Статья:

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КОМНАТЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 3. Культурология

Выходные данные
Малышева А.В. ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КОМНАТЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРИНЦИПЫ ПРАВИЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ КОМНАТЫ ДЛЯ РЕБЕНКА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Малышева Анастасия Вячеславовна
студент, факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, НГПУ им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Депсамес Лидия Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., факультет дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, НГПУ им. Козьмы Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье раскрываются особенности проектирования интерьера комнаты для детей подросткового возраста, обеспечивающего полноценное развитие качеств и навыков ребенка-подростка. Создание гармоничной предметно-пространственной среды комнаты возможно при условии правильного выбора стиля интерьера, отделочных материалов и мебели, а также применения способов зонирования. На основании этого сделан вывод, что предметно-пространственная среда является неотъемлемой частью развития всех видов деятельности и личности ребенка подросткового возраста в целом.

 

Ключевые слова: проектирование, предметно-пространственная среда, детская комната, ребенок подросткового возраста.

 

Проблема организации предметно-пространственной среды детской комнаты ребенка-подростка с течением времени набирает все большую актуальность, становится объектом пристального внимания специалистов разного профиля: педагогов, медиков, психологов, эргономистов, архитекторов и дизайнеров.

К проектированию интерьера комнаты следует подходить ответственно. Подростковый возраст – очень сложный и одновременно важный этап в жизни каждого человека. Именно в этот период особенно остро начинает формироваться тяга к самовыражению, появляются новые увлечения, происходит профессиональное и личностное самоопределение. У подростка появляется чувство «взрослости», возникает представление о себе, не как о ребенке. Правильно спроектированная предметно-пространственная среда комнаты ребенка переходного возраста будет способствовать приобретению и развитию качеств, необходимых для дальнейшей жизни [2].

Интерьер должен соответствовать возрасту, стилевым и вкусовым предпочтениям, а также увлечениям своего владельца. Однако очень часто комната подростка не отвечает данным требованиям.

Нередко родители принимают решение подождать, когда их ребенок минует этап переходного возраста, повзрослеет, и уже после этого начинают заниматься выбором нового интерьера для детской комнаты. Однако это неверное решение, так как подросток, может начать испытывать дискомфорт из-за несоответствующего его возрасту интерьера.

Взросление ребенка является решающим фактором в изменениях, которые должны произойти в интерьере его комнаты. Увеличивается не только площадь рабочей зоны, но и площадь, которую занимают книги, журналы, различная техника и т. д. В подростковый период возникают и развиваются новые увлечения, появляются совершенно новые интересы, что следует отразить и поддержать и в дизайне интерьера.

Безусловно, при планировании интерьера комнаты ребенка переходного возраста следует определить стиль его воплощения. Это может быть имитация музыкальной студии или творческой мастерской, комната спортсмена или человека, увлекающегося техникой или изучением иностранных языков. Главное, чтобы у подростка была возможность развивать свои способности. Важно позволить ему проявить фантазию при создании нового проекта интерьера комнаты, выразить свою индивидуальность, отношение к увлечениям и будущей профессии [1].

Особенность современных подростков заключается в том, что между мальчиками и девочками почти не наблюдается отличие в увлечениях и взглядах на мир. То есть, предпочтения и увлечения девочек-подростков плавно и незаметно перешли в сферу интересов мальчиков-подростков. Например, девочка может пожелать устроить в своей комнате рок-студию со всей соответствующей атрибутикой.

Также комната юного владельца может и не иметь определенности в стиле. Причина в том, что имеющиеся в дизайне комнаты элементы самовыражения подростка могут оказаться доминантными, подавить признаки того или иного дизайнерского стиля, поэтому можно говорить о возникновении направлений, присущих только молодежным интерьерам.

Но, несмотря на большое жанровое разнообразие интерьеров для подростков, можно выделить несколько наиболее популярных стилей, которые пользуются интересом, как у юношей, так и у девушек. Например - хай-тек. Его основными чертами являются: минимализм, ограниченное количество мебели, изготовленной из металла, пластика, других блестящих материалов, обилие света, создаваемого потолочными светильниками [3].

Также среди молодых людей обоих полов не меньшую популярность имеет так называемый музыкальный стиль. Главная особенность –сравнительная доступность в финансовом плане, простота в оформлении. Отдельные его элементы подросток может сделать своими руками. Но необходимо учитывать, что ребенок, находящийся на этапе переходного возраста, непостоянен в своих увлечениях, поэтому дизайн следует оформлять в мобильном варианте, то есть избегать настенных росписей или фотообоев музыкальной тематики. Правильным решением будет использование постеров или стикеров, которые в случае необходимости можно легко заменить другими [5].

Планирование интерьера целесообразно начинать с выбора цветовой палитры. Как правило, в квартире под детскую отводится не самая большая и просторная комната, зачастую обладающая малой площадью и, не редко, сложной конфигурацией в плане. Поэтому необходимо подобрать цветовую гамму, которая бы зрительно делала пространство визуально более свободным.

