ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Секция: 7. Психология
XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Правильное формирование личностного характера у детей нереально если не иметь положительного прогресса в психологической обстановке эмоций. В более взрослых годах перед школой, жизнь детей в большинстве случаев активная и увлекательная. Недостатки в эмоциональном развитии дошкольников отображаются в психической нестабильности в отсутствии или обилие боязней, в эмоциональной нестабильности лишней психической и физической активности, в неадекватности и бедности эмоционального реагирования и во многом другом. Все это обуславливает важность развития в психологической обстановке в дошкольном возрасте. Особенное пространство в психическом развитии детей дошкольного возраста занимают эмоции.
Возраст до школы – важный этап в развитии личностного характера. В. В. Зеньковский в книге «Психология детства» отводит эмоциональным явлениям одно из первых мест по их значению в развитии ребенка: «Вопреки обычному порядку в изложении психической жизни ребенка в течение раннего детства мы выдвинем на первый план изучение эмоциональной жизни его в это время, исходя из указанного уже принципа, что эмоциональная сфера имеет в это время центральное значение в системе психических сил» [3, с. 34].
Эмоциональное формирование дошкольника связано с появлением у него новых интересов, мотивов и потребностей. Важной конфигурацией в мотивационной сфере выступает происхождение общественных мотивов. Интенсивно начинают развиваться социальные эмоции. К классу чувств относятся настроение, ощущения, аффекты, стрессовые ситуации. Они интегрированы во все психические процессы и состояния человека.
Мы проанализировали психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования и выявили основные понятия, относящиеся к нашей теме.
П. В. Симонова определяет эмоциональную сферу «как важнейшую систему психики, тесно связанную с когнитивной, волевой, мотивационной сферами, влияющей на любое проявление человеческой активности и обеспечивающей адаптацию к изменяющимся условиям окружающей действительности» [3, с. 19].
Как считает С. Л. Рубинштейн: «Эмоция – особая субъективная форма существования и развития потребностей» [3, с. 54].
А. Н. Леонтьев отмечает, что «эмоции – психическое отражение смыслов выполняемых действий и условий их выполнения. Эмоции не мотив, а ключ к осознанию мотива, его поверхностное проявление» [1, с. 22].
Так например, К. Э. Изард указывает в своей книге «Психология эмоций», что «эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Не обладая эмоциями, то есть не умея испытывать радость и печаль, гнев и вину, мы не были бы в полной мере людьми» [1, с. 34].
По мнению П. Я. Гальперина, чувства и эмоции можно рассматривать как «своеобразные и притом могущественные способы ориентировки в жизненно важных обстоятельствах. Этого рода ориентировку нельзя заменить ни интеллектуальным решением, ни волевым усилием» [2, с. 30].
С точки зрения В. К. Вилюнаса, основу эмоционального явления составляет «особое переживание субъектом отдельных элементов образа, придающее им целевую характеристику и побуждающее субъекта к целенаправленной деятельности» [2, с. 55].
Главную роль играет с точки зрения Л. И. Божович чувственные переживания в психическом развитии ребенка. «За переживанием, как мы мыслим, лежит мир потребностей ребенка – его увлечений, желаний, целей в их трудном переплетении между собой и в их соотношении с способностями их удовлетворения. И вся данная непростая система взаимосвязей, целый данный мир потребностей и влечений обязан быть расшифрован для того, чтоб мы имели возможность взять в толк нрав воздействия наружных событий на психическое формирование ребенка» [1, с. 86].
Таким образом, эмоциональная сфера считается ведущей сферой нервной системы в дошкольном детстве. Она играет важную роль в становлении личности ребенка, регуляции его высших психических функций, а еще поведения в целом.
К переменам в эмоциональной сфере приводит введение рангов мотивов. Различение главного мотива, которому подчинена целая система остальных, провоцирует устойчивые и глубочайшие волнения. При этом они относятся никак не к ближайшим, сиюминутным, а довольно отдаленным итогам деятельности. То есть эмоциональные переживания теперь вызываются никак не тем прецедентом, который конкретно принимается, а глубочайшим внутренним значением, который данный факт получает в взаимосвязи с ведущим мотивом деятельности ребенка.
Формируется чувственное предугадывание, которое принуждает его переживать по поводу вероятных результатов деятельности, предвидеть реакцию остальных людей на его действия. Потому роль чувств в деятельности дошкольника значительно меняется. Если ранее он чувствовал удовлетворенность от желаемого итога, то сегодня он довольствуется потому, что имеет возможность данный результат получить. Если исполнял высоконравственную норму, чтоб получить положительную оценку, то теперь он ее выполняет, предвидя, как обрадуются окружающие его поступку.
В дальнейшем ребенок начинает предвидеть эмоциональные результаты собственной деятельности. Предполагая, как обрадуется мать, он готовит ей подарок, отказываясь от интересной игры. Конкретно в дошкольном возрасте ребенок осваивает высшие формы экспрессии – представление эмоций через интонации, мимики, что помогает ему понять переживания другого человека, «раскрыть их для себя.
