Статья:

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГОНЕВРОЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 6. Педагогика

Выходные данные
Морозова А.П. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГОНЕВРОЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 18.08.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ЛОГОНЕВРОЗА: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

Морозова Анастасия Павловна
студент, психолого-педагогический факультет, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск
Морозова Елена Александровна
научный руководитель, канд. социол. наук, доц., социальный факультет, Смоленский государственный университет, РФ, г. Смоленск

Несмотря на то что, механизмы заикания изучаются уже более 100 лет, ученые не пришли к единому мнению по поводу причин и механизмов возникновения заикания. Сегодня эта проблема исследуется неврологами, психологами, нейропсихологами, нейрофизиологами, психиатрами. Особенно много проводится исследований, посвященных данному вопросу, за рубежом.

Проводя анализ научных работ, можно прийти к выводу, что большая часть специалистов видит истоки возникновения логоневроза в нарушениях, связанных с речевыми центрами, которые отвечают за восприятие и моторную реализацию информации.

Так, например, канадские ученые Альбертского университета в 2013 году сделали вывод о том, что те дети, которые страдают заиканием, имеют меньший объем головного мозга, чем дети без данной патологии. Ранее специалисты точно не могли утверждать, изначально ли мозг имеет особую структуру или эти изменения являются следствием логоневроза. Ученый Дерик Бил с командой специалистов провел эксперимент, в ходе которого было проведено сканирование мозга 28 детей в возрасте 5–12 лет, у половины из которых наблюдалось данное нарушение речи. Исследователи обнаружили, что у заикающихся объем серого вещества в зонах нижней лобной извилины, правой роландовой оболочки и верхней височной извилины меньше, чем у детей с нормой речевого развития. Нижняя лобная извилина отвечает за процесс получения информации об артикуляции, из-за ее дисфункции возникает нарушение контроля речевой моторики, вследствие чего и возникают запинки судорожного характера у ребенка [3, р. 2151-2161].

Аналогичное исследование было проведено британскими учеными в 2015 году. Исследователи утверждают, что обнаружили область в головном мозге, которая «отвечает» за появление логоневроза. В ходе эксперимента, проводимого на 116 мужчинах в возрасте от 6 до 48 лет, была проведена магнитно – резонансная томография головного мозга. Анализы результатов МРТ показали аномальное развитие серого вещества в зоне Брока. Авторы исследования наблюдали уменьшение кортикального слоя серого вещества у людей, страдающим данным нарушением речи. «В других областях мозга мы обнаружили типичное развитие серого вещества. Эти результаты говорят о том, что зона Брока - важная область, отвечающая за заикание», — считает автор исследования Jason Lerch [6, р. 9].

Однако результаты подобных экспериментов подверглись жесткой критике со стороны оппонентов данной теории. Был выдвинут противоположный тезис. Многие ученые придерживаются мнения о том, что результаты исследований не объясняют, являются ли физиологические изменения в зоне Брока начальной ступенью для возникновения логоневроза, или, наоборот, вследствие заикания происходят изменения кортикального уровня данного отдела мозга. Попытки понять данную проблему до конца ведутся и сегодня.

Помимо глубокого изучения зоны Брока, которая отвечает за моторную реализацию информации, была изучена зона Вернике, отвечающая за восприятие речи. Учеными из Мичиганского университета (Andy Henion, McAuley Devin and others) в 2015 году был проведен эксперимент с целью исследования работы верхней височной извилины мозга, которая отвечает за слуховое восприятие. Эксперимент заключался в прослушивании испытуемыми барабанных ритмов. Дети с заиканием не могли точно определить, одинаковые они слышат ритмы или нет, в отличие от детей с нормой. Из этого специалисты-исследователи сделали вывод, что нарушена работа данной области головного мозга, т. е. верхней височной извилины. Этот факт объясняет нарушение восприятия звуков заикающимися. По мнению ученых, данная способность очень важна для нормального развития речи [5, р. 10].

