ИЗУЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ
Секция: 6. Педагогика
XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИЗУЧЕНИЕ ЗАИКАНИЯ В РОССИИ: СУЩНОСТЬ И КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВОГО НАРУШЕНИЯ
Не смотря на то, что изучение этиологии заикания за рубежом началось достаточно давно (V в. до н. э.), в России данным вопросом исследователи занимаются сравнительно недавно - на протяжении последних двух столетий.
Упоминание о первом труде по вопросу, связанным с возникновением и развитием логоневроза, в отечественной научной литературе датируется 1838 годом. Именно тогда врач Христофор Лагузен издал свою книгу «Способ излечения заикания» в Санкт – Петербурге. В данной монографии Х. Лагузен изложил свои взгляды на причины возникновения логоневроза. В источнике красной нитью проходит основная идея о том, что основополагающей причиной заикания являются заболевания нервной системы человека, которые возникают вследствие психической травматизации личности. Помимо этого, ученый выделил другой фактор, влияющий на возникновение данного речевого недоразвития – это наследственность [13, с.656]. Исследователь убежден, что логоневроз встречается чаще, где люди говорят на «грубом и неудобном» языке, нежели в тех странах, где язык «гибок и плавен». Христофор Лагузен понимал, что при коррекционной работе с пациентами, страдающими заиканием, нужно уделять большое внимание психической стороне личности. Единовременно с методами коррекции психологии индивида врач использовал нововведение для того времени: он подкладывал пациенту под язык холщовый сверток толщиной с мизинец и требовал от заикающегося говорить четко, спокойно, соблюдая ритм, «каждый слог проговаривать отдельно от предыдущих и последующих». Сверток механически воздействовал на органы артикуляции во время речи, избавляя от заикания [5, с. 11].
Чуть позже в 1889 году в России выходит в свет монография «О заикании» известного психиатра Ивана Алексеевича Сикорского, где автор раскрывает свои взгляды, касаемые понимания этиологии логоневроза. Именно И. В. Сикорский указал на связь возникновения заикания с периодом становления речи ребенка. Автор рассматривал данное речевое нарушение, как форму спастического невроза [10, с. 192]. И. Сикорский включал в лечение заикания артикуляционную, двигательную гимнастику, а также применял фармакологическое и психотерапевтическое лечение [8, с. 360].
В начале XX века существовали разнонаправленные взгляды по проблеме. Так, в работах психиатра Г. Н. Каменка проводится мысль о том, что возникновение логоневроза связано с внутренней психологической преградой у пациента. Больной себе говорит: «Я заикаюсь», и эта мысль вызывает у него состояние страха, что является пусковым механизмом для возникновения судорог артикуляционного аппарата, говорящего [4, с. 80]. Анализ работ отечественного психиатра Г. Д. Неткачева позволяет нам выяснить его точку зрения относительно причин возникновения заикания. Исследователь указывает на ряд факторов, провоцирующих логоневроз. К ним относятся следующие: наследственность, не целесообразное воспитание, школа, психотравмирующие ситуации, а также «заболевания, косвенно влияющие на заикание», к которым ученый относил малокровие, скрофулез, т. е. вирусные заболевания кожных покровов, гипертрофия миндалевидных желез, разращения в носоглотке. При коррекции данного нарушения исследователь использовал психологические методы внушения, в частности требовал от заикающегося произносить слова уверенно, соблюдая ударение [7, с. 8].
В 30 – х годах XX века известный русский физиолог И. П. Павлов рассмотрел данное нарушение с точки зрения изменений в работе высшей нервной деятельности. И. Павлов утверждал, что в коре головного мозга протекают два основных процесса: возбуждение и торможение. При нарушении баланса между ними возникает некая «ошибка». Подкорковые образования начинают посылать неконролируемые импульсы в кору, в том числе и в зону воспроизведения речи, что влечет за собой появление судорог в области периферического речевого аппарата [2, с. 304].
