Статья:

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Горкун О.П. ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 24 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА

Горкун Ольга Павловна
студент, кафедра «Информационные системы и технологии», БИТИ НИЯУ МИФИ, РФ, г. Балаково
Зуева Ирина Аркадьевна
научный руководитель, заведующий кафедрой, старший преподаватель, кафедра «Физвоспитание», БИТИ НИЯУ МИФИ, РФ, г. Балаково

Аннотация. В данной статье идет речь об адаптации обучающихся к процессам обучения, рассматриваются решения проблем, связанных с ней.

 

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, готовность к процессу адаптации, реадаптация, десадаптация, окружающая среда, тревожность, напряжение.

 

Современный темп жизни, влекущий за собой необходимость усвоения большого объема различной информации и стремительное совершенствование производственных процессов, стал причиной формирования новых требований к человеку и теперь общество нуждается в людях, которые будут способны не просто сосуществовать с окружающей средой, но и реализовывать себя в ней. Именно поэтому проблема адаптации человека к изменениям окружающей среды является актуальной.

Известно, что в условиях изменяющейся окружающей среды только незначительной части современной молодежи удается избежать сложностей в самореализации. Проблема социальной адаптации актуальна при подготовке будущих специалистов, так как с ней напрямую связан уровень их дальнейшей профессиональной деятельности. В то же время не менее значимой и интересной является проблема психологической адаптации студентов, как личностей.

В первое время после поступления в вуз студент, как правило, сталкивается с множеством стрессовых ситуаций на почве социальных перемен, что чаще всего приводит к внутреннему напряжению и высокой тревожности. Под влиянием вышеперечисленного у студента может сформироваться неправильное, искаженное понятие его социальной роли, в зависимости от конкретных личностных характеристик студент может подменить настоящее ощущение взрослости рядом поведенческих действий, таких как вольная манера посещения занятия, изменение манеры общения, курение. Существует множество трудов по исследованию социально-психологической адаптации личности в различных коллективах, как российских, так и зарубежных авторов: Фрейд З., Е.В. Таранов, Олпорт Г., Роттер Д., А.И. Ходаков, М.Н. Будякина, А.А. Русалинова, Адлер А., Эриксон Э., А.М. Растова, Роджерс К., Н.А. Свиридов и другие.

П.А. Просецкий характеризует адаптацию как активное творческое приспособление студентов нового приема к условиям высшей школы, в процессе которого у них формируются навыки и умения организации умственной деятельности, призвание к избранной профессии, рациональный коллективный и личный режим труда, досуга и быта, система работы по профессиональному самообразованию и самовоспитанию профессионально значимых качеств личности [2, c.125].

Решающим фактором для начала процесса адаптации человека как динамического явления служит несоответствие между имеющимся опытом личности и новыми требованиями, выдвигаемыми окружающей средой, ее измененными условиями. Динамику самого процесса, показателями которой, как правило, выступают качественные изменения в манере поведения в незнакомой ситуации, определяет изменение процесса взаимодействия человека и окружающей среды, а также разрешение возникших противоречий посредством значительного преобразования поведения личности.

Большое значение имеет адаптация в поддержании необходимых соотношений человека и его окружающей среды. В ходе установления адекватного соответствия требований учебного заведения и личности обучающегося достигаются важные цели, обеспечивающие также соответствие уровня и специфики психической деятельности требованиям процесса обучения.

Психологическую адаптацию принято определять, как изменение психики личности под влиянием определенных условий окружающей среды, процесс так называемой «ломки» старого динамического стереотипа, а также установления нового. Сам динамический стереотип осуществляется в форме гармоничного взаимодействия больших полушарий головного мозга и представляет собой систему временных нервных связей, которые обуславливают некоторую последовательность и интенсивность ответных реакций психики и организма на какое-либо изменение внутренних или внешних воздействий.

Также адаптация занимает особенное место в становлении студента как личности, что обуславливается несколькими аспектами. В первую очередь, необходимо дать студенту верное направление в системе моделей поведения, так как такое направление на долгое время формирует личность студента, а также ориентацию его будущего развития. Во-вторых, формирование социально-психологического единства студенческого коллектива происходит именно в ходе процесса адаптации.

