Статья:

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СРЕДОВОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПАРКА ОБЩЕГО ТИПА

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 1. Искусствоведение

Выходные данные
Невзорова П.А. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СРЕДОВОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПАРКА ОБЩЕГО ТИПА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 27.05.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СРЕДОВОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПАРКА ОБЩЕГО ТИПА

Невзорова Полина Александровна
студент Смоленского Государственного Университета, РФ, г. Смоленск
Жахова Ирина Геннадьевна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц., кафедра Дизайна архитектурной среды и технической графики, Смоленский Государственный университет, РФ, г. Смоленск

Проблема грамотного систематического проектирования городских парков и скверов крайне актуальна. Современные тенденции создания единого городского пространства подразумевают средовой подход, который в данный момент не является достаточно популяризованным. Рассмотрим основные принципы средового подхода на примере проекта реконструкции парка Пионеров в г. Смоленске.

Средовой подход в проектировании подразумевает не только внимание к экологическому аспекту проектирования, но и ключевую роль происходящих на месте проектируемого объекта и вокруг него процессов жизнедеятельности людей. «Средовой подход, в одном случае усилив градостроительную составляющую, в другом выводя к т.н. “средовому искусству”, привел к усилению в процессе проектирования концептуального, экологического и этнокультурного аспектов той и другой деятельности. Попытка комплексного и целостного решения средовых ситуаций выдвинула в качестве главной проблемы вопрос о синтезе средств отдельных видов творчества, участвующих в решении проектной задачи при одновременном выделении проектного лидера» [1, с. 25]. «Образцами комплексного проектирования предметнопространственной среды архитектурных сооружений, предвосхитившими концепцию средового подхода, являются произведения: испанского архитектора Антонио Пласида Гильема Гауди-и-Корнета (1852–1926 гг.) - … парк Гуэль (1903–1914 гг.), дом Батло («Дом костей») (1904–1906 гг.), … в г. Барселоне; … американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959 гг.) - … одноквартирные жилые дома 1930-х» [3, с. 3]. «В процессе проектирования названных сооружений архитекторы подчеркнуто внимательно относились к мельчайшим деталям построек и их оборудования; образу жизни людей, для которых выполнялся проект; природным условиям района строительства. Такой подход значительно опережал свое время»[3, с. 4]. То есть, средовой подход акцентирует внимание архитектора на следующих аспектах:

·     Собственно среда, в рамках которой предполагается проектирование объекта;

·     Функциональные особенности проектируемого объекта, его направленность на человека, удовлетворение его потребностей;

·     Образ жизни людей, проживающих и работающих в этой среде;

·     Природные условия на месте строительства;

·     Культурная составляющая среды, в которую заключен объект проектирования – проходящие там культурные мероприятия, существующие памятники и их стилистическая направленность.

В связи с этим первый этап проектирования будет заключаться в анализе ситуации на месте проектирования по следующим пунктам:

1.  Расположение объекта (жилой комплекс, деловой центр города, городской парк и т.д.);

2.  Существующие общественные здания в шаговой доступности (кафе, деловые центры, памятники культуры, учебные, медицинские заведения и т.д.);

3.  Транспортная схема участка в пределах шаговой доступности от объекта (схема движения транспорта, ближайшие остановки общественного транспорта и т.п.);

4.  Пешеходная схема движения (схема, отражающая потоки движения людей);

5.  Существующий рельеф и степень его изменяемости (наличие рядом перепадов высот, водоёмов, котлованов и т.д., можно ли их изменить).

