Статья:

Основные проблемы здравоохранения в зарубежных странах

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Пичугина В.В. Основные проблемы здравоохранения в зарубежных странах // Естественные и медицинские науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_nature/1(12).pdf (дата обращения: 19.09.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Основные проблемы здравоохранения в зарубежных странах

Пичугина Василисса Владиславовна
магистрант, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, РФ, г. Рязань

 

Main health care problems in foreign countries

 

Vasilissa Pichugina

undergraduate, Ryazan State University named for S. A. Yesenin, Russia, Ryazan

 

Аннотация. В статье рассматриваются  существующие в мире системы здравоохранения. Показаны возникающие в них сложности в условиях экономического кризиса. Особое внимание обращается на проблемы в здравоохранении Великобритании  и США.

Abstract. The article deals with the existing health care systems in the world. The difficulties arising in them in the conditions of economic crisis are shown. Particular attention is drawn to the problems in the health care of the UK and the USA.

 

Ключевые слова: система здравоохранения; проблемы в здравоохранении; типы систем здравоохранения; медицинские учреждения; международные стандарты.

Keywords: health care system; problems in the health care system; types of health care system; medical institution; international standards.

 

На протяжении многовековой истории развития зарубежного здравоохранения повышение качества медицинской помощи оставалось актуальной и сложной проблемой,  решение которой определялось проводимой в каждой стране политики в организации здравоохранения и предоставления медицинской помощи и услуг населению.

В разных странах сформировались различные системы здравоохранения. Их типология определяется как политическим, так и социально-экономическим устройством государств. При этом нет ни одной страны, которую бы полностью удовлетворяла собственная система охраны здоровья. Используя в оценке различные критерии, которые охватывают медико-санитарные особенности и национально-исторические, источники финансирования и прочее, большинство исследователей выделяет девять моделей систем здравоохранения. Однако, с точки зрения организационно-финансовых особенностей, экспертами Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) выделено три основных типа систем здравоохранения [14, с.34]:  преимущественно государственная (система Бевериджа), в большей степени страховая (система Бисмарка) и преимущественно частная (американская или система частного страхования).

Система Бевериджа,  основанная на финансировании из государственного бюджета, существенно ограничивает  рыночные отношения между врачом и пациентом. На сегодняшний день она действует в Великобритании,  Греции,  Дании, Ирландии, Италии, Испании, Канаде, Кубе, Китае,  Норвегии, Швеции, Португалии и Финляндии.

Система Бисмарка, основывающаяся на финансировании организации здравоохранения в основном за счёт обязательного социального страхования на случай болезни,  введена в Германии, Люксембурге, Австрии, Франции, Бельгии, Швейцарии, Нидерландах и Японии.

Система  платной  практики наиболее чётко представлена здравоохранением США, а также принята в большинстве африканских и латиноамериканских государствах.

В 2012 году 53 государства-члена Европейского региона  ВОЗ  приняли политику «Здоровье-2020» – новую общую основу европейской политики в области здравоохранения. Данная политика поддерживает действия государства и общества, которые направлены на то, чтобы улучшить здоровье и повысить уровень благополучия населения, сократить неравенства, укрепить общественное здравоохранение, а также обеспечить наличие систем здравоохранения, ориентированных на нужды людей, характеризующихся высоким качеством помощи и соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости и устойчивости [12].

В США, Канаде и странах ЕС улучшение качества медицинской помощи признано национальной задачей, для решения которой в настоящее время проводится комплекс мероприятий, финансируемых правительствами этих стран [13, с.3].

Сектор здравоохранения и социальной помощи является одним из крупнейших секторов в Европе, в котором занято около 10 % рабочих ЕС [2]. Значительная доля медицинских работников работает в больницах. Государственный сектор финансирует 76% общих расходов на здравоохранение. Однако, одной из главных проблем медицинских учреждений в ЕС, как и всей европейской системы здравоохранения, является недостаточное финансирование. Существуют две причины увеличения расходов: политика правительства и изменение образа жизни.   

В Великобритании подавляющая часть (95%) медицинских учреждений принадлежит государству и действует централизованная Национальная служба здравоохранения (National Health Service – NHS). Данная система финансируется за счёт налогов и национальных страховых выплат. Национальная служба здравоохранения разрабатывает политику, и контролируют все операции, связанные с медицинским обслуживанием.           Такого рода центральный орган позволяет правительству Великобритании установить больший контроль над своей системой здравоохранения, поэтому вся структура здравоохранения в Великобритании вращается только вокруг модели NHS. Европейские граждане, а также граждане тех стран, которые имеют двусторонние соглашения о здравоохранении, такие как Австралия и Новая Зеландия, могут бесплатно получить доступ к NHS.

В 2015 году расходы на здравоохранение в Великобритании выросли до 9,9% доли ВВП, что в среднем по ЕС, и составляет 3 080 евро на душу населения. Так, по расходам на здравоохранение Швеция, инвестирует 12% своего годового ВВП. Большинство же других стран тратят около 9%, а Финляндия тратит менее 7% своего валового национального продукта на здравоохранение, что является одним из самых низких среди стран-членов ЕС [6].