Таким образом, с одной стороны, формирование чувств обусловлено появлением новых мотивов и их соподчинением, а с другой – чувственное предвосхищение гарантирует это соподчинение.
Формирование чувств и эмоций у дошкольников зависит от ряда критерий.
1. Впечатления и ощущения создаются в процессе общения ребенка с ровесниками.
2. При специально организованной деятельности (к примеру, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать конкретные ощущения, связанные с восприятием (к примеру, музыки). Более яркие позитивные впечатления дошкольник испытывает в ситуации сопоставления себя с позитивным литературным героем, активно ему сопереживая. Это сопоставление ребенок проводит мысленно и с полной уверенностью, будто в похожей ситуации поступил бы так же. Потому отрицательные эмоции в адрес персонажа отсутствуют.
3. Впечатления и ощущения очень интенсивно развиваются в соответственном возрасту дошкольников виду деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
4. В процессе трудовой деятельности, направленной на приобретение результата, полезного для находящихся вокруг, появляются новые эмоциональные переживания: удовлетворенность от всеобщего успеха, сострадание усилиям друзей, удовлетворение от хорошего исполнения собственных обязанностей, возмущение от собственной плохой работы.
Изменение в эмоциональной сфере связаны с развитием познавательной сферы личности, самопознанием. В книге Анны Дмитриевны Кошелевой «Эмоциональное развитие дошкольников» рассказывается о «включение речи в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию, когда они стают наиболее осознанными, обобщенными» [1, с. 56]. Старший дошкольник начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова. Подчеркнем, что дошкольники с трудом сдерживают эмоции, связанные с органическими потребностями. Голод, жажда заставляют их действовать импульсивно.
По мнению А. Д. Кошелевой «развитие общения со взрослыми и сверстниками, появление форм коллективной деятельности и, главным образом, сюжетно-ролевой игры приводят к дальнейшему развитию симпатии, сочувствия, формированию товарищества. Интенсивно развиваются высшие чувства: нравственные, эстетические, познавательные» [1, с. 66].
Источником разумных эмоций являются конкретные отношения с родными людьми. На предыдущих шагах детства, выражая доброжелательность, интерес, заботу, влюбленность, взрослый заложил мощное основание для развития нравственных чувств.
Ребенок считается субъектом психологических взаимоотношений, который сопереживает другим людям. Сопереживание к ровеснику во многом находится в зависимости от ситуации и позиции ребенка. В условиях собственного соперничества эмоции захлестывают ребенка, резко растет количество отрицательных экспрессий в адрес сверстника. Старший дошкольник не приводит практически никаких доводов имеющих отношение к ровеснику, а элементарно (в разговоре) выявляет свое расположение к нему, сочувствие к другу резко снижается. Пассивное наблюдение за деятельностью ровесника вызывает у ребенка двоякие переживания. Если он убежден в собственных силах, то довольствуется удачам другого, а если неуверен, то проявляются негативные эмоции.
Когда дети соперничают друг с другом, реально расценивая собственные способности, сопоставляя себя с другом, то рвение к собственному триумфу, признание личных плюсов и достижений усиливает мощь экспрессий до самого высочайшего уровня. В массовых же состязаниях основным упором служат интересы группы, а успех либо неудачу разделяют все совместно, сила и качество отрицательных экспрессий снижается, так как на едином фоне группы собственные удачи и невезения мало заметны.
Из размышлений А. Д. Кошелевой можно подметить, что «наиболее яркие позитивные впечатления ребенок проверяет в ситуации сравнения себя с положительным литературным героем, активно ему сопереживая» [1, с. 75].
Это сопоставление ребенок проводит только в мыслях и с полной уверенностью, что в схожей ситуации поступил бы так же. Поэтому отрицательные впечатления в сторону другого отсутствуют. Переживаемые ощущения вызываются не лишь оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого дошкольника к собственным и посторонним действиям. Ребенок испытывает удовлетворенность, радость при совершении им благородных поступков и переживаний, возмущений, недовольства, когда он сам либо остальные не соблюдают общепризнанные требования, совершают недостойные действия. Переживаемые ощущения вызываются не лишь оценкой взрослых, но и оценочным отношением самого ребенка к собственным и посторонним действиям. Эти ощущения он проверяет при совершении действий и поступков сообразно отношению ко многим взрослым и ровесникам, ребенок начинает проверять это чувство и по отношению к детям.
Формирование эмоциональной сферы старшего дошкольника – это особенно важный этап, который играет главную роль для всеобщего гармоничного развития ребенка. Эмоции – это основа благоприятного душевного состояния ребенка, его удачного общения, развития и предстоящей жизни.
Итак, особенности эмоционального развития в старшем дошкольном возрасте, на наш взгляд, заключаются в последующем:
1) ребенок осваивает общественные формы выражения чувств;
2) меняется роль эмоций в деятельности дошкольника, создается эмоциональное предвосхищение;
3) формируются высочайшие чувства – высоконравственные, интеллектуальные, эстетические;
4) возникает способность предугадать эмоциональные результаты собственной деятельности;
5) ребенок преобразуется в субъект эмоциональных взаимоотношений, сопереживая другим людям.