На основе произведенного анализа мы предполагаем, что:

1.  Объект предполагается расположить в историческом центре города в городском парке общего типа;

2.  В шаговой доступности находятся кинотеатр «Октябрь» (являющийся памятником архитектуры 40-х годов прошлого века), торговый центр «Юнона», Смоленский Гуманитарный университет, жилые дома, Клиническая больница скорой помощи, фрагмент Смоленской крепостной стены, кинотеатр «Смена», памятник М. О. Микешину;

3.  Парк зажат между площадью Победы, ул. Барклая-де-Толли (двустороннее движение), ул. Исаковского (одностороннее движение) и ул. Тенишевой (двустороннее движение, трамвайные пути); ближайшая остановка общественного транспорта находится на перекрестке улиц Тенишевой и Исаковского;

4.  Основные потоки движения людей:

a.   от СГУ мимо кинотеатра «Октябрь» к площади Победы и кинотеатру «Смена»;

b.  от площади Победы к остановке на пересечении улиц Исаковского и Тенишевой;

c.   от СГУ в сторону ТЦ «Юнона».

5.  парк с достаточно значительным перепадом высот с северо-запада на юго-восток.

Таким образом, можно выявить основные функциональные свойства будущего парка: его будут посещать в основном студенты (за счёт близости СГУ); жители близлежащих домов, в том числе матери с маленькими детьми и пожилые люди; работники торговых центров. Исходя из этого, можно выделить следующие функциональные зоны будущего парка, которые являются едиными для всех парков общего типа:

1.  Зона активного отдыха – для занятий спортом, пробежек – тихая;

2.  Зона тихого отдыха – для созерцания, отдыха в беседках и на лавках – тихая – должна быть изолирована от шумных зон, зон с детьми;

3.  Зона массовых мероприятий – шумная – изолирована от зоны тихого отдыха;

4.  Хозяйственная зона – зона подъезда к расположенному в парке кафе;

5.  Детская зона – зона детской площадки – расположена так, чтобы отдыхающие родители могли следить за детьми – изолирована от зоны тихого отдыха и, по возможности – массовых мероприятий;

6.  Входная зона – связана по возможности с максимальным количеством зон, в первую очередь – с зоной массовых мероприятий.

На основе этих положений составим функциональную схему, отражающие связи между различными функциональными частями парка.

На основе транспортной и пешеходной схем выявим основные направления движения потоков людей и создадим сеть дорожек как основу плана будущего парка. Принимая во внимание сильный уклон рельефа и существующие полуразрушенные подпорные стенки – создадим плановый перепад высот с помощью подпорных стенок.

При переходе от функциональной схемы к осмысленному плану необходимо определить стилистику оформления с учётом окружающей обстановки – на основе 1 и 2 пунктов анализа ситуации. В нашем случае парк включает кинотеатр «Октябрь» (середина прошлого века) и фрагмент крепостной стены (конец 16 века). Материалы – камень, кирпич, штукатурка, и чтобы увязать парк с существующей средой, подпорные стенки предполагается выполнить из природного камня-плинфы, а дорожки замостить клинкерным кирпичом и камнем.

После определения с общей стилистикой парка, можно перейти к благоустройству территории. Необходимо предусмотреть:

1.  Благоустройство (лавки, урны и т.п.);

2.  Освещение (различные типы фонарей и осветительных приборов);

3.  Навигацию (указатели);

4.  Безбарьерную среду (пандусы для людей с ограниченными возможностями);

5.  Детскую зону (детскую площадку);

6.  Зону массовых мероприятий (сцену).

Композиционным центром парка предполагается сделать фонтан, отвечающий общему оформлению парка. «Фонтан обладает огромным декоративным эффектом благодаря выразительности вертикальных струй на фоне горизонтальных линий рельефа и волнистых форм растительности, а также притягательности блеска и пены движущейся и падающей воды» [2, с.134].

Таким образом средовой подход был реализован в ходе учебного проектирования городского парка.

 

Список литературы:
1. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды: учебник для вузов / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев – М.: Архитектура-С, 2005. – 504 с., ил.
2. Нехуженко Н.А Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры: учебное пособие / Н. А. Нехуженко – СПб.: Питер, 2011. – 192с.
3. Шебек Н.Н. Основы дизайна архитектурной среды. Конспект лекций. – К.: КНУСА, 2010. – 60 с.