Статья:

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ.

Конференция: XXXIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 8. Физическая культура

Выходные данные
Данилина В.С. ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ. // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(33). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(33).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 189 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА СОЦИАЛИЗАЦИЮ И АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ – ИНВАЛИДОВ.

Данилина Вероника Станиславовна
студентка, 3 курс, Пензенский Государственный Университет, город Пенза, Россиия
Ильин Валерий Алексеевич
научный руководитель, кандидат педагогических наук, г. Пенза

На сегодняшний день большими темпами увеличивается количество детей – инвалидов, это показатель очень печальный, на это явление оказывают воздействие самые разные факторы, например, вредные привычки, инфекционные заболевания, врожденные дефекты, наследственность и так далее.

К концу 2015 года насчитывается 604 850  тысяч детей – инвалидов в России по данным Росстата, на территории города Пензы на 01.01.2015 год приходится 1 343 ребенка – инвалида.

Дети – инвалиды, это группа детей, которым характерно стойкое расстройство функций организма, сопровождающееся серьезным заболеванием, врожденными недостатками, как умственного, так может быть и физического развития, различные травмы, все эти перечисленные элементы приводят к ограничению нормальной жизнедеятельности ребят и важно, предоставить необходимую дополнительную социальную помощь и защиту этой категории населения.

Главная цель занятия физической культурой – это не только поддержания в норме здоровья детей – инвалидов, но и актуальная возможность для развития собственной дисциплины, самооценки ребенка, самоуважения, духа команды, дружбы, сплоченности коллектива, умение общаться со сверстниками и так далее.

Исходя из выводов исследований, что универсального метода обучения детей – инвалидов – нет, то необходимо выявить и составить собственную программу занятия спортом с конкретным ребенком, учитывая его возможности, психологические особенности, интересы, потребность в познании.

В ходе выполнения физических упражнений, происходит развитие личности ребенка, который имеет жизненные ограничения, в результате инвалидности, а именно, формируется разумно восприятие собственного «Я» и окружающего мира, способность адаптироваться в новую окружающую среду и эффективно взаимодействовать с объектами, находящимися в ней, стойко реагировать на стрессы.

У детей – инвалидов физические возможности напрямую зависят от вида их заболевания и для них недоступны обычные спортивные игры, которые предназначены для здоровых детей. Таким образом, специалистам необходимы знания, опыт и талант для занятий с инвалидами, например, дети, которые страдают  церебральным параличом, ограничены в движении, речи и сопровождаются нарушениями в психике, важной особенностью этого заболевания – это аномальное распределение мышечного тонуса организма, что в итоге приводит к нарушению координации движений. 

Оказать помощь детям, страдающим этим недугом, реабилитировать и социализировать их, педагоги, массажисты, учителя физкультуры прибегают к методам адаптивной физической культуры, благодаря им возможно максимальное развитие жизнеспособности детей – инвалидов, оптимизация их состояния и развития.

Следует отметить, что для здоровых детей спорт – это обычная потребность, то для детей – инвалидов, физические упражнения жизненно необходимы, так как - это ключ к физической, социальной и психической адаптации.

Ребенок, имеющий то или иное заболевание, сможет только по-настоящему жить, узнать себя, «выбраться из запертой клетки», исключительно в социуме, именно в нем, происходит формирование его личности, познание себя и своего окружения, радости движения, он начинает чувствовать себя частичкой целой системы, понимает, что он не один такой, что есть дети, находящиеся в похожем положении, учиться взаимодействовать с ними, дружить, работать в команде, ощущать вкус победы или поражения.

Итак, адаптивная физическая культура позволяет:

 осваивать новые двигательные навыки и умения, для того чтобы компенсировать дефект, не поддающийся коррекции или восстановлению;

 решение проблемы изолированности, преодоление комплекса неполноценности, например, пассивность ребенка, уровень повышенной тревоги, отсутствие веры в собственные силы или с другой стороны, работа над собственной завышенной самооценкой – агрессия по отношению к другим, эгоизм.

 средства и методы адаптивной физической культурой позволяет комплексное и всестороннее развитие у детей физических возможностей, улучшение координации и поддержания тонуса всего самочувствия в целом.

Повышение иммунитета, устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды, а так же занятия плаванием, закаливанием, ходьба босиком по различным поверхностям из песка, гальки, травы и так далее, подвижные спортивные игры, все это позволяет детям – инвалидам испытать радость и полноту жизни от владения своим телом, способностью бороться с преградами и трудностями, возникающими на пути, общаться с ровесниками, обмениваться с ними впечатлениями.

Общение составляет фундамент при занятии спортом, так как именно в процессе спортивной деятельности, дети – инвалиды делятся друг с другом своими чувствами, переживаниями, учатся понимать, влиять и взаимообогащать таких же как и они.

Проявить себя как личность, ребенок с ограниченными возможностями может, участвуя в спортивном зрелище, в этом процессе он  сопереживает участникам соревнований, отождествляет себя с кем – либо, формируют и перенимают черты характера на эмоционально – образном уровне восприятия.

Важно показать детям – инвалидам, их значимость, например, инвалид Рик Хансен – выдающийся спортсмен, неоднократный чемпион мира в марафонских заездах в креслах – колясках, он призывает привлечь внимание общества не на то, что инвалиды что-то не могут делать, а наоборот сделать акцент на их возможностях, то есть дать понять, детям – инвалидам, необходимость влиться в общество людей, жить среди них, а не за каменными стенами кирпичных домов, в собственных иллюзиях и мечтах.

 Р. Хансен благодаря своей силе воли, мужеству, вере в собственные силы и целеустремленности объехал 34 страны мира, продемонстрировал на собственном примере, что инвалид – такой же человек, имеющий одинаковые права по отношению к другим.

 Спортсмены – инвалиды, своим упорством, рвением к победе, вызывают потрясение и удивление среди народа, а у детей – инвалидов в корне меняется отношение к самому себе, возникает вопрос: «А я смогу так же?», ребенок начинает задумываться, появляется желание бороться за собственную жизнь, стремиться жить как все здоровые люди.

Сегодня широкое значение приобрела иппотерапия – это адаптивная верховая езда, позволяет детям – инвалидам в полной мере адаптироваться и самореализоваться как личность, так же служит реабилитацией для детей, имеющих заболевание. Общение с лошадью для ребенка значит очень многое – это новый  путь к чему – то новому, испытывая при этом радость, гордость, возможность усовершенствовать свои умения, преодолевать страх, побеждать и двигаться только вперед.

Дети – инвалиды в конных прогулках и дальних походах могут реализовывать свои потребности в активном отдыхе, увидеть себя в новой ситуации, плыть по течению жизни.

В заключении следует отметить, что значение физической культуры для детей – инвалидов играет огромную роль в процессе их социализации и адаптации, так как:

 укрепляется психика;

 мобилизируется воля;

 происходит расширение их функциональных возможностей;

 ощущают себя полезными и нужными для общества;

 повышается коммуникативная активность, стрессоустойчивость и так далее.

Таким образом, занятие спортом помогает детям познать себя самого, завести друзей, научиться взаимодействовать со своими ровесниками, воспитываются социальнозначимые качества: сила воли, упорство, целеустремленность и так далее, так же, это - вариант на время отвлечься от своей болезни, проблем.

Формируется самооценка у ребенка с ограниченными возможностями, его социальная роль и позиция в обществе, что в конечном счете влияет на его полноценную жизнедеятельность и развитие как личности.