ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Секция: 10. Юриспруденция
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XXXV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: гуманитарные науки»
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА
Финансовое право представляет совокупность определенных юридических норм, основной задачей которых является регулирование общественных взаимоотношений, возникающих в момент образования и распределения денежных ресурсов органами государственной власти (а также местными органами) в процессе реализации основных задач их деятельности.
Предмет науки финансового права не ограничивается только изучением собственно отрасли финансового права. Одновременно необходимо рассмотрение той сферы общественных отношений, которую данная отрасль права регулирует.
Среди европейских ученых финансовую науку разрабатывали А. Вагнер, Э. Сакс, К. Менгер, Ф. Нити, Л. Косс, А. Питу, К. Маркс, К. Т. Эеберг. Существенный вклад в развитие теории финансового права внес известный немецкий ученый Г Еллинек, чья работа «Бюджетное право» была издана в России в 1906 г. В этой работе ученый определил бюджет как централизованный финансовый фонд государства, который создается на основе парламентского закона и направлен на удовлетворение индивидуальных и национальных интересов.
Во Франции наиболее известная работа по финансовому праву была опубликована Г. Жезом «Общая теория бюджета», которая в 1930 г. вышла в свет в нашей стране. Ученый критически оценивал деятельность представительного органа власти в процессе разработки и принятия бюджета. Таким образом, проблема может быть выражена в следующих словах: парламент расточителен, некомпетентен и безответственен. Во второй половине двадцатого века идеи Г Жеза будет развивать Поль Годме.
Наука о финансах в России развивалась на европейском уровне, и ее рекомендации учитывались не только в политике государства до Октябрьской революции, но и вплоть до 30-х годов XX века [1, с. 317-333].
Камералистика преподавалась в ряде российских университетов (Санкт-Петербург Казань, Харьков) на отделениях камералистики юридических факультетов, просуществовавших до 1863 г., что имело целью подготовку специалистов в хозяйственной и административной области.
Одним из известных и значимых трудов начала XIX века является работа Н. И. Тургенева (1789–1871 гг.) «Опыт теории налогов» (1818 г.) В основе этой работы лежат, и это отмечали современники, основные достижения западноевропейской науки о финансах. Так, в первой главе о происхождении налогов Н. И. Тургенев делает вывод о том, что существование налогов служит «признаком образованности» государства. «По способу назначения, распределения и собирания налогов можно судить о сведениях, распространенных в народе; по количеству собираемых налогов — о богатстве его: две главнейшие черты, означающие образованность и просвещение». Подчеркивая объективный характер существования налогов в обществе, в работе дается их следующее определение: «Налоги суть средства к достижению цели общества или государства, т.е. той цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств». Основываясь на этом определении, автор выделяет такой признак налогообложения, как согласие народа на взимание налогов [4, с. 463].
Наиболее значимым трудом в европейской финансовой науке, посвященном проблематике государственного кредита и государственного долга как его следствия, признается работа М. Ф. Орлова (1788–1842 гг.) «О государственном кредите» (1833 г.). Несмотря на то, что работа была опубликована в период проводимой министром финансов Е. Ф. Канкриным финансовой реформы, но и до настоящего времени М. Ф. Орлов признается основоположником учения о государственном кредите.
Оригинальна структура работы, состоящая из первой главы, посвященной общим рассуждениям о теории государственного кредита, второй главы, названной «Франция (опыт отрицательный)», и третьей главы — «Англия (опыт положительный)».
Особое значение имеют выводы автора о понятии государственного кредита. Подчеркивая, что «кредит вообще есть не что иное, как изобретенный способ для удобнейшего обмена ценностей», М. Ф. Орлов делает принципиальное заключение о том, что «кредит разделяется на кредит частный и кредит публичный, или государственный». Предлагаемое деление позволило сформулировать их отличительные черты и охарактеризовать государственный кредит как публичный по своей сути. Рассматривая государственный кредит как важнейший источник государственных доходов наряду с налогами, автор показывает, с одной стороны, взаимосвязь и взаимообусловленность названных источников при их использовании в реализации финансовой политики в стране: «Вся наука финансов состоит в том, чтоб оба сии средства... поставить в совершенное равновесие таким образом, чтоб налоги не вредили кредиту, а кредит облегчал налоги», а с другой — обосновывает их принципиальные отличия
С. И. Иловайским издан учебник финансового права, который многократно переиздавался (пятое посмертное издание было осуществлено в 1912 г) [2, с. 58].
Первая глава носила общий характер и была посвящена характеристике финансового хозяйства и финансовой науки, включая историю ее развития за рубежом, а также в России. Последующие главы с позиций сегодняшнего уровня развития науки можно отнести к Особенной части финансового права: государственные расходы, государственное бюджетное (и финансово-законодательное) устройство, государственное финансово-административное устройство, государственное кассовое устройство, государственное финансовое (-счетное, -отчетное) — контрольное устройство.