Опираясь на учение И. П. Павлова, в 50–60 годы прошлого столетия в отечественной научной литературе сложилось два основных теоретических направления понимания этиологии логоневроза: заикание, как особая форма невроза (М.Е. Хватцев, М.С. Лебединский, В.А. Гиляровский, Н.И Жинкин, В.С. Кочергина) и заикание, как симптом невроза (Ю.А. Поворинский, Ю.А. Флоренская) [6, с.8–16].
Советский педагог Михаил Ефимович Хватцев давал собственное определение данному речевому нарушению. Под заикание он понимал «своеобразный невроз, спорадически в процессе речи внешне проявляющийся в судорогах звукопроизводящих механизмов, с одновременными болезненными изменениями в сфере психической, в частности — эмоциональной и волевой» [12, с. 299]. Анализ работ отечественного психиатра Марка Самуиловича Лебединского позволил выявить сходство в понимании данной проблемы с предыдущим ученым. В частности исследователь рассматривал логоневроз как следствие различных органических поражения центральной нервной системы [3, с. 680].
Изучая данную проблему, известный отечественный врач Ю. А. Флоренская пришла к выводу о том, что заикание это синдром, который возникает вследствие влияния экзогенных факторов и психофизиологических особенностей личности. Ю. Флоренская отмечала, что помимо нарушения речевой функции ребенка может возникнуть социальная дисфункция. В качестве коррекционных мероприятий ею были предложены коллективные психологические тренинги, направленные на работу над ритмом, темпом, мелодикой речи. При использовании данного метода в 60% случаев отмечалось полное излечение от заикания [14, р. 17]. Тех же взглядов в отношении понимания этиологии данного речевого нарушения придерживается врач Ю. А. Поворинский. Ученый с успехом применял на практике гипнотерапию в качестве основного метода коррекции логоневроза [9, с. 672].
С 70-х годов отечественные ученые разработывают наиболее эффективные и высокорезультативные методы коррекции данного речевого нарушения. Психотерапевт К. М. Дубровский разработал методику на основе ввода человека в транс. Данный способ позволяет избавиться от нарушения за один сеанс. Метод пользовался популярностью, но как позже выяснилось, полученный результат сохраняется недолго и дает около 75% рецидивов. Другой способ избавления от заикания предложили логопеды Л. З. Арутюнян и Ю. Б. Некрасова. Они разработали методику под названием «Устойчивая нормализация речи заикающихся». Коррекционная работа велась по трем направлениям: логопедическая работа с целью устранения логопедических судорог; психологическая работа, направленная на осознание возможности выздороветь; психотерапия, избавляющая от страха перед речью. Данный подход обеспечивал комплексное излечение от заикания в 60% случаев. Система комплексной медико-педагогической помощи взрослым в условия стационара была разработана Н. А. Власовой и Н. М. Асатиани. Данный комплекс мер включал в себя тщательное медицинское и логопедическое обследование. Выделялись следующие основные направления работы при реабилитации: медикаментозное лечение, психотерапия, логопедическое и логоритмическое воздействие. Эффективность методики достигала до 70% избавления от логоневроза [1, с. 25–30]. В 2005 году главный детский психиатр Санкт-Петербурга, профессор университета СПб ГПМУ Лохов Михаил Иванович и доктор биологических наук Фесеенко Юрий Анатольевич разработали новый метод избавления от заикания. Ими было обследовано 4000 больных, среди которых были дети и взрослые. Ученые утверждали, что в основе нарушения лежит поражение мозговых структур, нарушения взаимосвязи между структурами, вследствие чего происходит нарушение речевых процессов. Метод коррекции заикания, предложенный исследователями, базировался на интенсивном психофармакологическом воздействии с целью активизации резервов мозга и восстановление нарушенных взаимосвязей. Результаты показали высокую эффективность лечения: до 90% полного восстановления речи [11, с. 93–107].
Обобщая результаты изложенного, можно сделать следующий вывод: несмотря на то, что изучение заикания в отечественной литературе началось сравнительно недавно, ученые смогли достигнуть высоких результатов по данному вопросу.