Другое направление, в котором ведутся исследования по данному вопросу - это генетика. Большой вклад в изучении механизмов логоневроза внес американский профессор Национального института глухоты и нарушений речи Денис Дрейн. В 2010 году журналом New England Journal of Medicine были опубликованы результаты его исследований. Изучив геномы почти 400 испытуемых, исследователь обнаружил примерно у 10% добровольцев мутацию определенного гена (GNPTAB). Данный ген находится в XIII хромосоме и контролирует выброс определенного фермента, отвечающего за нормальную работу лизосом, которые, в свою очередь, обеспечивают переваривание веществ в клетке. Специалист считает, что недостаток данного фермента ведет к лизосомному расстройству (муколипидозу), которое проявляется в виде неврологических нарушений, а также является следствием пороков развития костной и соединительной тканей. Неврологические расстройства, в свою очередь, становятся пусковым механизмом для возникновения заикания. По словам профессора Дрейна, от этого дефекта можно избавиться медикаментозным методом, который позволит восполнить недостаток данного фермента. Целью дальнейших исследований профессора Д. Дрейна является выяснение возможности использования данного метода для лечения логоневроза. [4, р. 677–685]

Не только зарубежные исследователи делают прорыв в изучении данного вопроса. Так, например, отечественными специалистами С.М. Поповой и А.В. Даниловым был выдвинут тезис о том, что первопричиной логоневроза является нарушение кровоснабжения головного мозга. Ученные исследовали на базе московского Центра патологии речи 92 ребенка с диагнозом заикание. Несмотря на то, что у детей было зафиксировано нарушение кровоснабжение в мозговых артериях, в анамнезе почти ни у кого не было обнаружено повреждение коры или гипоксии мозга. Известно, что мозговые артерии хорошо иннервируются, опираясь на этот постулат, ученые пришли к выводу об ошибочном выдвижении гипотезы. В дальнейшем, при многократном анализе полученных данных исследователи С. Попова и А. Данилов пришли к выводу о том, что причиной нарушения является влияние на сосуды высших надсегментарных вегетативных образований, т. е. гипоталамуса и ствола мозга. Кроме того, само по себе заикание является травмирующим фактором, что приводит к ухудшению состояния всех мозговых систем [2, с. 14].

Рассматриваемая проблема также изучалась доктором медицинских наук, профессором кафедры психологии СПб ГПМУ М. И. Лоховым и доктором биологических наук Ю. А.Фесенко. При помощи аппаратных исследований было доказано, что при заикании наблюдается нарушение работы центрального аппарата речи. Данное расстройство появляется в следствие дискоординации функционирования больших полушарий и подкорковых образований, что обуславливает у подавляющего большинства обследуемых пациентов вегето-сосудистую дистонию, которая ведет за собой нарушение внутренних процессов возбуждения и торможения и вызывает судорожные сокращения мышц речевого аппарата, т. е. заикание [1, с. 600].

Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы: 1) большинство ученых (Andy Henion, McAuley Devin, С. М. Попова, А. В. Данилов, М. И. Лохов, Ю. А. Фесенко) склоняются к мысли, что первопричиной заикания является нарушение работы ЦНС; 2) другая плеяда исследователей (D. Drayna, E. Yairi, N. Cox, N. Ambrose) видит этиологию заикания в генетических отклонениях.

 

Список литературы:
1. Лохов М. И., Фесенко Ю. А., Щукарева Л. М Заикание: неврология или логопедия / М. И. Лохов, Ю. А.Фесенко, Л. М. Щукарева СПб: Питер, 2005. – 600 с.
2. Попова С. М., Данилов А. В. Комплексный анализ клинических данных при исследовании нарушения кровоснабжения у детей с речевыми синдромами / С.М. Попова, А.В. Данилов – Петрозаводск: ИППИ РАН, 2012. - 14 с. 
3. Beal Deryk S., Gracco Vincent L., A voxel-based morphometry (VBM) analysis of regional grey and white matter volume abnormalities within the speech production network of children who stutter / Deryk S. Beal, Vincent L. Gracco, Jane Brettschneider, Robert M. Kroll, Luc F. De Nil; Cortex - 2013. – 2151–2161 p.
4. Kang C., Riazuddin S., Mundorff J., Krasnewich D., Friedman P., Mullikin J. C., Drayna D., / Mutations in the Lysosomal Enzyme–Targeting Pathway and Persistent Stuttering / Changsoo Kang, Sheikh Riazuddin, Jennifer Mundorff, Donna Krasnewich, Penelope Friedman, James C. Mullikin, and Dennis Drayna, N Engl J Med. – 2010. – 677–685 p. 
5. McAuley Devin, Henion Andy STUTTERING LINKED TO RHYTHM PERCEPTION DEFICIENCY / Devin McAuley, Andy Henion // Science & Technology - Michigan State University, 2015. – 10 p. 
6. Scott Beal, Deryk; Lerch, Jason P. The trajectory of gray matter development in Broca’s area is abnormal in people who stutter / Beal, Deryk Scott; Lerch, Jason P. Cameron, Brodie; Henderson, Rhaeling; Gracco, Vincent L. et al. // Frontiers in Human Neuroscience – 2015. – 9 p.