Как отмечалось ранее, значительное влияние на развитие науки финансового права оказало издание курса финансового права немецкого профессора К. Эеберга. Для него характерно следующее. Во введении дается общая характеристика финансов, государственного управления финансами, финансовой науки и ее история.
Изложение курса начинается с первой части, посвященной государственным расходам, и эта традиция будет продолжена в российской финансовой науке. Вторая часть посвящена общему пониманию государственных доходов, различным их видам, включая налоги. Третья часть посвящена учению об организации финансового управления и о задолженности, включая вопросы государственного кредита, долга, денежного обращения и др.
Структура курса финансового права, читаемого И. И. Янжулом, традиционна для того времени. Вступление, иными словами, Общая часть финансового права включает такие принципиальные по своему значению вопросы, как: значение и сущность финансовой науки, ее место среди других наук, ее система, а также история развития.
Первым учебником по финансовому праву в России можно назвать работу И.Я. Горлова «Теория финансов» Собственно, произведение И.Я. Г Орлова не было первым в России трудом, посвященным финансовым вопросам. Иван Яковлевич адресует свою книгу не только университетским слушателям, но и чиновникам, а также всем образованным людям с целью ознакомления российской читающей публики с финансово правовыми проблемами.
Данная отрасль права, как и все остальные, имеет предмет, собственные методы, основные понятия и нормы, закрепленные законодательно. Предметом финансового права выступают возникающие в момент образования и перераспределения денежных фондов общественные отношения. Говоря простым неюридическим языком, государству для реализации его основных функций необходимы финансовые ресурсы, то есть деньги. Отношения в обществе, возникающие в результате образования и перераспределения этих денежных средств, и являются основным предметом регулирования отрасли финансового права.
Само понятие «финансовое право» имеет два основных аспекта. Во-первых, это отрасль такой науки, как правоведение, и, во-вторых, отрасль общего российского права. Как наука финансовое право изучает основные нормы, которые регулируют взаимоотношения различных институтов власти и людей в процессе ведения их финансовой и экономической деятельности. Когда мы говорим о финансовом праве как о составной части общего российского права, мы подразумеваем под ним совокупность норм, выступающих основным регулятором взаимоотношений людей и государственных институтов в процессе ведения ими их финансовой деятельности.
Нормы финансового права – комплекс определенных правил поведения, принятых в общественных взаимоотношениях государственных органов власти и людей, основанных на образовании и использовании основных денежных фондов. Нормы, как правило, устанавливаются самим государством, являются общепринятыми для всех участников, возникающих в процессе распределения денежных средств, и закрепляют юридические права этих самых участников. Финансовое право имеет тесную взаимосвязь с конституционным правом, охватывающим деятельность государства в целом и являющимся ведущей отраслью в системе российского правоведения.
Основная цель методов финансового права заключается в недопущении нарушения его основных норм и правил. Достигается это при помощи административно-правового и гражданско-правового способов. Российское финансовое право имеет несколько источников:
Так как финансовые правовые нормы устанавливаются государством, система финансового права состоит из 2 частей – общей части и особенной.
Общая часть включает в себя нормы, регулирующие и описывающие общие формы, принципы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, которые осуществляют эту деятельность, правовое положение органов и положение субъектов финансовых отношений. К общей части также имеют отношение вопросы управления финансовым контролем и те принципы, которые лежат в основе зарубежных институтов финансового права.
В особенной части описываются институты финансового права в четкой последовательности. Здесь установлено, что основным является институт бюджетного права. Именно бюджетная система аккумулирует все главные государственные финансовые ресурсы, обеспечивающие деятельность власти. Существуют также внебюджетные денежные фонды, которые тоже относятся к централизованным финансам. Отметим, что правовые институты, которые регулируют отношения в данной сфере, считаются основными и выделяются на фоне остальных финансово-правовых институтов.
Так как система финансового права основана на бюджете, то есть доходах и расходах государства, в этой области существует свой институт – институт государственных доходов. Он располагает нормами, которые регулируют налоговые отношения физических и юридических лиц. Доходы государства включают в себя институты, которые объединяют правовые и финансовые нормы, регулируют децентрализованные денежные фонды, а также нормы, касающиеся государственного страхования и кредитования.
Чтобы финансовая система государства нормально функционировала, следует не только аккумулировать доходы в фонды денег, но и грамотно их расходовать. Так, следующий правовой институт – институт расходов государства, к которому относится банковское кредитование, бюджетное финансирование, государственный долг и страхование [3, с. 14].
Подводя итог, следует отметить, что система финансового права – своеобразное отражение существующей в государстве единой финансовой системы. В ее общей части закреплены основные явления и понятия государственной финансовой деятельности, особенности правовых норм в финансовых отношениях, финансово-правовые институты. Особенная часть характеризует эти институты в определенной последовательности.