Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЕГЭ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Нецкар Е.Е. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЕГЭ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 15.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ ЛИЧНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ И СДАЧИ ЕГЭ

Нецкар Екатерина Евгеньевна
студент филологического факультета Самарского государственного социально-педагогического университета, РФ, г. Самара
Архипова Ирина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры педагогики и психологии Самарского государственного социально-педагогического университета, РФ, г. Самара

В настоящее время, проблема поиска возможных причин снижения психологического здоровья молодежи, достаточно актуальна. По мнению Е.А. Серёгиной и И.А. Кувшиновой, большинство первокурсников отмечают общее ухудшение своего здоровья, которое продолжалось и после проведения единого государственного экзамена, уже на следующей ступени образования, что в свою очередь привело к усложнению многих социальных процессов. [4, c.1] Обучающиеся отмечали, что психологическому здоровью, по их мнению, в этот период уделялось недостаточное внимание со стороны педагогов, психологов и родителей; все усилия были направлены на усвоение и закрепление знаний по предметам, выбранных для сдачи ЕГЭ. Поэтому целесообразным будет остановиться на главных причинах, послужившим катализатором, приводящим к ухудшению психологического здоровья старшеклассников в период подготовки и сдачи ЕГЭ, а впоследствии и учащихся ВУЗов и ССУЗов.

По мнению М.Ю. Чибисовой существует три типа трудностей, появляющихся у школьников в процессе подготовки к ЕГЭ [1, c.25]:

1.  Когнитивные трудности, связанны со спецификой познавательной сферы старшеклассника при выполнении заданий по ЕГЭ;

2.  Личностные трудности, представлены затруднениями, вызванные в индивидуально-типологических и эмоциональных процессах у учеников на ЕГЭ;

3.  Процессуальные трудности, непосредственно связанны с процедурой проведения ЕГЭ.

В контексте освещаемой проблемы целесообразно будет остановиться на личностных трудностях. Этот тип трудностей проявляющихся у школьников, характеризуется наличием высокого уровня тревожности в процессе подготовки к экзамену и при его сдаче непосредственно. Ученик часто сам проецирует свои возможные неудачи, задаваясь такими вопросами как: «Хватит ли моих знаний, чтобы успешно сдать экзамен?» «Сумею ли я сделать все, что могу за такое короткое время?».

В настоящее время, учителя и специалисты прогнозируют большую часть организационных трудностей в процессе обучения, что способствует предупреждению различных психологических проблем старшеклассников в процессе проведения ЕГЭ [1, c.34]:

·     Сформировать умение адекватно оценить свои знания, умения, способности;

·     Сформировать у ученика оптимальный уровень тревожности (отсутствие как чрезмерно высокого, дезорганизующего ее уровня, так и заниженной тревоги, приводящей к снижению мотивации).

 В опросе, по способам сдачи ЕГЭ, приняли участие 6440 выпускников 2016 года из разных регионов страны. Результаты опроса были обработаны и представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Способы сдачи ЕГЭ старшеклассниками

п/п

Варианты ответов, предложенные выпускникам

Количество (чел.)

Средний показатель (%)

1.

Я готов поверить предложению о покупке «реальных» заданий и ответов и купить их. Вдруг повезет!

 

1086

 

16,88

2.

Я не готов поверить предложению о покупке «реальных» заданий и ответов и купить их. Я учился хорошо и сдам самостоятельно!

 

1489

 

23,12

3.

Я не готов поверить предложению о покупке «реальных» заданий и ответов и купить их. Зачем верить мошенникам?

 

1570

 

24,38

4.

Я уверен, что реальные задания нельзя купить

 

2295

 

35,63

 

По статистическим показателям, можно отметить, что разрыв в процентном соотношении между старшеклассниками, готовыми купить готовые задания и ответы перед экзаменом во избежание стрессовой ситуации и старшеклассниками, надеющимися на собственные силы, не так уж велик. Большинство старшеклассников все же надеются на собственные знания, полученные в школе, а это значит, что школьники достаточно уверенны в себе, если рассматривать когнитивный компонент сдачи ЕГЭ. Тогда имеет смысл предположить, что причины, приводящие к неудачам на едином государственном экзамене это особенности контроля и управления эмоциональной сферой.

