Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Молькова Е.Ю. ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ КРЕАТИВНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Молькова Елизавета Юрьевна
студент группы ДС-13, кафедры средового и графического дизайна, факультета дизайна, изящных искусств и медиа-технологий, НГПУ им.К.Минина, РФ, г. Нижний Новгород
Депсамес Лидия Петровна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. кафедры средового и графического дизайна, НГПУ им. К.Минина, РФ, г. Нижний Новгород

Аннотация. В данной статье затрагивается актуальная тема: создание креативной, творческой среды для детей дошкольного возраста. Определяются задачи и условия формирования детской развивающей предметно-пространственной среды, стимулирующие творческое саморазвитие личности ребенка, а также приводятся примеры наполнения личного пространства детей для формирования его креативности. В статье раскрываются философские и психолого-педагогические исследования понятия сущности «креативность».

Мы все хотим, чтобы наши дети выросли умными, талантливыми, креативными и нестандартными. Актуальность данной темы возникла в условиях стремительного развития инновационных процессов в экономической, общественной и политической жизни нашей страны, требующих воспитания и формирования креативной личности ребенка-дошкольника. Инновационный подход к созданию предметно-пространственной среды интерьера детской комнаты выступает, как средство жизнедеятельности дошкольника, обеспечивающее максимальную возможность реализовывать развитие детского творчества, экспериментирования и исследовательских интересов ребенка. Данная тема в научной и специальной литературе раскрывается лишь частично и нуждается в дальнейшей разработке. Проблема творчества и креативности названа учеными-психологами проблемой века. Что же такое креативность?

Креативность, с точки зрения философии – это способность к творческому мышлению, творческому созидательному началу [4, с. 10]. В педагогике креативность рассматривается с позиции проблемных ситуация, представляет собой способность решать множество задач в постоянно меняющихся обстоятельствах.[4, с. 11] А в психологии «креативность» - творческий потенциал и способность индивида, которые проявляются в ментальных актах, чувственно-эмотивных актопроцессах, в процессе коммуникации с другими индивидами, а также в различных формах действительности, инициативности, активности, связанных с созданием- репродуцированием - продуцированием тех или иных предметов, продуктов деятельной активности. Таким образом, креативность - слово латинского происхождения, возникшее не так давно, во второй половине прошлого века и означает способность человека в любых, даже самых сложных ситуациях неординарно мыслить, проявлять творческую смелость, чувство юмора и кроме этого находить уникальные решения любых проблем. Креативность - полная противоположность шаблонного мышления, она уводит человека, владеющего ею, от примитивных идей, привычного взгляда на вещи и зарождает в головах людей необычные решения, т.е. побуждают к творчеству. В настоящее время существуют противоречивые мнения относительно понятий «креативность» и «творчество»: 1) «Креативность» и «творчество» рассматриваются как синонимы (исследование креативности в рамках психологии и творчества). 2) Креативность изучается как отдельное явление (образование субъектно-личностной новизны и значимости), а творчество - феномен, отражающий процессы новизны, порождаемой субъектом деятельности (т.е. построение новых возможностей для субъекта, а творчество - создание новых возможностей для культуры). 3) Креативность выступает как отдельный аспект изучения творчества и рассматривается как потенциал человека [4, с. 12-13]. Зная определение слова креативнось зададимся такими вопросами: как же из ребенка вырастить необычного разносторонне развитого человека; с какого возраста можно и нужно развивать его творческие задатки, как зародить в нем креативность и как ее приручить; как сделать так, чтобы креативность шла нога в ногу с деятельностью ребенка, а далее с взрослым человеком? Ответ на все эти вопросы лежит в детстве каждого индивидуума. Креативность возможно развить у детей дошкольного и школьного возраста, т.к. именно этот возраст принято считать наиболее благоприятным периодом для яркого самовыражения, проявления творческих возможностей, которое во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Все начинается с создания условий, способствующих формированию и развитию у детей творческих способностей в их детских комнатах. Ряд отечественных психологов считают, что креативность является свойством, которое актуализируется лишь тогда, когда это позволяет окружающая среда.

