ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЛЕНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ВЛИЯНИЕ ЧЛЕНСТВА В ВТО НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИИ
Секция: 10. Юриспруденция
XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ПЕРСПЕКТИВЫ ЧЛЕНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВО ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. ВЛИЯНИЕ ЧЛЕНСТВА В ВТО НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА ГРАЖДАН РОССИИ
Развитие современного государства в первую очередь зависит от того, насколько динамично развивается его экономика. Экономические права граждан на сегодняшний день составляют неотъемлемую часть прав, которые закреплены в конституции любого демократического государства. Российская Федерация не является исключением. Данные права нашли свое отражение в Конституции Российской Федерации, среди которых закреплены права на признание и защиту частной собственности, право на использование и владение собственным имуществом и т.д. [1]. Экономическим правам придается особое значение, поскольку законодатель закрепляет их не только «на бумаге» посредством внесения соответствующих статей в Конституцию, но и фактически, закрепляя их как основу конституционного строя, как гарант того, что государство является правовым и демократическим.
По мнению ряда ученых, экономические права в своей основе связаны с правом собственности и охватывают свободу деятельности человека в плане производства, переработки, обмена продукции. Однако, также в рамках этих прав возникают одни з важнейших общественных отношений – отношения между человеком и государством, в связи с чем возникает необходимость регулирования экономических отношений, установления четких границ и разделения экономических прав и обязанностей. Именно это регулирование устанавливается путем принятия соответствующих нормативно-правовых актов, как в рамках конкретного государства, так и в рамках международных торговых организаций [3; 8–12].
России всегда была свойственная экономическая модель развития государства, такая модель, в которой экономические интересы государства превалировали над экономическими интересами отдельной личности. Это значит, что реализованность экономических прав граждан Российской Федерации напрямую зависит от социально-экономической и внешнеэкономической политики государства. В этом смысле важное значение для реализации экономических прав граждан имеет процесс унификации национального законодательства. Как справедливо отмечает Д.А. Пашенцев, интеграция осуществляется, в первую очередь, на уровне экономики. Данный процесс является вполне закономерным, поскольку укрепление экономических связей между Россией и другими государствами способствует экономическому росту и повышению благосостояния населения [6; 126]. На сегодняшний день, экономические права граждан гарантируются не только внутренним законодательством государств, но и международными нормативно-правовыми актами. Так, к примеру, конституционная трактовка содержания прав в сфере труда полностью соответствует положениям об этом в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, который подписан в том числе и Российской Федерацией [2].
Основной международной организацией, регулирующей вопросы международной торговли, является Всемирная торговая организация (далее – ВТО), к которой Российская Федерация присоединилась в 2012 году. Процесс унификации законодательства для приведения национальных правовых норм в соответствие с международными актами начался еще задолго до вступления России в ВТО и до сих пор не завершен. Отсутствие унификации не просто приводит к трудностям в трансграничной торговле государств, но и создает возможности для совершения экономических преступлений, а высокий уровень преступности в экономической сфере также негативно влияет на реализацию экономических прав граждан. Вступление в ВТО ознаменовалось снижением Россией ряда ввозных пошлин из-за требований этой организации, что безусловно отразилось на российской экономике, российских предпринимателях, а в последствии и на простых гражданах Российской Федерации. По подсчетам аналитиков, вступление в ВТО принесет России миллионы безработных и десятки тысяч закрытых предприятий, а также упадок средних зарплат и ухудшение трудовых условий, что является ущемлением экономических прав граждан Российской Федерации. Для России и стран бывшего СНГ Европейская комиссия предсказывает упадок следующих секторов и потерю рабочих мест в них: производство электронного оборудования, промышленность (производственное оборудование), сахарное производство, текстильная отрасль [5; 121].
Треть руководителей средних предприятий, составляющих порядка 34%, предсказывают ухудшение экономических условий в России из-за вступления в ВТО. Среди них преимущественно представители сельскохозяйственного и производственного малого и среднего бизнеса (47% и 26% соответственно). Свои прогнозы предприниматели объясняют как снижением таможенных пошлин для потенциальных конкурентов из-за рубежа, так и изменениями в правилах распределения государственных субсидий, без которых часть сельхозпредприятий окажется на грани выживания или вовсе будет вынуждена уйти с рынка. Следует отметить, что на улучшение условий в стране настроены только 12,5% опрошенных. Минусами вступления в ВТО аналитики также считают отсутствие у России эффективных механизмов для оказания помощи отечественному бизнесу в спорах с конкурентами в рамках ВТО. Споры в рамках ВТО являются дорогостоящими и требуют мощных юридических служб в органах государственной власти, в корпорациях и ассоциациях производителей, а также на уровне самих производителей. Осложнена современная ситуация и непрекращающимся потоком санкций, как со стороны ВТО, так и со стороны России. В результате санкций страдают интересы и права как российских, так и зарубежных предпринимателей, что может обернуться банкротством ряда компаний, ростом безработицы, унижениями и страданиями десятков тысяч человек.
