Статья:

ИЗУЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Морозова А.П. ИЗУЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 23.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИЗУЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ

Морозова Анастасия Павловна
студент, психолого-педагогический факультет, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск
Морозова Елена Александровна
научный руководитель, канд. социол. наук, доц., социальный факультет, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск

Не смотря на то, что изучение этиологии заикания за рубежом началось достаточно давно (V в. до н. э.), в России данным вопросом исследователи занимаются сравнительно недавно - на протяжении последних двух столетий.

Упоминание о первом труде по вопросу, связанным с возникновением и развитием логоневроза, в отечественной научной литературе датируется 1838 годом. Именно тогда врач Христофор Лагузен издал свою книгу «Способ излечения заикания» в Санкт – Петербурге. В данной монографии Х. Лагузен изложил свои взгляды на причины возникновения логоневроза. В источнике красной нитью проходит основная идея о том, что основополагающей причиной заикания являются заболевания нервной системы человека, которые возникают вследствие психической травматизации личности. Помимо этого, ученый выделил другой фактор, влияющий на возникновение данного речевого недоразвития – это наследственность [13, с.656]. Исследователь убежден, что логоневроз встречается чаще, где люди говорят на «грубом и неудобном» языке, нежели в тех странах, где язык «гибок и плавен». Христофор Лагузен понимал, что при коррекционной работе с пациентами, страдающими заиканием, нужно уделять большое внимание психической стороне личности. Единовременно с методами коррекции психологии индивида врач использовал нововведение для того времени: он подкладывал пациенту под язык холщовый сверток толщиной с мизинец и требовал от заикающегося говорить четко, спокойно, соблюдая ритм, «каждый слог проговаривать отдельно от предыдущих и последующих». Сверток механически воздействовал на органы артикуляции во время речи, избавляя от заикания [5, с. 11].

Чуть позже в 1889 году в России выходит в свет монография «О заикании» известного психиатра Ивана Алексеевича Сикорского, где автор раскрывает свои взгляды, касаемые понимания этиологии логоневроза. Именно И. В. Сикорский указал на связь возникновения заикания с периодом становления речи ребенка. Автор рассматривал данное речевое нарушение, как форму спастического невроза [10, с. 192]. И. Сикорский включал в лечение заикания артикуляционную, двигательную гимнастику, а также применял фармакологическое и психотерапевтическое лечение [8, с. 360].

В начале XX века существовали разнонаправленные взгляды по проблеме. Так, в работах психиатра Г. Н. Каменка проводится мысль о том, что возникновение логоневроза связано с внутренней психологической преградой у пациента. Больной себе говорит: «Я заикаюсь», и эта мысль вызывает у него состояние страха, что является пусковым механизмом для возникновения судорог артикуляционного аппарата, говорящего [4, с. 80]. Анализ работ отечественного психиатра Г. Д. Неткачева позволяет нам выяснить его точку зрения относительно причин возникновения заикания. Исследователь указывает на ряд факторов, провоцирующих логоневроз. К ним относятся следующие: наследственность, не целесообразное воспитание, школа, психотравмирующие ситуации, а также «заболевания, косвенно влияющие на заикание», к которым ученый относил малокровие, скрофулез, т. е. вирусные заболевания кожных покровов, гипертрофия миндалевидных желез, разращения в носоглотке. При коррекции данного нарушения исследователь использовал психологические методы внушения, в частности требовал от заикающегося произносить слова уверенно, соблюдая ударение [7, с. 8].

В 30 – х годах XX века известный русский физиолог И. П. Павлов рассмотрел данное нарушение с точки зрения изменений в работе высшей нервной деятельности. И. Павлов утверждал, что в коре головного мозга протекают два основных процесса: возбуждение и торможение. При нарушении баланса между ними возникает некая «ошибка». Подкорковые образования начинают посылать неконролируемые импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, что влечет за собой появление судорог в области периферического речевого аппарата [2, с. 304].

Опираясь на учение И. П. Павлова, в 50–60 годы прошлого столетия в отечественной научной литературе сложилось два основных теоретических направления понимания этиологии логоневроза: заикание, как особая форма невроза (М.Е. Хватцев, М.С. Лебединский, В.А. Гиляровский, Н.И Жинкин, В.С. Кочергина) и заикание, как симптом невроза (Ю.А. Поворинский, Ю.А. Флоренская) [6, с.8–16].

Советский педагог Михаил Ефимович Хватцев давал собственное определение данному речевому нарушению. Под заикание он понимал «своеобразный невроз, спорадически в процессе речи внешне проявляющийся в судорогах звукопроизводящих механизмов, с одновременными болезненными изменениями в сфере психической, в частности — эмоциональной и волевой» [12, с. 299]. Анализ работ отечественного психиатра Марка Самуиловича Лебединского позволил выявить сходство в понимании данной проблемы с предыдущим ученым. В частности исследователь рассматривал логоневроз как следствие различных органических поражения центральной нервной системы [3, с. 680].

