К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РФ
Секция: 10. Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
К ВОПРОСУ О РЕАЛИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ПРАВ СУБЪЕКТОВ РФ
В настоящее время Российская Федерация встает перед необходимостью противодействию современным угрозам финансовой безопасности - как внешним, так и внутренним.
Российская Федерация является федеративным государством, где принцип федерализма носит фундаментальный характер для построения юридических и экономических отношений между федерацией и её субъектами.
Роль субъектов Российской Федерации в строительстве эффективной защиты против угроз финансовой безопасности всегда будет оставаться высокой. За исключением компетенции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации имеют широкий круг полномочий для воздействия на экономику страны. Развитие конкурентных преимуществ субъектов Российской Федерации создает условия для экономического роста всей страны.
Выделяют две группы полномочий:
· регулируемые нормами процессуального права, в отношении которых субъекты РФ обладают равными полномочиями с другими уровнями публичной власти;
· регулируемые нормами материального права, касающимися полномочий по принятию бюджетных обязательств, ограниченные Конституцией России и федеральным законодательством по вопросам разграничения предметов ведения.
Первая группа полномочий определяет сферу регулирования вопросов организации бюджетного процесса в субъекте РФ, в которой последний самостоятелен при условии соблюдения принципа единства бюджетной системы РФ. Например, наиболее широко используемыми правами являются: детализация (в части дополнения) разных видов бюджетной классификации, утверждение ведомственных классификаций, определения форм утверждения бюджета и отчетов о его исполнении, организации исполнения бюджета и финансового контроля.
Границы второй группы полномочий до настоящего времени определены не окончательно, что связано с политическим характером их регулирования.
В частности, бюджетные права субъектов РФ в значительной степени формируются по «остаточному» принципу, включая в себя финансовое обеспечение полномочий, отнесенных Конституцией России к исключительным предметам их ведения, а также вопросам совместного ведения, порядок разграничения полномочий по финансированию которых определяется соглашениями с федеральными органами власти или в нормативно-правовом порядке. Помимо того, «нижняя граница» сферы ведения субъектов РФ в части принятия бюджетных обязательств и администрирования бюджетных доходов зависит от объемов делегированных полномочий органам местного самоуправления.
Субъекты Российской Федерации имеют право издавать свои законодательные акты, регламентирующие бюджетные правоотношения на подведомственной территории.
Кроме того, субъекты Российской Федерации имеют полномочия по созданию собственной системы правового регулирования по вопросам совместного ведения и по вопросам ведения субъектов Российской Федерации. Таким образом, они эффективно могут преодолевать правовые пробелы в регулировании разных вопросов, в первую очередь, вопросов, связанных с регулированием экономики и управления.
На нынешнем этапе развития Российской Федерации субъектам Российской Федерации отводиться повышенная роль в развитии страны. Что обусловлено тем, что многие из числа субъектов не находятся на высоком уровне развития правовой системы и развития экономики.
Отдельное значение в бюджетной политике регионов занимают вопросы повышения эффективности расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - расходы бюджета). Переход к программноцелевому методу исполнения бюджета требует повышения качества правового регулирования сферы расходов бюджета. Качественное регулирование расходов бюджета должно строиться исходя их анализа института расходов бюджета.
Институт расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (далее - институт расходов) находиться в межнаучном пространстве: на стыке экономической, юридической науки и науки управления. Благодаря комплексности институт расходов позволяет бороться с большим количеством внутренних угроз финансовой безопасности России и регионов: усиление степени дифференциации уровня жизни и доходов населения, деформация отраслевой структуры национальной экономики, повсеместное нарушение единого правового пространства и другие.
Расходы бюджета можно определить, как деятельность государства в отношении затрат, выраженных экономическими отношениями, оформленными нормативно-правовыми актами, использования, распределения и перераспределения потоков денежных средств централизованных денежных фондов для исполнения функций и задач государства [2, с. 671].
Институт расходов можно рассмотреть в трех аспектах: юридическом, экономическом и аспекте управления. Каждый аспект создает полноценные условия для борьбы с внутренними угрозами финансовой безопасности России и регионов.
С точки зрения юридического аспекта расходы бюджетов выражаются в наличии нормативно-правовых актов, регулирующих сферу расходов, что, прежде всего, выражается в законе о бюджете соответствующей территории.