Государственное здравоохранение Великобритании переживает острый финансовый кризис. Чтобы сократить медицинские расходы, правительство Великобритании сокращает доступ к специализированной помощи и многим дорогим лекарствам, а также урезает зарплату врачам. По официальным оценкам к 2021 году будет дефицит в финансировании NHS в размере 30 миллиардов фунтов стерлингов [7].

Также в Великобритании наблюдается нехватка медицинских кадров. Национальная служба здравоохранения зависит от международного набора медицинских кадров: 10% врачей и 4% медсестер – из стран ЕС. Несмотря на увеличение общего числа врачей и консультантов за 2010-2016 годы более чем на 20%, по-прежнему ощущается дефицит медработников, оказывающих первичную медицинскую помощь и медсестер [5].

Подводя итог, можно констатировать, что в  системе Бевериджа  министерство здравоохранения должно бороться с другими областями политики за свою долю налоговых поступлений. Кроме того, демографические изменения приводят к увеличению нагрузки на налоговые поступления как количественные (увеличение числа пожилых людей), так и качественные (более дорогие медицинские  услуги и технологии).

В системе Бисмарка из-за демографических изменений возникает проблема  поддерживать постоянно растущее число пенсионеров, которые уже не платят страховые взносы. Кроме того, из-за финансовых сокращений компаний, вызванных экономическим кризисом, происходит резкое  повышение уровня безработицы, в результате этого в страховую систему стало поступать меньше денежных вкладов работников.

Ещё одна проблема медицинских учреждений – недостаточность высококвалифицированного персонала. Связано это с тем, что сектор здравоохранения часто предлагает плохие условия труда  и низкую оплату. Что уже привело к значительной мобильности работников как внутри  ЕС, так и за его пределами, а в будущем может усугубить нехватку квалифицированных кадров [2]. Таким образом, текущая и растущая нехватка персонала и ограниченные ресурсы, скорее всего, приведут:

Во-первых, непропорциональному соотношению медицинских работников к пациентам, руководства к врачам и медсестрам, работающим  длительные смены (более 12 часов). Так, медсестры, работающие длинные смены, испытывают хроническую усталость от трудовой деятельности и не в состоянии обеспечить необходимый  уровень обслуживания. При недостаточности кадров, возникнут сложности в поддержании необходимого соотношения персонала и больных для предоставления высокого уровня медицинских услуг.

Во-вторых, более высокие ожидания и нереалистичные требования, так как врачи и медсёстры из-за недостатка времени будут спешить, чтобы обеспечить хороший уход.

К тому же, во всех странах, имеющих социализированную систему здравоохранения, неразрешимой проблемой является долгое время ожидания медпомощи в очереди. Так, в августе 2017 года  NHS заявил о том, что «рекордное количество пациентов может потерять свои жизни, если время ожидания и нехватка кроватей останутся на сегодняшнем уровне» [11].

Таким образом, в Европе здравоохранение едва ли покрывает свои расходы.  Отсюда вытекает основная задача – найти способ сбалансировать бюджеты стран и сдерживающие расходы. Если это не будет сделано, то средств для оплаты систем здравоохранения,  действующих в Европе, будет не достаточно.

До недавнего времени основа организации здравоохранения в США представляла собой частный рынок медицинских услуг, находящихся под сильным влиянием определённых компаний. Поэтому такая система здравоохранения в основном зависела от предпринимательской структуры и сводилась к минимуму с точки зрения государственного управления этой отраслью. Поскольку частное медицинское страхование не решает проблем доступности лечения для многих групп населения США, государство было вынуждено пойти на расширение своего участия в финансировании здравоохранения. В связи с этим в 1965 году были учреждены национальные программы медицинского страхования – Medicare (национальная программа страхования жизни пожилых) и Medicaid (национальная программа страхования жизни малоимущих граждан).  Их целью стало оказание помощи малоимущим, пенсионерам, ветеранам войн и другим категориям граждан, являющихся социально незащищенными.

Программа  Medicaid действует при активной поддержке федерального правительства, а также правительства каждого из штатов. Совсем другая линия финансирования у программы Medicare. Эта программа полностью существует на средства, отчисляемые с налога на прибыль корпораций, прогрессивного подоходного налога и налога с фонда заработной платы.

В 2014 году, с целью реформирования системы здравоохранения,  вступил в силу  Закон о защите пациентов и доступной медицинской помощи (The Patient Protection and Affordable Care Act), который получил название Obamacare.  Основной смысл реформы был прост: сделать медицинскую помощь всеобщей за счёт охвата страховкой всего населения США. При этом Закон налагал штраф на тех, кто не имел страховой полис. Этот закон направлен на перераспределение доходов людей, которые редко обращаются к врачу, к тем, кто чаще в этом нуждается. Благосостояние покупателей страховок во внимание не принимается, поэтому растущая стоимость полисов и обязательное его приобретение стали главными источниками жалоб пациентов и основным  аргументом противников реформы. 

