Статья:

ПРОДУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ ЭМПАТИИ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Конференция: XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»

Секция: 7. Психология

Выходные данные
Борисов Д.Д. ПРОДУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ ЭМПАТИИ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(34). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/6(34).pdf (дата обращения: 19.04.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОДУКТИВНАЯ И ДЕСТРУКТИВНАЯ РОЛЬ ЭМПАТИИ В СТРУКТУРЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

Борисов Денис Дмитриевич
магистрант, Кафедра нейро- и патопсихологии развития МГППУ, РФ, г. Москва

Эмпатия издавна интересовала ученых. Так, ещё Зигмунд Фрейд писал, что психолог должен учитывать психическое состояние пациента, ставить себя в это состояние и стараться понять его, сравнивая его со своим собственным.

Немаловажным является высказывание Адлера Альфреда об эмпатии. Он писал, что эмпатия происходит в тот момент, когда один человек говорит с другим. Невозможно понять другую личность, если одновременно не отождествлять себя с ней[1, с. 52].

Затем, более популярные теории эмпатии были высказаны современными психологами в рамках идеи об эмоциональном интеллекте (далее –ЭИ).

Так, один из самых известных представителей идеи об ЭИ, американский психолог и журналист ДаниэлГоулман включил эмпатию в структуру своих представлений об ЭИ, выделив ей если не самое важное, то наиболее почетное место в структуре ЭИ.

Каждый из нас опираясь на труды психологов различных школ и направлений привык видеть в эмпатии только положительное, продуктивное начало; такое начало, которое помогает каждому из нас выстраивать положительные межличностныеотношения и поддерживать социальные контакты. Однако, у эмпатии кроме положительных сторон есть и отрицательные стороны, которые будутрассмотренны в данной работе.

Как уже было сказано выше, одним из первых ученых, кто показал широким массам знание об ЭИ стал научный журналист ДэниелГоулман в своей книге «Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ». По Гоулману, эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих людей с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей [3, с. 544].

Эмпатия согласно представляениям Мещерякова Б.Г. и Зинченко В.П., это эмоциональная отзывчивость человека на переживания другого, разновидность социальных (нравственных) эмоций [7, с. 134].

Эмпатия бывает трех видов:

·      когнитивная - когда мы пониманием о чем говорит субъект;

·      эмоциональная - когда мы осознаем эмоции и чувства другого человека;

·      физическая — когда мы чувствуем физическое состояние субъекта, внутренне сопереживая ему.

Как же связана эмпатия с эмоциональным интеллектом?

В теории Гоулмана выделяют четыре главных составляющих EQ:

·     самосознание;

·     самоконтроль;

·     навыки отношений;

·     эмпатия.

Самосознание, как способность индивида понимать свои эмоции, поведение и иметь четкое представление о своих знаниях немыслимо без эгоцентрической эмпатии. Она помогает человеку с полной осознанностью относиться к своему внутреннему миру желаний, потребностей и ценностных установок.

Самоконтроль без чувства меры невозможен. Эгоцентрическая эмпатия позволяет контролировать человеком свое поведение за счет внутреннего вчувствования в самого себя [7, с. 134].

Навыки отношений способствуют поддержанию и развитию социальных связей за счет эмпатии, благодаря чему становится возможным адаптивное социальное взаимодействие.

В эмпатии наравне с продуктивными сторонами, существуют и деструктивные стороны.

Самая важная продуктивная форма эмпатии в межличностных отношениях выражается в поддержании межличностного взаимодействия индивидом и в сохранении связей.

В профессиональной деятельности, например, в маркетинге или в продажах продуктивная роль эмпатии выражается в возможности чувствовать потребность клиента и действовать в соответствии с запросом последнего.

В межличностных неформальных взаимоотношениях, например, на вечеринке, дружеской встрече или любом другом «не рабочем» мероприятии, эмпатия помогает лучше улавливать вербальные и невербальные маркеры собеседника и понимать тактику взаимодействия и общения с собеседником.

Гораздо сложнее определить роль эмпатии в общественных мероприятиях, т.к. в современной психологии нет теоретических систематизированных знаний о формах эмоционального отношения определенной массы людей к общественно-значимому событию. Для удобства понимания мысли автора, предлагаю ввести понятие о коллективном эмоциональном интеллекте.

Коллективный эмоциональный интеллект (далее - КЭИ) – это эмоциональное отношение определенной группы лиц на общественно-значимое событие.

Исходя из определения, такой группой лиц может выступать большая или малая социальная группа.

Таким образом, оперируя понятием о КЭИ, можно предположить существование некоего общего отношения социальной группы к определенному общественному событию.

ЭИ не существует вне эмпатии. Эмпатия составляет важнейшую часть ЭИ как об этом было сказано выше. В соответствии с этим представлением, эмпатия существует и в структуре КЭИ.

Как это работает и в чем выражается эмпатийное отношение общества к важным событиям?

В качестве примера действияКЭИ считаю необходимым привести трагическое событие, которое произошло в феврале 2016 года.

Утром 29 февраля в квартире одного из жилых многоквартирных домов по улице Народного Ополчения в ходе разведки и тушения пожара было обнаружено тело маленького с признаками насильственной смерти. Ребенку отрубили голову.

Установлено, что няня ребенка, гражданка одного из государств Средней Азии, дождавшись пока родители со старшим ребенком покинут квартиру, совершила убийство малолетнего, после чего подожгла квартиру и покинула место происшествия.

