Статья:

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Дмитриева К.В. ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ТВОРЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ

Дмитриева Ксения Вячеславовна
студент 1 курса магистратуры художественно-графического факультета направления подготовки «Художественное образование» Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск
Дрягина Вера Борисовна
научный руководитель, доц. художественно-графического факультета, кандидат педагогических наук Смоленского государственного университета, РФ, г. Смоленск

Развитие творческих способностей человека всегда оставалось актуальной проблемой современного общества. Этим сложным вопросом занимались как ученые-исследователи, так и практикующие педагоги, работающие с детьми. Все больше внимания уделяется в психолого-педагогической литературе поискам методов и приемов обучения, направленных на успешное развитие творческих способностей детей [4, с. 176].

Чтобы разобраться с некоторыми важными аспектами психолого-педагогических методов обучения и развития творчества у детей, необходимо вначале обозначить, что же представляет собой творческая деятельность. К сожалению, в литературе не дается точного определения творческой деятельности, каждый психолог-педагог определяет ее по-своему. Известный педагог Волков А. А. пишет, что воспитание творчества – это разностороннее и сложное воздействие на ребенка. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать и у ребенка для того, чтобы успешнее развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества. Научить внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное [3, с. 10]. Но чтобы творчески развить ребенка, необходимо учитывать его возраст, материал должен быть доступен, понятен и интересен, приемы работы подобраны в соответствии с возрастом.

В России вопрос о четких возрастных рамках школьного возраста возник в 60-е годы 19 века, так как в то время было введено всеобщее обучение. Тогда, основываясь на опыте некоторых стран Европы, был введен школьный возраст в рамках 7-14 лет. Позже в 1893 году Вахтеров В. П. пересмотрел в своих трудах рамки школьного возраста. Он считал, что школьный возраст должен соответствовать минимальному сроку обучения, то есть до 11-12 лет. В настоящее время школьный возраст составляет от 6-7 лет до 17-18 лет и делится на младший и старший школьный возраст. Младшими школьниками считаются дети от 6-7 до 10-11 лет, а старшими – от 10-11 до 17-18 лет [2, с. 16].

Детей от 12 до 16 лет принято называть подростками. В зависимости от этого возраста, будут зависеть особенности проведения занятий творчеством. Деятельность младших школьников (7-9 лет) психологи определяют как «стихийную стадию», ребенок не располагает еще достаточными художественными, предметными или логическими средствами и подает свой замысел больше подражательно. Работа с  детьми-подростками требует уже совершенно других методов и подходов, нежели с детьми младшего возраста, так как психологические особенности подростков уже другие [1, с. 32].

Восприятие подростка более целенаправленно, организованно и планомерно, чем у младшего школьника. Определяющее значение имеет отношение подростка к наблюдаемому объекту. Внимание становится избирательным. Подросток может долго сосредотачиваться на интересном материале. Также для подросткового возраста характерно развитие абстрактного мышления, пространственных представлений.

Для детей в этом возрасте свойственен процесс самоопределения в обществе, формируются моральные и нравственные убеждения, происходит социальная адаптивность. Ребенок ищет свое место в мире, хочет самовыразиться. Если в младшем школьном возрасте художественная деятельность сама по себе ценна и естественна, вызывает положительные эмоции у ребенка, то в подростковом возрасте дети уже стремятся оценить свою работу, сделать ее оригинальной, наглядной, выделить ее среди других работ сверстников [1, с. 32].

С 11 лет спонтанность творческой деятельности сменяется более осмысленным подходом, отношение к продукту труда становится рассудочным, ответственным, у ребенка начинает развиваться аналитическое и критическое мышление. Дети начинают не только воспринимать знания, но и активно их перерабатывать. К 14-15 годам происходит уже комплексное осмысливание и понимание художественной ценности творческого процесса. Подростки предпочитают не использовать много цветов в работе, брать за основу более мягкие тона, плавные линии, во всей работе проявляется больше вкуса и выразительности.

Исследования физиологов показывают, что движения подростков к 11-12 годам становятся плавными и стабильными при выполнении работы, они отличаются от младшего возраста более точной координацией, «предвидением» предстоящего движения. Преподавателю становится легче помогать подростку, направлять его, программировать.

В связи с возрастными особенностями организация учебной деятельности становится важнейшей и сложной задачей. Учащиеся подросткового возраста уже вполне способны понять аргументацию педагога, согласиться с разумными и логичными доводами.

На основании этих исследований педагогов и психологов на занятиях по бумажной пластике следует предлагать подросткам сравнивать, находить общие и отличительные черты, выделять главное, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Особенности внимания обуславливают особо тщательный подход к отбору содержания материала при организации учебной деятельности. Для подростка большое значение будет иметь информация интересная, увлекательная, которая стимулирует его воображение, заставляет задуматься. Но легкая возбудимость, интерес к необычному, яркому, часто становятся причиной непроизвольного переключения внимания. Хороший эффект дает также периодическая смена видов деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что организация творческой деятельности подростка – очень сложный процесс, который требует особо внимания и тщательного подхода. Разрабатывая учебно-методический материал по обучению школьников-подростков декоративно-прикладному искусству, следует учесть следующие моменты:

1.  информация должна быть интересной для школьников в этом возрасте, доступной для понимания;

2.  методы работы и техники бумажной пластики должны быть усложненными по сравнению с методами и техниками для детей младшего школьного возраста, но в тоже время достаточно простыми в исполнении, материалы работы и инструменты могут стать более разнообразными, разноплановыми, в подростковом возрасте школьники уже могут аккуратно пользоваться острыми предметами или тонкими материалами;

3.  занятия бумажной пластикой должны прививать школьникам в подростковом возрасте правильные нравственные и моральные ценности, патриотизм, любовь к своей Родине, но в тоже время знакомить его с культурой других стран, расширять кругозор;

4.  в подростковом возрасте учащиеся ищут свое место в обществе, пытаются самовыразиться, поэтому занятия бумажной пластикой должны помочь школьнику самоопределиться, выразить себя в своих работах, так как техник бумажной пластики очень много, каждый ребенок может найти вариант, идеально подходящий для себя;

5.  занятия бумажной пластикой в подростковом возрасте поможет развивать пространственное и абстрактное мышление у школьников, так как эти процессы активно протекают у школьников-подростков.

 

Список литературы:
1. Аранова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – Спб.: КАРО, 2004. – С. 32.
2. Богданов И. М. Очерки по статистике всеобщего школьного обучения. — Академия педагогических наук РСФСР, 1948. – С. 16.
3. Комарова Т. С. Детское изобразительное творчество: что под этим следует понимать? Дошкольное воспитание, № 2, 2005. – С. 10.
4. Шульга Т. И. Психология учащихся начального профессионального образования: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2004. – С. 176.