Задача правового регулирования расходов бюджета заключается в своевременной фиксации на уровне законов сложившихся на практике актуальных экономических отношений.
Создание оптимальной правовой системы по исполнению расходов играет превентивную роль против угроз коррупции, хищений и злоупотребления служебными полномочиями. Подтверждение в законе о бюджете расходных обязательств по социальным статьям расходов позволяет сгладить имущественное неравенство граждан, проживающих на территории субъекта, понизить уровень безработицы и повысить минимальный прожиточный минимум.
На сегодняшний день субъектами Российской Федерации с оптимальной нормативно-правовой базой по расходам бюджета являются: город федерального значения Москва, Республика Алтай, Ставропольский край, Владимирская область и Ростовская область. В указанных регионах полноценно внедрены программно-целевые методы и методы бюджетирования ориентированного на результат, функционирует действенная система внешнего государственного финансового контроля.
Субъективная природа расходов бюджета, возникающих при функционировании институтов или бюрократической зоны, преследующей денежные интересы прежде всего высших слоев населения. Поэтому институт расходов должен быть направлен на создание близкой к идеальной правовой модели регулирования и исполнения расходов бюджета [3, с. 214].
При правовом регулировании расходов бюджета субъекты Российской Федерации должны создавать системы сдерживающих факторов против попытки использовать административный ресурс отдельными государственными служащими или группами лиц.
Для этого в регионах действует государственный финансовый контроль и общественный контроль за расходами бюджета. Одновременно с этим, правовая система субъекта Российской Федерации регулирует наиболее важные общественные отношения в государственной сфере, но характер системы не должен носить абсолютного характера с целью избегания излишней бюрократизации государственного сектора экономики. Оптимальная система правового регулирования минимизирует риски, связанные с финансовой безопасностью региона.
Рассмотрение расходов бюджета с точки зрения юридического аспекта не отражает главной сущности расходов, которая обусловлена экономическим аспектом.
В этом случае, расходы бюджета представляют экономические отношения по поводу использования, аккумулирования и перераспределения денежных средств. С точки зрения экономического аспекта расходы бюджета влияют на экономические показатели государства и региона: экономический рост, состояние безработицы, внутренний долг и другие.
Согласно экономическому аспекту расходы бюджета должны регулироваться экономическими инструментами в зависимости от типа экономики. Расходы регулируются либо рыночными механизмами, либо государственными механизмами, либо смешенным способом. Регулирование расходов с помощью экономических методов позволяет создать необходимую основу для экономического суверенитета и финансовой безопасности субъекта Российской Федерации.
В области экономики последние десять лет имеются проблемы для регионов.
Во-первых, это большой объем внутреннего долга субъектов Российской Федерации. Решение вопроса о выплате внутреннего долга или о снижении его объема снизит риски финансовой безопасности субъектов Российской Федерации.
Во-вторых, это поиски резервов для экономического роста, в частности, привлечение инвестиций для решения данной проблемы [4, с. 192].
В решении вопроса привлечения инвестиций большую роль играет финансовое управление. До сих пор расходы бюджета в научной среде не рассматривались с точки зрения аспекта управления.
Расходы бюджета опосредованы процессами управления, начиная от разработки экономических показателей бюджета до кассового исполнения бюджета. От качества управления зависит исполнение бюджета по расходам по целевому признаку, признаку эффективности и другим критериям.
Сфера управления расходами бюджета представляет область с наибольшими рисками для финансовой безопасности регионов.
Министерство Финансов Российской Федерации каждый год ведет мониторинг качества финансового управления субъектов. На протяжении последних пяти лет в России есть группа субъектов - от 6 до 10, с низким качеством управления финансами, что свидетельствует о повышенных финансовых рисках и об отсутствии заинтересованность властей региона в повышении качества управления.
Аспект управления коррелируется с юридическим и экономическим аспектом. С точки зрения аспекта управления расходы бюджета представляют собой совокупность отдельных видов деятельности государственных органов, органов управления юридических лиц с государственным участием, направленных на упорядочивание и развитие государства в интересах выполнения стоящих перед ним задач и целей [1, с. 232].
Таким образом, рассмотрев расходы бюджета в трех аспектах, можно сделать вывод о том, что каждый из аспектов играет свою роль в повышении финансовой безопасности регионов. Исследование института расходов бюджета может дать дополнительные средства и методы для борьбы с угрозами финансовой безопасности регионов.