Статья:

ВКЛАД ВЕЛИКОБРИТАНИИ В РАЗВИТИЕ ЛОГОПЕДИИ КАК НАУКИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Морозова А.П. ВКЛАД ВЕЛИКОБРИТАНИИ В РАЗВИТИЕ ЛОГОПЕДИИ КАК НАУКИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВКЛАД ВЕЛИКОБРИТАНИИ В РАЗВИТИЕ ЛОГОПЕДИИ КАК НАУКИ: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Морозова Анастасия Павловна
студент, психолого-педагогический факультет, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск
Морозова Елена Александровна
научный руководитель, канд. социол. наук, доц., социальный факультет, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск

Изучение логопедии имеет многовековую историю. Большое количество научных работ было посвящено вопросу понимания различных речевых нарушений, понимания их этиологии, механизмов и методов коррекции. Данные исследования проводились специалистами разных областей знаний: врачами, психологами, неврологами, педагогами.

Говоря об изучения специальной педагогики в Великобритании, то ученые сходятся во мнении, что примерно в XVII веке в стране началась история логопедии. Первый, кто коснулся данной проблемы, был английский мыслитель – гуманист Томас Мор, который выдвинул идею, касающуюся образования в целом. Ученый был убежден в том, что обучение в школах следует вести на родном для детей языке [6, с. 384]. Он исходил из основного логопедического принципа, который заключается в том, что на ранних этапах развития речи ребенка не следует вводить «чужой» для ребенка язык, создавать так называемое двуязычие. Иначе это может привести к различным речевым нарушениям (в частности вызвать нарушение звукопроизношения - дислалию) и психологическим напряжениям у малыша.

Примерно в XVIII веке впервые проводятся исследования с целью изучения такого речевого нарушения как заикание. Английский физик Н. Арнот и швейцарский врач Р. Шультесс рассмотрели заикание как невротическое расстройство, проявляющееся в судорожном сокращении мышц голосового аппарата [7, с. 185].

В конце XIX века англичанами впервые были выделены как самостоятельные такие нарушения как дисграфия и дислексия. Долгое время нарушения чтения и письма рассматривались как симптомы умственной отсталости. Ясность внес английский врач Фриман Морган, который в 1897 году опубликовал научный труд, в котором описал 14 - летнего ребенка с данными нарушениями, но при этом у него была высокая успеваемость в школе. Ф. Морган первым доказал, что нарушения чтения и письма могут встречаться у детей с нормальным интеллектом. Врач считал, что этиологией данного нарушения является наследственный фактор. Подобный случай был описан другим англичанином J. Кеrr, а в 1905 году вышла работа С. Thomas, который обобщил более ста подобных случаев [4, с. 286].

Помимо изучения различных речевых нарушений ученые Великобритании изучали неврологические механизмы сложных психических функций. Большой вклад в понимании механизмов речи внес английский ученый, врач – невролог Джон Хьюлинг Джексон, который в 1863 году доказал, что каждая психическая функция, в том числе и речь, имеет четко организованную вертикальную структуру, то есть корково – подкорковое строение [8, с. 352].

На рубеже XIX – XX веков рассмотрено такое речевое нарушение как дизартрия, то есть недоразвитие речи вследствие неврологических нарушений. Были более подробно изучены механизмы данного нарушения, вследствие чего учеными была выделена новая форма (псевдобульбарная дизартрия), которой впоследствии была дана полная клиническая картина, заслуга в этом таких ученых как Lepine (1877), Oppenheim A. (1885), Pezitz G. (1902) [3, с. 680].

Именно в Великобритании началась история такого нарушения речи как алалия - отсутствие или глубокое недоразвитие речи у детей. В 1888 году известный фониатр Р. Коэн впервые дал развернутую клиническую картину данного нарушения. Врач первоначально называл данный недуг как «слухонемота» [3, с. 680].

Английским неврологом Генри Хэдом было рассмотрено такое нарушение как афазия, то есть деменция речи вследствие органических поражений структур головного мозга. Исследователь был убежден, что данное нарушение имеет строгую локализацию и соотносил афазию с поражением левого полушария. Ученый был первый, кто подошел к изучению афазии с лингвистических позиций и рассматривал данное нарушение как языковое [2, с. 448].

Благодаря британским исследованиям расширилось всеобщее понимание такого нарушения как «дислексия». Согласно данным Британской ассоциации дислексии (The British Dyslexia Association), копирование текста является серьезной трудностью для лиц с дислексией. Тем не менее, в среднем у троих детей из каждого класса диагностировано данное нарушение, что составляет приблизительно 1,2 млн. населения Великобритании [5, с. 192; 10].

В конце XX века учеными из Оксфорда Leung и Robson (1990) было проведено исследование, в ходе которого была изучена ритмическая организация движений при логоневрозе, а также было проведено сравнение данных результатов с организацией движений органов артикуляции у людей без нарушений [9, с. 192].

Достаточно большой интерес английские ученые проявили в поиске и разработке различных методик для коррекции речевых нарушений. Весомый вклад британцы внесли в развитие такого направления коррекции нарушений речи как логоритмика, то есть влияния ритма и музыки на восстановление речи (Baily, 1991) [1, с. 25].

На сегодняшний день англичане активно работают над различными компьютерными технологиями в области коррекции речевых нарушений. Так, например, в 2006 году была разработана компьютерная программа «Демосфен - 03» при участии отечественного врача – психотерапевта И. Ю. Рассказова и компанией City University of London. В данный продукт входят тренинги, направленные на выработку плавности речи, выразительности и интонации.

Таким образом, мы можем сказать, что в Великобритании изучение такой отрасли специальной педагогики как логопедия проводится на протяжении четырех веков. За это время англичане внесли вклад в изучение таких речевых нарушений как: дислалия, дислексия, дисграфия, заикание, алалия, афазия. В настоящее время специалисты активно работают над таким инновационным направлением логопедии как технологические методы коррекции нарушений речи.

 

Список литературы:
1. Андурсенко И. В. Клинико - динамические и социально - психологические характеристики гиперкинетических расстройств у детей. / Андрусенко И. В. Томск, 2009. – 25 с.
2. Величковский Б. М. Когнитивная наука: Основы психологии познания: в 2 т. – Т. 1 / Б. М. Величковский. – М.: Смысл: Издательский центр «Академия», 2006. – 448 с.
3. Волкова Л. С. Логопедия. Заикание. / Под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2004. – 680 с.
4. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. / А. Н. Корнев. Учебно-методическое пособие — СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
5. Русецкая М.Н. Нарушение чтения у младших школьников / М.Н. Русецкая.: Анализ речевых и зрительных причин: Монография. – СПб.: КАРО, 2007. – 192 с.
6. Селиверстов В. И. История логопедии. / В. И. Селиверстов. Медико-педагогические основы: учебное пособие для вузов. – М.: Академический Проект, 2003. – 384 с.
7. Селиверстов В.И. Заикание у детей: психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. / В. И. Селиверстов – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 185 с.
8. Специальная педагогика: учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений / под ред. Н.М. Назаровой. – Т. 1 История специальной педагогики / Н. М. Назарова, Г. Н. Пенин. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 352 с.
9. Шашкина Г. Р. Логопедическая ритмика для школьников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Г. Р. Шашкина. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 192 с.
10. Classroom behavior our and dyslexia research. Bournemouth University (2015). Science Daily, 31 May. (http://www.sciencedaily.com/releases/2015/03/150330082748.htm).