Что же такое креативная среда? Креативная среда - это среда, в которой креативность проявляется через личностные ощущения, размышления, знания, чувствования, действия. Для детей дошкольного возраста занимательно изучение и формирование своего пространства - детской комнаты. Развивающая предметная среда - это его первое личное пространство, в этом возрасте появляются новые интересы, увлечения, возможности развивать свои способности и талант. Из исследований к.п.н. доцента кафедры средового и графического дизайна Л.П. Депсамес вытекает следующее: развивающая предметно-пространственная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Она должна объективно - через свое содержание и свойства - создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целями физического и психического развития и совершенствования [3, с. 9]. Кроме всего этого следует отметить, что интерьер детской комнаты так же несет в себе значимую роль в формировании дальнейшего развития ребенка, «накладывает» неизгладимый отпечаток на всю последующую жизнь человека, оказывает влияние на становление характера и творческие способности детей. [5, с. 118] Известно, что дети в возрасте 6–8 лет делают для себя самые важные открытия — стоит ли говорить, что дизайн их личной комнаты должен быть детально продуман и обеспечивать успешное развитие креативности.

Выделим основные требования к организации интерьера детской комнаты способствующий жизнедеятельности и здоровью ребенка:

1.  Соблюдение чистоты и всех эргономических требований.

2.  Многофункциональность и вариативность мебели и оборудования.

3.  Гибкость зонирования - для преобразования пространства.

4.  Наличие творческих материалов.

5.  Цвето-световой дизайн.

Опираясь на выше перечисленные пункты необходимо создать интерьер, обеспечивающий раскрытие творческих способностей у детей. В первую очередь наполнить креативную среду максимально трансформирующейся, модульной мебелью, которую ребенок сможет самостоятельно комбинировать из отдельных модулей. Это одновременно будет развивать воображение ребенка, что как раз для нас важно в данный момент и увеличивать свободное пространство в помещении. Мебель для детской комнаты необходимо подбирать вместительную и мобильную, прочную и легкую, безопасную и экологически чистую. У нее не может быть острых углов и вступающих деталей, все поверхности должны быть гладкими [1, с. 174], только тогда ребенок будет чувствовать себя комфортно и в безопасности. Природа богата разнообразными текстурами, поэтому и в интерьере должно быть как можно больше поверхностей с разнообразными поверхностями из природных материалов. Это поможет ребенку узнать этот мир и полноценно развиваться [5, с. 119], в том числе это необычный подход в развитии воображения и креативности ребенка. А также очень важно соблюдать универсальный модуль. Ребенок познает окружающее пространство через активное перемещение в нем, проживая и буквально промеряя его своим телом, которое становится здесь чем-то вроде измерительного прибора, масштабной линейкой. [6, с. 47] Таким образом определяется куда ребенок сможет дотянуться, откуда спрыгнуть, пролезть, пройти и т.д. Так же кроме использования мебели-трансформера необходимо наличие легких геометрических модулей, обтянутых тканью, кожей. Данные предметы играют играют роль преобразования пространства. Одна из стен может стать "рисовальной стеной творчества". На этой стене дети могут творить использую такие материалы как цветные мелки, уголь или фломастеры. Работая над рисунками как индивидуально, так и коллективно. А также не мало важно наличие разнообразного и доступного для преобразования детьми свето-цветового дизайна [3, с. 17-18].

Далее выделим главные аспекты для формирования креативной среды:

·     Наличие позитивного образца творческого поведения (в первую очередь на развитие способности влияет общение детей с взрослыми людьми, обладающими развитыми креативными способностями).

·     Создание условий для подражания творческому поведению.

·     Обеспечение благоприятной атмосферы (возможности для упражнений и практик)

·      Отсутствие образца регламентированного поведения.

