Статья:

ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Невзорова П.А. ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ЗНАЧЕНИЕ ВОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ В ЛАНДШАФТНОМ ПРОЕКТИРОВАНИИ

Невзорова Полина Александровна
студент Смоленского Государственного Университета, РФ, г. Смоленск
Дрягина Вера Борисовна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., кафедра Дизайна и Декоративно-прикладного искусства, Смоленский Государственный университет, РФ, г. Смоленск

В условиях современной жизни плотность застройки в городах и пригородах растёт, вытесняя естественный природный ландшафт как часть среды обитания человека, заменяя его искусственно созданной средой. Но даже особенно тщательно созданная архитектурная среда не может заменить человеку естественной среды со всеми её компонентами для комфортного проживания. «В настоящее время важнейшей задачей ландшафтной архитектуры является сохранение (а также, если это необходимо, и возрождение) духовного начала, присущего той или иной местности»[2, с.173]. Непременным компонентом благоприятной городской среды считается водный рельеф – он не только создает декоративное ядро городских композиций, но и формирует вокруг себя места отдыха с благоприятным микроклиматом и комфортной акустической средой.

Применение водных сооружений в ландшафтном дизайне, их формы и назначение диктуется основными функциональными особенностями воды как художественного материала. Рассмотрим подробнее функции воды в ландшафтном проектировании от древнейших времен до наших дней.

1.  Утилитарная функция. Первые водные сооружения в ландшафтном проектировании были созданы более 6 тысяч лет назад древними египтянами – фонтаны, бассейны и так называемые шадуфы (устройства для подъема воды) служили для орошения полей, хранения питьевой воды, содержания рыб. Наиболее древние из найденных изображений бассейнов свидетельствуют о том, что воду начали подводить максимально близко к жилью человека – бассейн становится непременной частью сада во дворе дома или виллы. Позднее вода становится еще ближе к человеку – её проводят и в сам дом, снабжая внутренние дворики фонтанами и имплювиями – чашами для сбора воды. В этом отражается стремление к комфорту и реализуется еще одна способность воды – создавать прохладу и благоприятный для человека микроклимат. В наше время утилитарная функция воды выражается больше в её способности создавать благоприятную атмосферу вокруг её источника – фильтровать из воздуха пыль, увлажнять воздух до комфортного уровня и регулировать температурный режим.

2.  Микроклиматическая функция. Основателем ландшафтного проектирования как рода деятельности можно по праву считать Рамсеса III(1198 — 1166 до н.э.). Именно в период его правления, когда идеи могущества империи сильны как никогда, храмовые комплексы непременно окружаются садом с одним или несколькими водоёмами геометрической планировки. Водоём становится функциональным и декоративным центром сада, дающим прохладу, место для размышления и созерцания. В современном ландшафтном проектировании способности воды создавать благоприятный температурный режим и увлажнять воздух отводится больше значение – это связано с загазованностью и пылевым загрязнением городов, неблагоприятно сказывающимся на здоровье и работоспособности людей. Наглядный пример внимания архитекторов к микроклиматическим функциям водных сооружений – восстановленная после войны главная площадь Ташкента – «…под пятидесятиметровой ширины водопадом, обрушивающимся из верхнего бассейна в нижний, ведет дорожка, и пройти по ней, ступив под сень водного потолка с палящей жары чрезмерно пустой, обширной площади – подлинное наслаждение для глаз, для слуха, для кожи, на которую садятся мелкие брызги»[1, с.21].

3.  Психологическая функция. Отражательная способность присуща только статическим видам водных сооружений – прудам и бассейнам. В одних случаях вода способствует усилению общего эффекта монументальности архитектуры, удваивая объём здания, в других – сглаживает излишне геометричные формы. На Востоке вода – большая ценность – источник воды означал жизнь и процветание, а сама вода наделялась сакральным значением и символизировала душу. С точки зрения эстетики в оформлении водоёма восточные архитекторы пошли еще дальше – водоёмы выкладывались небесно голубыми изразцами или плитками, что придавало воде синее свечение, а водному рельефу – глубину и выразительность. «Восточные идеи устройства садов с водоемами распространилось и на сады Великих Моголов, получив при этом дальнейшее развитие. Здесь также применяется разделение сада на 4 части каналами, но уже в таких садах, как Нишат-Багх и Тадж-Махал исламский дизайн преломляется через культуру Индии, где планировка водоемов талантливо включена в общий архитектурный ансамбль, значительно усиливая общий эстетический эффект»[3]. Важной особенностью отражательного свойства воды является его мгновенный отклик на все изменения погоды и режима освещения – от мягкого рассеянного света в пасмурную погоду до яркого бликующего света в летний ясный день. Архитекторы веками использовали зеркальный эффект спокойной воды, чтобы заставить архитектурные шедевры заиграть иначе – так, фасады Версаля отражаются в спокойных водах многочисленных бассейнов, строго упорядоченно спроектированных.

4.  Психологическая функция. Акустическая же способность влиять на человека присуща только динамическим видам водных сооружений – фонтанам, ручьям, каскадам и водопадам. «Сначала приглядываясь и прислушиваясь к природе, а затем и стремясь воссоздать природу в упрощенных формах в обжитом пространстве, архитектор научился не только видеть, но и слышать воду как произведение искусства»[1, с.21]. То, что журчание воды способствует расслаблению, снижению уровня стресса и успокоению – известно с древнейших времен, и в современном ландшафтном проектировании это свойство воды применяется особенно широко. С теми же целями водоёмы устраивают и внутри здания, где они способствуют еще и функциональному зонированию помещений. О том, что журчание текущей воды благотворно влияет на психологическое состояние человека, успокаивая и уравновешивая человека, знали еще древние зодчие.

В современном проектировании роль водных сооружений становится всё более значительной в силу того, что ключевым методом проектирования становится средовой подход. История средового подхода берет начало в начале прошлого века, хотя зачатки его были присущи еще творениям знаменитого испанского архитектора Антонио Гауди. Суть этого метода заключается во внимании архитектора к следующим аспектам:

·     собственно среда, в рамках которой предполагается проектирование объекта, с её историческими особенностями;

·     функциональные особенности проектируемого объекта, его направленность на человека, удовлетворение его потребностей;

·     образ жизни людей, проживающих и работающих в этой среде, пути их перемещения;

·     природные условия на месте строительства – климатические особенности, рельеф;

·     культурная составляющая среды, в которую заключен объект проектирования – проходящие там культурные мероприятия, существующие памятники и их стилистическая направленность.

Организация водных сооружений отвечает задаче архитектора сформировать для горожан благоприятную экологическую среду и восстановить утерянные зеленые пространства за счет организации зеленых зон с благоприятным микроклиматом. Подобные участки «восстановленной природы» позволяют снизить общий уровень загрязнения в городе и благоприятно сказываются на физическом и психическом комфорте горожан. Водные сооружения как часть городского ландшафта являются непременным условием благоприятного для жителей городского пространства, как с точки зрения современных архитекторов и градостроителей, так и с точки зрения самих горожан.

 

Список литературы:
1. Глазычев В.Л. Энциклопедия / В.Л. Глазычев – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»;ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002. – 672с.
2. Нехуженко Н.А. Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры: учебное пособие / Н. А. Нехуженко – СПб.: Питер, 2011 – 192с.
3. Дивный сад: все о ландшафтном дизайне – [Электронный ресурс] – Режим досупа. — URL: http://divnsad.ru/LAND/BODA/Historia_voda.html (Дата обращения 29.05.2016).