Статья:

СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Зайцева О.В. СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 23.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ПЕРЕЖИВАНИЯ ОДИНОЧЕСТВА

Зайцева Ольга Владимировна
студент факультета психологии НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород
Сазонов Дмитрий Николаевич,
научный руководитель, канд. психол. наук, старший преподаватель факультета психологии НИУ «БелГУ», РФ, г. Белгород

Возникающие в настоящее время значительные преобразования и изменения в обществе, связанные со сменой системы ценностей, с предъявлением новых требований со стороны социума, безусловно, оказывают влияние на развитие и формирование личности, на социализацию современного подростка. Рассматриваемый нами возраст считается переходным этапом между детством и взрослостью. Он считается весьма трудным, так как подросток сталкивается с большим количеством психологических проблем, одной из которых является проблема самопрезентации.

Самопрезентация играет огромную роль в социализации и становлении личности подростка [4]. Она в основном рассматривается в качестве управления впечатлением о себе в глазах окружающих [2]. Произвести впечатление на окружающих, привлечь внимание является важным в данный возрастной период развития. Прежде всего, это обуславливается спецификой ведущей деятельности – интимно-личностное общение со сверстниками (по Д.Б. Эльконину), требующей установления контактов со сверстниками, завоевывания уважения с их стороны, занятия определенной роли в социальной группе и т.д. Для всего этого подростку необходимо определенным образом преподнести себя.

При этом выбор стратегий и тактик формирования желаемого впечатления будет зависеть от множества внешних и внутренних условий. В соответствии с этим, можно предположить, что такой распространенный среди подростков феномен как одиночество может рассматриваться в качестве одного из множества таких условий.

Анализ современных исследований показывает, что число подростков, переживающих состояние одиночества, растет с каждый годом, при этом они чувствуют себя непонятными, одинокими, их переживания усиливаются [3]. Вследствие переживания одиночества появляются трудности в общении и поведении, в предъявлении себя и раскрытии своих возможностей и способностей (Л.И. Дементий, 2010; Е.М. Коротеевой, 2010). Возникающие трудности такого рода, в свою очередь, отрицательно влияют на дальнейшее развитие и формирование личности подростка [1].

Одиночество включает в себя три компонента: когнитивный, эмоциональный и поведенческий (Е.А. Селиванова, 2009). Нас интересует больше поведенческий аспект одиночества, в котором рассматривается внешняя его сторона, так как взятая нами самопрезентация рассматривается как поведенческий компонент личности. Есть мнение, что от степени переживания одиночества будет зависеть то, как ведет себя человек (Г.М. Тихонов, 2011). В свою очередь, как известно, самопрезентируют себя люди именно через поведение. Поэтому, на наш взгляд, имеются различия и особенности в выборе стратегий и тактик самопрезентации подростков исходя из уровня переживаемого ими одиночества.

Для проведения исследования были использованы: методика диагностики уровня субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона и шкала измерения тактик самопрезентации С.-Ж. Ли, Б. Куигли и др.

В эмпирическом исследовании приняли участие учащиеся 8-х классов (n=42) Гимназии №3 г. Белгорода. Средний возраст испытуемых составляет 14 лет. Исследование проводилось в групповой форме.

Результаты и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что подавляющее большинство испытуемых (71%) имеют низкий уровень переживания одиночества. Это вовсе не означает, что они никогда не испытывают чувство одиночества, скорее оно носит ситуативный характер.

Треть испытуемых, вошедших в выборку, имеют средний уровень субъективного ощущения одиночества. Этот уровень одиночества может быть свойственен подросткам, в жизни которых время от времени наступают такие периоды, когда состояние одиночества не избежать. При этом характер влияния переживания одиночества на личность будет зависеть от самого отношения к одиночеству и специфики принятия подростком этого состояния, то ли это будет негативный характер, постепенно разрушающий личность, то ли оно будет носить позитивный потенциал для самопознания, саморазвития и самосовершенствования.

Корреляционный анализ связей показал, что существует согласованность между уровнем одиночества и тактикой «оправдание с отрицанием ответственности» (r=0,40 p<0,01). Это может быть объяснено тем, что подростки во многих случаях бояться брать на себя ответственность в связи с недостаточно сформированным чувством взрослости.