Для детской идеальным выбором является пастельная цветовая гамма, которая, однако, может прийтись по душе не каждому подростку, мечтающему о ярком и оригинальном интерьере. Но не следует забывать, что комната не должна быть оформлена в слишком агрессивных красках, так как длительное пребывание в окружении ярких цветов утомляет и раздражает еще не до конца сформированную психику. Таким образом, оптимальным решением для подростковой комнаты будет выбор спокойных, нейтральных цветов, с добавлением ярких акцентов в декоре.

Из вышеизложенного следует вывод, что цветовая гамма является важной составляющей создания комфортной предметно-пространственной среды ребенка-подростка.

Особый акцент при проектировании интерьера комнаты ребенка переходного возраста необходимо сделать на выборе отделочных материалов. Они должны обладать такими свойствами, как высокое качество, экологичность, практичность и доступная цена. Следует использовать преимущественно негорючие материалы, с высокой степенью экологической защиты.

Выбор в качестве напольного покрытия ламината или паркетной доски будет способствовать легкой уборке. Если ребенок страдает аллергией, не следует укладывать на весь пол комнаты, ковровое покрытие, так как оно является дополнительным источником пыли, его можно расположить только рядом с кроватью.

Большинству подростков придутся по душе смелые эксперименты с соединением отделочных материалов, например неожиданные комбинации из дерева, пластика и стекла.

Значительное внимание необходимо уделить зонированию комнаты. Комната современного подростка должна одновременно играть роль спальни, кабинета, комнаты для отдыха и занятия увлечениями. Для каждого вида деятельности должно быть отведено специальное место. Также, если комната является достаточно просторной, не лишним будет предусмотреть зону для общения ребенка с друзьями.

Зонирование комнаты подростка можно осуществить различными способами. Например, для разделения пространства можно использовать такие элементы, как: арки, ширмы, декоративные конструкции, подиумы, корпусную мебель, перегородки, текстиль и др. [4].

В случаях, когда площадь комнаты ребенка не позволяет сооружать перегородки, устанавливать массивную корпусную мебель и сооружать подиумы, можно разделить пространство на зоны при помощи освещения или элементов текстиля и декора. Зонирование комнаты подростка необходимо, так как оно поможет упорядочить его процесс обучения, развития и творчества.

В комнатах юношей будет полезно выделить зону для занятия спортом или физическими упражнениями, включив передвижные перегородки или комбинирование отделочных материалов. Важно, чтобы данное пространство отвечало требованиям безопасности, находилось вдали от окна и могло обеспечить полноценное занятие физическими упражнениями. В комнате юноши-подростка уже необязательно устанавливать шведскую стенку с канатом и гимнастическими кольцами, такой вариант спортивного оборудования более подходит для младшего возраста. Более уместным будет размещение в комнате турника, который не займет много пространства, или тренажера, который при необходимости можно разобрать и убрать. Также в зоне для занятия спортом необходимо предусмотреть свободное место, достаточное для отжиманий от пола и прочих физических упражнений на выносливость, поддержание и улучшение осанки и т. д.

К особенностям проектирования интерьеров для подростков следует отнести и выбор мебели. Именно в этот период происходит наиболее активный рост, поэтому мебель должна быть строго функциональной, комфортной и соответствовать физическим характеристикам подростка. Учебная деятельность является основной для ребенка-подростка, следовательно, к организации рабочей зоны необходимо предъявить особые требования. Письменный или компьютерный стол и стул должны быть удобными и эргономичными. Также ответственно нужно подойти и к выбору кровати с ортопедическими свойствами.

Материалы, используемые для мебели должны быть экологичными и отвечать гигиеническим требованиям. Предпочтительно выбирать мебель из натурального дерева, так как ДСП и другие прессованные материалы, в незначительных количествах испаряют вредные для здоровья фенольные соединения.

При недостаточной площади комнаты логичным будет выбор мобильной, трансформирующейся мебели, например, кровати, встроенной в шкаф, и двухъярусных секций, с размещением внизу стола для занятий или шкафов, а над ними – кроватью.

На основании вышеизложенного материала можно сделать вывод, что проектирование комнаты для детей подросткового возраста – непростая задача, имеющая ряд важных особенностей. Предметно-пространственная среда, ориентированная на подростков, должна быть построена на соблюдении принципов психологии, эргономики и дизайна, учете особенностей данной возрастной группы. Грамотно спроектированный интерьер будет активно способствовать развитию личности ребенка подросткового возраста в целом.

 

Список литературы:
1. Депсамес Л. П. Роль предметного наполнения интерьера детской комнаты для гармоничного развития ребенка // Вестник Мининского университета. – 2013.
2. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педагогических работах Л. С. Выготского (критическое исследование) // Вопросы психологии. – 2006 – №1.
3. http://intererro.ru/kidsroom/dizajn-detskoj-komnaty-malchika.html.
4. http://intererro.ru/kidsroom/zonirovanie-detskoj-komnaty.html.
5. http://www.remontbp.com/komnata-podrostka/.