Однако, ряд ученых выделяют перспективы вступления России в ВТО, в том числе, и для реализации экономических прав граждан Российской Федерации. Так, выделяется, что вступление в ВТО обеспечит российским производителям равнозначный доступ на мировой рынок черных металлов, химической продукции; сократит количество ограничительных мер, применяемых против российской продукции. Это приведет к усилению позиций российских металлургических предприятий на мировом рынке, а приток иностранных инвестиций наоборот увеличит количество рабочих мест. Прогнозируется улучшение делового климата, связанное с совершенствованием правовой базы Российской Федерации, привлечением иностранного капитала, применению новейших международных стандартов в различных отраслях хозяйства, что позволит поднять экономику России на новый международный уровень. Возможность участия в переговорах, как полноправного участника ВТО, позволит Российской Федерации вносить предложения по усовершенствованию норм и правил международной торговли с учетом национальных интересов [4;3–6]. Также, Совет Федерации одобрил поправки в Гражданский кодекс, которые регулируют вопросы интеллектуальной собственности и авторских прав по правилам Всемирной торговой организации. Так, например, согласно им, авторы сохраняют за собой право на вознаграждение, даже если результат их труда стал общедоступным. Подчёркивается, что в этом случае граждане имеют право использовать его лишь в личных целях. Благодаря поправкам, права жителей нашей страны на интеллектуальную собственность были уравнены с правами граждан государств, которые входят в ВТО [7].
В целом, исследование влияния членства в ВТО на процесс реализации экономических прав граждан России, позволяет сделать следующие выводы:
1) В современных условиях процесс интеграции Российской Федерации в мировое сообщество является процессом, который объективно способствует улучшению экономической ситуации в нашем государстве, а такое улучшение создает все необходимые условия для полноценной реализации экономических прав граждан;
2) Интеграция России в мировое сообщество является процессом долгоиграющим и сложным. Облегчить течение процесса может скорейшая унификация законодательства;
3) Решения и соглашения, принимающиеся в ходе унификации правовых норм, в первую очередь, должны исходить из защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе, и экономических.
Россия провела колоссальную работу по унификации внутренних правовых норм в соответствии с международными стандартами и требованиями ВТО. Зарубежные и отечественные деятели отмечают, что российскими законодателями была проделана кропотливая работа по приведению национальной правовой базы в соответствие с международными нормами и стандартами. Это означает, что ни для государства, ни для предпринимателей, ни для простых граждан Российской Федерации, процесс интеграции шоком не стал, ведь законодательная сфера так или иначе уже соответствует требованиям ВТО. За последние годы национальная правовая база во многом приблизилась к нормам, установленным ВТО, а значит, в ближайшее время на получение огромных преимуществ не стоит и рассчитывать.
Следует отметить, что по состоянию на 2016 год говорить о положительном или отрицательном влиянии членства России в ВТО не представляется возможным. По мнению ряда исследователей, последствия членства в ВТО дадут о себе знать лишь спустя 10 лет после присоединения, то есть только тогда, когда процесс либерализации мировой торговли приобретет глобальный масштаб, а в России появятся новые конкурентоспособные производства, открытые для экспорта.
Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (Дата обращения: 29.04.2016).
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactecon.shtml (Дата обращения: 29.04.2016).
3. Гаврилова Ю.В. Экономические права в системе прав человека/ Ю.В. Гаврилова // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Юридические науки». – 2008. – № 1. – С. 8–12.
4. Медведков М.Ю. О присоединении России к Всемирной торговой организации / М.Ю. Медведков // Деньги и кредит. – 2012. – № 2. – С. 3–6.
5. Пищулин В.И. Реализация экономических прав граждан в современных условиях / В.И. Пищулин // Право и экономика. – 2013. – № 9 (49). – С. 117–122.
6. Пашенцев Д.А. Теоретические аспекты унификации законодательства государств Единого экономического пространства / Д.А. Пашенцев // Вестник института законодательства Республики Казахстан. 2012 – №1. – С.126.
7. Доклад «Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации» / ВТО-информ, аналитический центр. – М., 2012. URL: http://wto-inform.ru/documentation/ (Дата обращения: 29.04.2016)