ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СРЕДОВОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПАРКА ОБЩЕГО ТИПА
Секция: 1. Искусствоведение
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СРЕДОВОГО ПОДХОДА ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ ПАРКА ОБЩЕГО ТИПА
Проблема грамотного систематического проектирования городских парков и скверов крайне актуальна. Современные тенденции создания единого городского пространства подразумевают средовой подход, который в данный момент не является достаточно популяризованным. Рассмотрим основные принципы средового подхода на примере проекта реконструкции парка Пионеров в г. Смоленске.
Средовой подход в проектировании подразумевает не только внимание к экологическому аспекту проектирования, но и ключевую роль происходящих на месте проектируемого объекта и вокруг него процессов жизнедеятельности людей. «Средовой подход, в одном случае усилив градостроительную составляющую, в другом выводя к т.н. “средовому искусству”, привел к усилению в процессе проектирования концептуального, экологического и этнокультурного аспектов той и другой деятельности. Попытка комплексного и целостного решения средовых ситуаций выдвинула в качестве главной проблемы вопрос о синтезе средств отдельных видов творчества, участвующих в решении проектной задачи при одновременном выделении проектного лидера» [1, с. 25]. «Образцами комплексного проектирования предметнопространственной среды архитектурных сооружений, предвосхитившими концепцию средового подхода, являются произведения: испанского архитектора Антонио Пласида Гильема Гауди-и-Корнета (1852–1926 гг.) - … парк Гуэль (1903–1914 гг.), дом Батло («Дом костей») (1904–1906 гг.), … в г. Барселоне; … американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта (1867–1959 гг.) - … одноквартирные жилые дома 1930-х» [3, с. 3]. «В процессе проектирования названных сооружений архитекторы подчеркнуто внимательно относились к мельчайшим деталям построек и их оборудования; образу жизни людей, для которых выполнялся проект; природным условиям района строительства. Такой подход значительно опережал свое время»[3, с. 4]. То есть, средовой подход акцентирует внимание архитектора на следующих аспектах:
· Собственно среда, в рамках которой предполагается проектирование объекта;
· Функциональные особенности проектируемого объекта, его направленность на человека, удовлетворение его потребностей;
· Образ жизни людей, проживающих и работающих в этой среде;
· Природные условия на месте строительства;
· Культурная составляющая среды, в которую заключен объект проектирования – проходящие там культурные мероприятия, существующие памятники и их стилистическая направленность.
В связи с этим первый этап проектирования будет заключаться в анализе ситуации на месте проектирования по следующим пунктам:
1. Расположение объекта (жилой комплекс, деловой центр города, городской парк и т.д.);
2. Существующие общественные здания в шаговой доступности (кафе, деловые центры, памятники культуры, учебные, медицинские заведения и т.д.);
3. Транспортная схема участка в пределах шаговой доступности от объекта (схема движения транспорта, ближайшие остановки общественного транспорта и т.п.);
4. Пешеходная схема движения (схема, отражающая потоки движения людей);
5. Существующий рельеф и степень его изменяемости (наличие рядом перепадов высот, водоёмов, котлованов и т.д., можно ли их изменить).
На основе произведенного анализа мы предполагаем, что:
1. Объект предполагается расположить в историческом центре города в городском парке общего типа;
2. В шаговой доступности находятся кинотеатр «Октябрь» (являющийся памятником архитектуры 40-х годов прошлого века), торговый центр «Юнона», Смоленский Гуманитарный университет, жилые дома, Клиническая больница скорой помощи, фрагмент Смоленской крепостной стены, кинотеатр «Смена», памятник М. О. Микешину;
3. Парк зажат между площадью Победы, ул. Барклая-де-Толли (двустороннее движение), ул. Исаковского (одностороннее движение) и ул. Тенишевой (двустороннее движение, трамвайные пути); ближайшая остановка общественного транспорта находится на перекрестке улиц Тенишевой и Исаковского;
4. Основные потоки движения людей:
a. от СГУ мимо кинотеатра «Октябрь» к площади Победы и кинотеатру «Смена»;
b. от площади Победы к остановке на пересечении улиц Исаковского и Тенишевой;
c. от СГУ в сторону ТЦ «Юнона».
5. парк с достаточно значительным перепадом высот с северо-запада на юго-восток.
Таким образом, можно выявить основные функциональные свойства будущего парка: его будут посещать в основном студенты (за счёт близости СГУ); жители близлежащих домов, в том числе матери с маленькими детьми и пожилые люди; работники торговых центров. Исходя из этого, можно выделить следующие функциональные зоны будущего парка, которые являются едиными для всех парков общего типа:
1. Зона активного отдыха – для занятий спортом, пробежек – тихая;
2. Зона тихого отдыха – для созерцания, отдыха в беседках и на лавках – тихая – должна быть изолирована от шумных зон, зон с детьми;
3. Зона массовых мероприятий – шумная – изолирована от зоны тихого отдыха;
4. Хозяйственная зона – зона подъезда к расположенному в парке кафе;
5. Детская зона – зона детской площадки – расположена так, чтобы отдыхающие родители могли следить за детьми – изолирована от зоны тихого отдыха и, по возможности – массовых мероприятий;
6. Входная зона – связана по возможности с максимальным количеством зон, в первую очередь – с зоной массовых мероприятий.
На основе этих положений составим функциональную схему, отражающие связи между различными функциональными частями парка.
На основе транспортной и пешеходной схем выявим основные направления движения потоков людей и создадим сеть дорожек как основу плана будущего парка. Принимая во внимание сильный уклон рельефа и существующие полуразрушенные подпорные стенки – создадим плановый перепад высот с помощью подпорных стенок.
При переходе от функциональной схемы к осмысленному плану необходимо определить стилистику оформления с учётом окружающей обстановки – на основе 1 и 2 пунктов анализа ситуации. В нашем случае парк включает кинотеатр «Октябрь» (середина прошлого века) и фрагмент крепостной стены (конец 16 века). Материалы – камень, кирпич, штукатурка, и чтобы увязать парк с существующей средой, подпорные стенки предполагается выполнить из природного камня-плинфы, а дорожки замостить клинкерным кирпичом и камнем.
После определения с общей стилистикой парка, можно перейти к благоустройству территории. Необходимо предусмотреть:
1. Благоустройство (лавки, урны и т.п.);
2. Освещение (различные типы фонарей и осветительных приборов);
3. Навигацию (указатели);
4. Безбарьерную среду (пандусы для людей с ограниченными возможностями);
5. Детскую зону (детскую площадку);
6. Зону массовых мероприятий (сцену).
Композиционным центром парка предполагается сделать фонтан, отвечающий общему оформлению парка. «Фонтан обладает огромным декоративным эффектом благодаря выразительности вертикальных струй на фоне горизонтальных линий рельефа и волнистых форм растительности, а также притягательности блеска и пены движущейся и падающей воды» [2, с.134].
Таким образом средовой подход был реализован в ходе учебного проектирования городского парка.