·     Из изложенного следует, что на дизайнере интерьера лежит большая ответственность при создании благоприятной творческой среды для ребенка. Лишь при соблюдении всех норм и правил получится желаемый результат. Основу в развитии творчества закладывают дизайнеры, а дальнейшее развитие этих способностей будет зависеть от действий и поддержки родителей ребенка. Например, на стенах комнаты могут быть развешаны съемные сделанные совместно с детьми различные календари, поделки ребенка из пластилина, соломки, бисера. При их размещении необходимо учитывать особенности восприятия домочадца. Такой прием будет играть важную роль для поддержания самоуверенности ребенка. И не надо обязательно приводить это в строгий порядок, пусть фантазию ребенка ничто не ограничивает. Именно о зоне творчества зачастую забывают не только дизайнеры, но и родители ребенка, не придавая этому должного значения.

Окружающая среда создается с учетом следующих задач:

·     обеспечение условий для развития познавательных и творческих способностей детей;

·     поддержание познавательной активности детей и обеспечение её дальнейшего роста;

·     создание условий для реализации усвоенных им на занятиях способов действия, приобретенных знаний;

·     создание условий для эмоционального проживания различных ситуаций с целью осмысления переживаемых содержаний.

Из выше изложенного следует, что предметная среда должна постоянно содержать в себе признак новизны и проблемности, должна быть насыщенной, разнообразной, меняющейся, эмоционально привлекательной.

Дж. Смит считает, что, для того, чтобы творчески одаренные личности не испытывали затруднений во время творчества, необходимо создать условия, способствующие творческому развитию:

·     физические условия; наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать;

·     социально – эмоциональные; создание у ребенка чувства внешней безопасности, когда он знает, что его творческие проявления не получат отрицательной оценки взрослых;

·     психологические условия, сущность которых заключается в том, что у ребенка формируется чувство внутренней безопасности, раскованности, свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

Одним из условий влияния окружающей среды на развитие ребенка является участие находящегося рядом взрослого. Он может стимулировать познавательную деятельность детей, поддерживать имеющийся у них интерес, обеспечивая их материалами для экспериментирования (цветная бумага и бумага для рисования, краски, мольберты, всевозможные спонжики, губки для оттиска, пластилин и т.д.), играми, игрушками, отвечая на многочисленные вопросы или предлагая новые сферы деятельности.

Таким образом интерьер детской комнаты - один из важнейших составных частей в развитии личности ребенка, а значит и в становлении творческих способностей и креативности. Каждый ребенок рождается с врожденными задатками, но творческими становятся только те дети, условия, воспитания которых позволили развить эти способности. Пространство интерьера дает возможность ребенку преобразовывать среду, ориентируясь на его интересы. Созданные условия для ребенка, позволят не только существовать, развиваться, но еще и будут поддерживать, подпитывать его как эмоционально, так и интеллектуально.

 

Список литературы:
1. Владимирская А., Владимирский П. Дизайн уютного интерьера. Тайна комнаты. Ростов- на-Дону. Феникс 2004 С. 174–183 
2. Грожан Д.В. Справочник начинающего дизайнера / Д.В.Грожан. - Изд. 5-е - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 318 с.
3. Депсамес Л.П. Организация дизайнерской развивающей среды воспитания детей: учебно-методическое пособие. - Н.Новгород: НГПУ им.К.Минина, 2014. - 80с. 
4. Дизайн-образование: особенности развития креативности будущих дизайнеров: монография / – [И.С. Абоимова и др.]. - Н.Новгород: Мининский университет, 2015. - 90с.
5. Креативность как составляющая профессиональной компетентности студентов: Материалы II Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, аспирантов, студентов (7 декабря 2006г.) - Н.Новгорода: ВГИПУ, 2006. 
6. Осорина М.В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых 4-е изд. - СПб.: Питер, 2009 - 304 с.