Общество крайне осудительно отнеслось к данному убийству, встретив его активной вербальной агрессией (что ярко выражено в комментариях в сети «Интернет») и сочувствием умершему ребенку.

В моральных ценностях современного цивилизованного общества стоит безусловное табу на убийство и причинение физического и психического вреда человеку. По этой причине в современном Уголовном кодексе РФ первым разделом Особенной части УК РФ описаны составы преступлений против жизни и здоровья человека.

КЭИ выступает против пренебрежения человеческой жизнью, что выражается в общественном осуждении всякого акта агрессии в отношении названного выше объекта – жизни.

Кроме всего прочего, КЭИ активизируется в момент непристойного поведения любого из членов общества, осуждая такое поведение.

Если непристойное поведение в обществе выражается в грубом нарушении общественного порядка, то по действующему УК РФ оно называется хулиганством и карается определенными неблагоприятными для субъекта преступления последствиями – санкциями.

КЭИ за счет эмпатии, присущей индивидуальному эмоциональному интеллекту личности, входящей в понятие общества, способствует одобрению либо порицанию тех или иных общественно-значимых событий.

Благодаря КЭИ и индивидуальной эмпатии личности формируются моральные нормы и ценности, влияющие на облик современного общества. Огромную роль в этом процессе играет эмпатия.

Но кроме положительных сторон у эмпатии существуют и отрицательные стороны.

В межличностных отношениях деструктивные стороны эмпатии выражаются в

·     форме психоэмоционального истощения личности;

·     дестабилизации продуктивной активности личности;

·     забвении личностью самой себя.

Каждая из названных форм деструктивного воздействия эмпатии взаимосвязаны друг с другом и в некоторой степени обуславливают возникновение другой формы деструктивного воздействия.

Психоэмоциональное истощение личности из-за пагубного воздействия эмпатии происходит чаще всего у сотрудников помогающих профессий при том условии, что личность обладает слишком подвижной нервной системой и повышенным преобладанием чувства над другими психическими функциями (по Юнгу).

В свою очередь, психоэмоциональное истощение личности часто приводит к дестабилизации продуктивной активности личности. В таком состоянии грубого психоэмоционального истощения трудовая, игровая, учебная деятельность понижаются в своей результативности и не позволяют личности достигнуть необходимых результатов от деятельности, вытекающих из «Я-концепции» индивида.

Ярким примером деструктивного воздействия вчувствования в проблему другого человека выступает Пьер из небезызвестного романа Л.Н. Толстого «Война и мир». По роману, Пьер обладаеттонкой нервной системой слабой выдержкой, высоким уровнем тревожности и, вместе с тем, эмпатийного восприятия. Все это заставляет представлять Пьера как личность, с ярко выраженной тревожной акцентуацией характера [4, с. 99].

Нередко вышеназванные качества Пьера обуславливали его мягкотелость в отношениях с людьми и делали его менее приспособленным к внешним реалиям, нежели чем других людей.

Следующей формой деструктивного воздействия эмпатии является забвение личностью самой себя по причине сильного сострадания другому человеку.

Каждому из нас, наверное, доводилось встречаться с человеком, который из-за сильного сострадания забывает о себе, теряет любовь к своей самости и полностью переключается на мир другого индивида со всеми его проблемами, победами и заботами. Такая форма эмпатийного восприятия не является положительной для личности из-за того, что она приводит к торможению личностного роста.

Чаще всего описываемая форма эмпатии свойственна религиозным и влюбленным людям.

В общественно-значимых мероприятиях деструктивная форма эмпатии выражается в контагиозности эмоций.

Контагиозность эмоций в самом упрощенном понимании - это эмоциональное заражение толпы [2, с. 102].

Гюстав Лебон, один из исследователей психологии масс, писал, что тысячи индивидов, отделенных друг от друга, могут в известные моменты подпадать одновременно под влияние некоторых сильных эмоций или какого-нибудь великого национального события и приобретать, таким образом, все черты одухотворенной толпы[5, с. 20].

На взгляд автора, механизм контагиозности эмоций основан прежде всего на эмпатии и на эмпатийном восприятии, которые впускают заражение эмоциональным состоянием толпы в психику «заразившейся эмоцией» личности.

Из-за такого заражения эмоциями чаще всего возникают необдуманные действия толпы, некоторые личности в такой ситуации становятся более агрессивными, заражая своей агрессией других людей. Все это деструктивно влияет на психоэмоциональную и физическую целостность личности, а так же на внешний облик общества.

По сути, эмпатия в этом случае служит разрушительным началом для личности и влияет на протекание неблагоприятных процессов в организме последней.

Подводя итог всему вышесказанному, следует сделать вполне справедливый вывод о безграничной значимости эмпатии в структуре эмоционального интеллекта. Причем эмпатия, как системный элемент индивидуального эмоционального интеллекта и коллективного эмоционального интеллекта выполняет как продуктивную роль, способствующую объединению людей и взаимопониманию между ними, так и деструктивную роль, разрушающую личность и общество изнутри.

 

Список литературы:
1. Альфред А. Наука о характерах: понять природу человека. – М.: Академический Проект; Парадигма, 2013. – 253 с.
2. Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл, 2016. – 672 с. 
3. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2015 – 544 с.
4. Гиппенрейтер Ю.Б. У нас разные характеры…Как быть? – М.: АСТ, 2014 – 256 с.
5. Лебон Г. Психология толп. – М.: ИП РАН, 1998 – 254 с. 
6. Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь. СПб: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009 – 811 с.