Однако по иску 20 штатов, которые требовали отменить закон Obamacare, Федеральным судом в штате Техас  было принято решение об отмене реформы системы здравоохранения  Obamacare, т.к. суд признал данную реформу неконституционной. В поданном иске говорилось, что отмена штрафа за отсутствие медицинской страховки лишила смысла весь закон [10]. 

Также сильное давление на медицинскую систему США оказывает большой демографический сдвиг, поскольку «бэби-бумеры» стали достигать пенсионного возраста [3]. Так, на сегодняшний день расходы на медицинские услуги для людей старше 45 лет в 8,3 раза превышают расходы тех, кому меньше 45 лет [4]. К тому же, пожилое население быстро увеличивает спрос на медицинские услуги, несмотря на жёсткие бюджеты и сокращение рабочей силы. Все эти факторы оказывают давление на заработную плату и условия труда [8]. Несмотря на вмешательство правительства, которое пытается предотвратить эту проблему, сумма, которую Соединенные Штаты тратят на здравоохранение, остается большой [1]. Например, в 2016 году расходы на здравоохранение в США выросли на 4,3% и составили $3,3 трлн., что составляет 10 438 долларов США на человека [9].

Таким образом, растущий классовый разрыв приводит к увеличению числа людей, которые не страхуются и не получают медицинскую помощь, так как они боятся, что медицинские расходы вырастут в долги.

 
Список литературы:
1. Brink Susan What Country Spends The Most (And Least) On Health Care Per Person? [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://www.npr.org/sections/goatsandsoda/2017/04/20/524774195/what-country-spends-the-most-and-least-on-health-care-per-person (Дата обращения: 20.11.2018).
2. Current and emerging issues in the healthcare sector, including home and community care. European Risk Observatory Report // European Agency for Safety and Health at Work. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://osha.europa.eu/en/tools-and-publications/publications/reports/current-and-emerging-occupational-safety-and-health-osh-issues-in-the-healthcare-sector-including-home-and-community-care (Дата обращения: 06.07.2018).
3. Kessler Glenn Do 10,000 baby boomers retire every day?// The Washington Post. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://www.washingtonpost.com/news/fact-checker/wp/2014/07/24/do-10000-baby-boomers-retire-every-day/?noredirect=on&utm_term=.a1fa17fbf426 (Дата обращения: 20.11.2018).
4. Malcolm J Prowle, Namara Arthur Araali Meeting the escalating demands for health and social care services of elderly populations in developing countries: a strategic perspective// American Journal of Medical Research. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://eprints.glos.ac.uk/4723/1/costs%20of%20ageing.pdf (Дата обращения: 20.11.2018).
5. NHS cancels 14% of operations at last minute, research finds // The Guardian. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://www.theguardian.com/society/2018/sep/07/nhs-cancels-14-of-operations-at-last-minute-research-finds (Дата обращения: 20.11.2018).
6. Overview of the Healthcare System in Finland. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://healthmanagement.org/c/imaging/issuearticle/overview-of-the-healthcare-system-in-finland (Дата обращения: 24.07.2018).
7. State of Health in the EU United Kingdom: Country Health Profile 2017. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://ec.europa.eu/health/sites/health/files/state/docs/chp_uk_english.pdf (Дата обращения: 26.07.2018).
8. The drugs wear off// The Economist. [Электронный ресурс] – URL: https://www.economist.com/united-states/2014/06/14/the-drugs-wear-off (Дата обращения: 20.11.2018).
9. The Rising Cost of Health Care by Year and Its Causes. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://www.thebalance.com/causes-of-rising-healthcare-costs-4064878 (Дата обращения: 20.07.2018).
10. В США суд отменил ключевую реформу здравоохранения Obamacare. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: https://ria.ru/20181215/1548027953.html (Дата обращения: 19.12.2018).
11. Гуревич Г. Единый страховой плательщик – система нормирования медицинских услуг. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://kstati.net/edinyj-strahovoj-platelshhik-sistema-normirovaniya-meditsinskih-uslug/ (Дата обращения 20.11.2018).
12. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе, 2015 г. Целевые ориентиры и более широкая перспектива – новые рубежи в работе с фактическими данными. [Электронный ресурс] – Режим доступа. URL: http://go-veg.ru/Books/EHR_High_RU_WEB.pdf  (Дата обращения: 06.07.2018).
13. Трифонова Н.Ю., Габриелян А.Р., Касапов К.И. Оценка качества медицинской помощи в лечебно-профилактических учреждениях на современном этапе // Социальные аспекты здоровья населения. –2013. –№5. – C.1-7. 
14. Хальфин Р.А., Таджиев И.Я. Организация здравоохранения в США. Часть 1 // Менеджер здравоохранения. – 2012. – №9. – C. 35-47.