Связь между уровнем одиночества и тактикой «извинение» (r=0,34 p<0,05) скорее обусловлена тем, что подростки стараются избежать некоторых инцидентов, взяв вину на себя, раскаявшись в негативных поступках, признав ответственность и т.д. При этом, чем выше уровень одиночества, тем сильнее будут проявляться рассмотренные тактики по защитному типу в поведении подростка.

Прямая связь также была обнаружена между уровнем одиночества и тактикой по ассертивному типу «просьба/мольба» (r=0,54 p<0,01). Эта связь показывает то, что демонстрация собственной беспомощности, слабости и зависимости в целях получения помощи используется в основном подростками с высокой степенью одиночества.

Выявлено несколько обратных связей между уровнем одиночества и следующими тактиками самопрезентации: «желание понравиться» (r=-0,45 p<0,01), «запугивание» (r=-0,54 p<0,01), «приписывание себе достижений» (r=-0,47 p<0,01), «преувеличение собственных достижений» (r=-0,59 p<0,01), «негативная оценка других» (r=-0.65 p<0,01), «пример для подражания» (r=-0,80 p<0,01). Тем самым, со снижением уровня одиночества с большей силой будут проявляться данные тактики самопрезентации, и наоборот. Таким образом, подростки, имеющие низкую степень переживания одиночества, отдают выбор тактикам самопрезентации по ассертивного типу. Для них характерно произвести хорошее впечатление на окружающих, при этом не всегда справедливым способом с точки зрения морали.

Далее перейдем к анализу специфики согласованности между уровнем одиночества и стратегиями самопрезентации. Так, было установлено, что с увеличением уровня переживания одиночества наблюдается рост выбора следующих стратегий самопрезентации: «уклонение» (Н=4,78 p<0,05) и «самопринижение» (H=12,85 p<0,01). Это можно объяснить тем, что подросткам, переживающим одиночество средней и высокой степени, присуща замкнутость, застенчивость, низкая самооценка и все эти особенности личности проявляются в поведении, во взаимодействии с окружающими. В большинстве случаев, таким подросткам сложно отстаивать собственную точку зрения, определенную позицию, они бояться проявить себя в связи с переживаемым одиночеством и, как следствие, с недостаточно развитой социализацией. Тем самым, избегают решительных действий и проявляют слабость.

Также было определено, что со снижением уровня одиночества наблюдается увеличение значимости иных стратегий самопрезентации: «аттрактивное поведение» (H=12,03 p<0,01), «самовозвышение» (H=8,64 p<0,01), «силовое влияние» (H=16,89 p<0,01). Это может быть связано с тем, что подростки, редко испытывающие состояние одиночества, в большинстве случаев ведут себя раскованно и откровенно. Им хочется произвести благоприятное впечатление на окружающих, рассказывая о своих достижениях, преувеличивая их значимость, или же демонстрируя силу и статус.

Таким образом, количественный и качественный анализ показал, что переживание одиночества связано с выбором стратегий и тактик самопрезентации. Для подростков с низким уровнем переживания одиночества свойственны ассертивные тактики самопрезентации и такие стратегии как «аттрактивное поведение», «самовозвышение», «силовое влияние», потому что подростки с таким уровнем одиночества ведут себя более раскованно и откровенно. Зная специфику возраста, можно сказать, что они просто жаждут показать себя «во всей красе», прибегая при этом к рассказам о своих достижениях, к преувеличению их значимости, или же к демонстрации силы и статуса. В свою очередь подросткам с высоким или средним уровнем одиночества присущи защитные тактики самопрезентации и стратегии – «уклонение» и «самопринижение», так как у таких подростков во многих случаях наблюдается уклонение от решительных действий и проявление собственной слабости.

 

Список литературы:
1. Герт В.А. Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте // Специальное образование. – Екатеринбург, 2011. – №1. – С. 26-33.
2. Пикулева О.А. Самопрезентация личности в процессе социального взаимодействия // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 6. - 2005. - № 1. - С. 85-91.
3. Тудупова Т.Ц. Особенности проявления одиночества в подростковом возрасте // Вестник Бурятского государственно университета. 2009. № 5. С. 135-141.
4. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении. – Ростов н/Д: ЮФу, 2009. – 192 с.