Также М.Ю. Чибисова отмечает, что отсутствие полной и четкой информации о процедуре Единого государственного экзамена является первостепенным фактором снижения психологического здоровья молодежи [1, c.29]. При традиционной форме сдачи экзамена выпускник может рассчитывать на поддержку со стороны взрослых, друзей, учителей. Сейчас же на помощь выпускнику приходят лишь отзывы предыдущих выпускников, часто не совсем адекватные и, как следствие, создается «мифология» ЕГЭ. Под мифологией понимается иррациональное, неосознаваемое, эмоционально нагруженные убеждения и установки, отражающие отношение к ЕГЭ [1, c.23]. Главным результатом, подобной установкой выпускника является: «ЕГЭ сдать невозможно!»

Большое влияние на старшеклассника также оказывает то, что он в решающий момент остается без поддержки учителей. Когда ЕГЭ еще не было введено повсеместно, и в некоторых школах использовалась традиционная форма сдачи экзамена, то выпускник мог надеяться на психологическую поддержку педагогов. Учитель все равно проявит ожидаемое от него содействие, даже если оно будет ограничиваться простым «главное, не переживай!»; а это значит, что ребенок будет чувствовать себя более психологически защищенным чем при проведении ЕГЭ.

Таким образом, чтобы успешно пройти процедуру единого государственного экзамена нужно уметь контролировать свои эмоции и во время процедуры и до нее, попытаться не верить запугивающим мнениям о ЕГЭ, поражающим своим многообразием на страницах сети Internet. Однако дело в том, что на практике ученику сделать это не так уж и просто. И тут главная задача – психологическая помощь выпускникам, помощь родителям и учителям, представлена в советах и рекомендациях [3]:

1.  Не запугивать ребенка, не напоминать ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а создает эмоциональные барьеры, которые ребенок сам преодолеть не сможет;

2.  Заблаговременно ознакомить ребенка с правилами проведения ЕГЭ и заполнения бланков, даже если это делают учителя в школах; этот способ помогает автоматизировать у ребенка навык «официальной» части экзамена и снять тревогу по поводу того, что если он неправильно заполнит бланк ответов, запишет свою фамилию и т.д. Не заставлять ребенка часами просиживать за подготовкой; через каждые 40–50 минут занятий обязательно нужно делать перерыв на 10–15 минут.

3.  Поддержать ребенка. Независимо от результата экзамена, часто и от всей души говорить ребенку, что он самый лучший, и что у него в жизни все сложится! Вера в успех, уверенность в своем ребенке, его возможностях, стимулирующая помощь в виде похвалы или одобрения очень важны.

Таким образом, проанализировав научные работы и проведенные исследования, по данной проблеме, были выявлены личностные трудности и причины, лежащие в основе ухудшения психологического здоровья молодежи в период подготовки и сдачи ЕГЭ. Приведены практические рекомендации для педагогов и родителей, которые помогут школьнику предупредить проявление отрицательных эмоций в условиях сдачи единого государственного экзамена.

 

Список литературы:
1. Чибисова М.Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ: работа с учащимися, педагогами, родителями – М.: Генезис, 2009 – 184с. – (Психолог в школе).
2. Электронный ресурс – Режим доступа. – URL: http://www.ege.edu.ru/ru/main/vote/arh/index.php?vote_4=60 (Дата обращения 15.05.2016).
3. Электронный ресурс – Режим доступа. – URL: http://www.ege.edu.ru/ru/classes-11/psych/ (Дата обращения 15.05.2016).
4. Электронный ресурс – Режим доступа. – URL: http://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-zdoroviesberez... (Дата обращения15.05.2016).