше среднего уровни развития социального интеллекта (60% и 20% соответственно), для этих детей характерно продуктивное или вербальное решение конфликтной ситуации (по 40%), поэтому можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику. Один испытуемый (10%) показал уровень социального развития ниже среднего, также можно говорить о том, что ребенок склонен к агрессивности. Среди детей со зрительной патологией все дети имеют высокий уровень развития социального интеллекта, для этих детей характерно продуктивное или вербальное решение конфликтной ситуации, поэтому можно говорить о благополучном, бесконфликтном характере отношения к сверстнику. Один ребенок склонен к агрессивности.

Результаты теста фрустрационных реакций Розенцвейга выявили, что у детей с нормальным развитием превышены нормативные показатели по интрапунитивной и экстрапунитивной направленности реакций (70% и 30% соответственно). Дети с экстрапунитивной направленностью видят причину конфликта во внешнем мире, дети же с интрапунитивной направленностью возлагают ответственность на себя. У детей с нарушением зрения были получены схожие результаты: у большинства детей (60%) выявлена превышение нормативных показателей по интрапунитивнй направленности реакций, что является неблагоприятной тенденцией, т.к. эти дети берут вину и ответственность в разрешении конфликтной ситуации на себя.

Результаты, полученные с помощью методики «Лесенка» свидетельствуют о том, что большинство детей группы с нормальным развитием (70%) уверены в любви окружающих, чувствуют себя защищенными, результаты остальных детей (30%) говорят, о субъективном переживании собственной незначительности и недооцененности в глазах других. Среди детей со зрительной патологией у половины детей группы (50%) результаты говорят, о субъективном переживании собственной незначительности и недооцененности в глазах других.

Результаты, полученные с помощью анализа рисунка «Я и мой друг в детском саду» у детей с нормальным развитием говорят о следующем: у многих детей наблюдается психологическая дистанция (80%), почти все испытуемые стараются «не слышать» окружающий мир (90%). Также дети в данной группе скрывают свои чувства, не могут выразить их словами или влиять на других (80%), около половины детей чувствуют внутреннюю слабость, неспособность действовать. Анализ рисунков у детей с нарушением зрения показал: у многих детей наблюдается психологическая дистанция (50%), почти все испытуемые стараются «не слышать» окружающий мир (70%). Также дети в данной группе скрывают свои чувства, не могут выразить их словами или влиять на других (70%), около половины детей чувствуют внутреннюю слабость, неспособность действовать.

Полученные результаты позволяют сделать выводы о том, что общими чертами у детей с нормальным развитием и с нарушением зрения являются: 1) у детей наблюдается превышение показателей по интрапунитивной направленности решения проблемных ситуаций; 2) у многих детей наблюдается психологическая дистанция, почти все испытуемые стараются «не слышать» окружающий мир. Также дети в данной группе скрывают свои чувства, не могут выразить их словами или влиять на других, около половины детей чувствуют внутреннюю слабость, неспособность действовать.

Различия в результатах у детей с нормальным развитием и с нарушением зрения были следующими: 1) в группе детей со зрительной патологией присутствует более четкое разграничение на популярных и отвергаемых детей, чем в группе детей без патологии; 2) уровень развития социального интеллекта высокий у всех детей с нарушением зрения, в отличии от детей без нарушения; 3) количество детей, переживающих собственную незначительность и недооцененность в глазах других среди детей с нарушением зрения больше, чем среди детей с нормальным развитием.

Таким образом, нами были установлены как общие для детей старшего дошкольного возраста особенности межличностного общения, так и отличительные особенности, объясняемые наличием у части дошкольников нарушения зрения, и той коррекционно-развивающей работой, проводимой с данными детьми (высокий уровень развития социального интеллекта).

 

Список литературы:

1. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения – М.: Педагогика, 2009. – 144 с.

2. Репина Т.А. Отношение между сверстниками в группе детского сада – М.: Педагогика, 2009. – 235 с.

3. Смирнова Е.О. Межличностные отношения от рождения до семи лет / под ред. Е.О. Смирновой. – М.: Ин–т практ. психол.; Воронеж: НПО МОДЭК, 2010. – 392с.

4. Специальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И.Солнцева и др.; Под ред. В.И.Лубовского – 2–е изд., испр. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 464 с.