Принято полагать, что процесс адаптации идет все годы обучения. Только к третьему курсу вырабатываются важные для обучающего навыки ответственности, собранности и самоконтроля. Множество проведенных исследований показывают, что больше всех прочих подвержены проблемам адаптации студенты первого курса, поэтому именно во время первого семестра учащиеся нуждаются в поддержке.

Для первокурсника адаптивный процесс является продолжительным и непростым, к тому же колебательным, так как даже в течение одного дня несколько самых различных сфер сменяют друг друга: учебная деятельность, общение, самосознание.

Психолого-возрастные особенности адаптации учащегося обуславливаются степенью эмоциональной зрелости, внушаемости. К примеру, студенты из сельской и городской местности являются людьми с разным социальным уровнем, поэтому и период адаптации для этих двух групп будет отличаться.

Множество авторов научных работ выделяет несколько этапов процесса адаптации по их психологическому содержанию:

1.  Предадаптация. Формируется психологическая установка на адаптацию.

2.  Дезадаптация. Человек отвыкает от прежних обстоятельств и факторов среды.

3.  Реадаптация. Человек переходит от привычных условий окружающей среды к другим, новым.

4.  Десадаптация. Наступление неадаптированности человека, он оказывается в положении, когда неспособен подстроиться к изменившимся условиям окружающей среды.

Средой адаптации для студентов является образовательная система учебного учреждения, характеризуемая функциональными, а также структурными составляющими.

Если рассматривать адаптивную ситуацию более детально, то можно выделить несколько видов новых условий и протекающей в них деятельности:

·     цели личности;

·     деятельность, входящая в учебно-воспитательный процесс учебного заведения;

·     окружающее общество;

·     новая социальная среда для приезжих студентов, в частности для учащихся, переехавших из сельской местности в город, к которому необходимо адаптироваться.

Посредством бесед с студентами и преподавателями, а также социальных опросов и наблюдений был сформирован перечень основных проблем адаптации студентов первого курса к обучению в вузе:

·     отсутствие готовности к полностью самостоятельному обучению;

·     отсутствие у некоторых студентов желания учиться, трудолюбия;

·     неправильное распределение времени и сил;

·     неприспособленность к высоким требованиям преподавателей;

·     отсутствие опыта работы с сравнительно большим объемом новой информации.

Адаптивная потребность бывает осознанной и неосознанной. Если потребность является неосознанной, студент ищет новые способы деятельности и поведения стихийно, методом проб и ошибок, поэтому адаптация проходит с существенными затруднениями, что замедляет этот процесс. Для учащегося удовлетворяться она может на двух уровнях:

·     вузовский уровень – уровень, на котором происходит создание требуемых внешних условий реализации этой потребности;

·     личностный уровень – уровень, на котором адаптивная потребность занимает позицию движущей силы самовоспитания и саморазвития обучающегося.

Если адаптации не происходит, студент вынужден преодолевать лишние трудности в изучении предмета.

Принято считать, что главное условие для эффективного процесса адаптации – целенаправленный педагогический контроль этого процесса. Управление адаптивным процессом в первые годы обучения в высшем учебном заведении является обязательным условием для обеспечения последовательного перехода от одной стадии процесса к другой.

Для большей успешности адаптации первокурсников необходимо:

1.  Принятие во внимание трудностей адаптации студентов младших курсов при построении учебной программы;

2.  Использование разнообразных методов обучения, направленных именно на обучение студентов выявлению всех сторон изучаемых проблем, а не только зазубриванию дисциплин;

3.  Проведение курса «Введение в специальность», то есть получение первокурсниками четкого представления о избранной ими профессии, о процессе обучения со всеми подробностями;

4.  Проведение у первокурсников адаптационных тренингов.

 

Список литературы:

1. Андреева Д.А. О понятии адаптации. Исследование адаптации студентов к условиям учебы в вузе. – В сб.: Человек и общество. – вып.ХIII. – М.: Наука, 1973.

2. Просецкий П.А. Психологические особенности адаптации студентов нового приёма к условиям обучения в вузе // Комплексная проблема профориентации, адаптации и повышения квалификации. – Минск.: Слово, 1976. – С. 124–128.

3. http://new.elib.altstu.ru/disser/conferenc/2010/02/pdf/275repyeva.pdf.

4. http://fan5.ru/fan5-docx/doc-168211.php.