Изучая данную проблему, известный отечественный врач Ю. А. Флоренская пришла к выводу о том, что заикание это синдром, который возникает вследствие влияния экзогенных факторов и психофизиологических особенностей личности. Ю. Флоренская отмечала, что помимо нарушения речевой функции ребенка может возникнуть социальная дисфункция. В качестве коррекционных мероприятий ею были предложены коллективные психологические тренинги, направленные на работу над ритмом, темпом, мелодикой речи. При использовании данного метода в 60% случаев отмечалось полное излечение от заикания [14, р. 17]. Тех же взглядов в отношении понимания этиологии данного речевого нарушения придерживается врач Ю. А. Поворинский. Ученый с успехом применял на практике гипнотерапию в качестве основного метода коррекции логоневроза [9, с. 672].

С 70-х годов отечественные ученые разработывают наиболее эффективные и высокорезультативные методы коррекции данного речевого нарушения. Психотерапевт К. М. Дубровский разработал методику на основе ввода человека в транс. Данный способ позволяет избавиться от нарушения за один сеанс. Метод пользовался популярностью, но как позже выяснилось, полученный результат сохраняется недолго и дает около 75% рецидивов. Другой способ избавления от заикания предложили логопеды Л. З. Арутюнян и Ю. Б. Некрасова. Они разработали методику под названием «Устойчивая нормализация речи заикающихся». Коррекционная работа велась по трем направлениям: логопедическая работа с целью устранения логопедических судорог; психологическая работа, направленная на осознание возможности выздороветь; психотерапия, избавляющая от страха перед речью. Данный подход обеспечивал комплексное излечение от заикания в 60% случаев. Система комплексной медико-педагогической помощи взрослым в условия стационара была разработана Н. А. Власовой и Н. М. Асатиани. Данный комплекс мер включал в себя тщательное медицинское и логопедическое обследование. Выделялись следующие основные направления работы при реабилитации: медикаментозное лечение, психотерапия, логопедическое и логоритмическое воздействие. Эффективность методики достигала до 70% избавления от логоневроза [1, с. 25–30]. В 2005 году главный детский психиатр Санкт-Петербурга, профессор университета СПб ГПМУ Лохов Михаил Иванович и доктор биологических наук Фесеенко Юрий Анатольевич разработали новый метод избавления от заикания. Ими было обследовано 4000 больных, среди которых были дети и взрослые. Ученые утверждали, что в основе нарушения лежит поражение мозговых структур, нарушения взаимосвязи между структурами, вследствие чего происходит нарушение речевых процессов. Метод коррекции заикания, предложенный исследователями, базировался на интенсивном психофармакологическом воздействии с целью активизации резервов мозга и восстановление нарушенных взаимосвязей. Результаты показали высокую эффективность лечения: до 90% полного восстановления речи [11, с. 93–107].

Обобщая результаты изложенного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что изучение заикания в отечественной литературе началось сравнительно недавно, ученые смогли достигнуть высоких результатов по данному вопросу.

 

Список литературы:
1. Асатиани Н. М. Данные клинико – физиологических исследований детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология, 1978. №1. С. 25–30.
2. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. / Л. И. Белякова, Е. А. Дьякова — М.: В. Секачев, 1998. – 304 с. 
3. Волкова Л. С. Логопедия. Заикание. / Под ред. Л.С. Волковой, Н. С. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 680 с.
4. Каменка Г. Заикание какъ психозъ, и новейшия попытки его лечения / Г. Каменка – СПб.: Типо-Литография, 1900. – 80 с. 
5. Лагузен X. Способ излечения заикания (СПб., 1838) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997. – 11 с.
6. Миссуловин Л. Я. Спорные вопросы понимания сущности заикания, его клинических особенностей и устранения / Л. Я. Миссуловин, Н. С. Миссуловина, Е. А. Зиновьева // Специальное образование: сб. материалов XI Междунар. науч. конф. [Санкт-Петербург, 22-23 апр. 2015 г.]. – СПб., 2015. — С. 8–16.
7. Неткачев Г. Д. Заикание. Его сущность, причины, происхождение, предупреждение, лечение в детском возрасте и у взрослых. Новый психологический способ лечения (М., 1909) // Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). / Под ред. Л.С.Волковой и В.И.Селиверстова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОC, 1997. – 8 с.
8. Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах / И. А. Пиварова – СПб.: Изд. Питер, 2004. – 360 с. 
9. Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Б. Д. Карвасарского – СПб.: Питер, 2000. – 672 с. 
10. Сикорский И. А. Библиотека логопеда. Заикание / И. А. Cикорский – М.: Изд. Астрель, 2005. – 192 с. 
11. Фесеенко. Ю. А., Лохов М. И. Заикание: история и обзор современного состояния проблемы // Вестник СПбГУ №3, 2015, С. 93–107.
12. Хватцев М.Е. Логопедия / М. Е. Хватцев уч. для пед. институтов – М., 1937 – 299 с.
13. Хрестоматия по логопедии / под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1997. – 656 с. 
14. Флоренская Ю.А.  Psychiatrie appliquee (Paris, 1934) / Флоренская Ю. А. – М.: Изд. Астрель, 2005. – 17 с.