РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ВРАЧЕЙ АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГОВ И БЕРЕМЕННЫХ О КАЧЕСТВЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Секция: 4. Медицинские науки
II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ВРАЧЕЙ АКУШЕР-ГИНЕКОЛОГОВ И БЕРЕМЕННЫХ О КАЧЕСТВЕ РАБОТЫ СЛУЖБЫ СКОРОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
На современном этапе развития здравоохранения скорая медицинская помощь (СМП) является социально значимой службой и самым массовым видом медицинской помощи [2]. В современных условиях повышения роли репродуктивного здоровья населения первостепенное значение приобретают вопросы оказания экстренной медицинской помощи на догоспитальном этапе беременным женщинам. Нормативными документами ряда стран служба СМП призвана оказывать в кратчайшие сроки медицинскую помощь беременным в зависимости от их состояния и тяжести заболевания. В то же время обеспечение населения качественной скорой медицинской помощью является одной из актуальных и сложных задач в системе современного здравоохранения. В поиске новых подходов к повышению качества оказания медицинской помощи изучение общественного мнения становится одним из критериев оценки деятельности лечебно-профилактического учреждения.
Целью исследования явилась оценка результатов социологического опроса врачей акушер-гинекологов и самих пациентов (беременные женщины) о качестве работы службы СМП. Было проведено анкетирование 35 врачей акушер-гинекологов, работающих в гинекологических отделениях поликлиник, родильных домах г.Караганды, и, осуществляющих свою работу во взаимодействии со службой СМП. А также проведено анкетирование у 131 женщин, доставленных областной станцией скорой медицинской помощи г. Караганды в стационар областной клинической больницы и родильные дома. И медицинскому персоналу, и женщинам для получения информации о состоянии качества медицинского обслуживания, были предложены анкеты, состоящие из 3 частей. Содержание первой части анкеты было направлено на оценку удовлетворенности работой службы СМП по 10-балльной визуально-аналоговой шкале (ВАШ — шкале). Во второй части анкеты респондентам было предложено изложить на их взгляд 3 слабые стороны службы СМП, касающиеся беременных женщин. Третья часть анкеты содержала их рекомендации по улучшению работы СМП.
Результаты анкетирования показали, что средний балл удовлетворенности врачей акушер-гинекологов качеством работы службы СМП, составляет 4,8. Удовлетворенность работой медицинского персонала СМП среди беременных имеет более высокую степень — 8,6 баллов. Однако определяющую роль, в неудовлетворенности опрашиваемых сыграло время прибытия выездной бригады или время ее ожидания. Так, 38 беременных (29 %) и 16 врачей (45,7 %) было неудовлетворенно временем ожидания СМП. Временной интервал в течение которого прибыла бригада составил от 25 до 45минут, когда нормами оперативности определен регламент — 15 минут при 1—3 категории срочности [3]. Согласно Приказу Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от 16 августа 2001 года № 756 «О мерах по совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению Республики Казахстан» оперативность и своевременность помощи являются основными принципами в работе СМП. С этой целью во многих странах основным критерием определения места расположения станций СМП является возможность прибытия бригады в любую точку закрепленной территории не позднее 15 минут [3; 4; 5].
Оперативность бригад СМП — это основное требование, предъявляемое к деятельности выездных бригад. Большое значение в структуре служб СМП приобретает оперативный отдел, от организованности и распорядительности которого зависит вся работа станции. Так, старший в бригаде (врач или фельдшер) должен обеспечивать выезд бригады в течение одной минуты после получения вызова. Но следует отметить, что длительность ожидания бригады СМП может быть связана с различными факторами. Так, вызовы некоторой части населения носят необоснованный характер, в результате чего для экстренных ситуаций остается меньше свободных бригад. Кроме этого, проведенные исследования показывают, что до 80 % вызовов составляют терапевтические заболевания, хронические. Скорая обслуживает в 4 раза больше хронических заболеваний, чем поликлиника (больные с бронхиальной астмой чаще обращаются в СМП, чем в поликлинику) [1].
Длительное ожидание СМП связано и с недостаточностью выездных бригад. Согласно приказу Агентства Республики Казахстан № 756 от 16 августа 2001 г. «О мерах по совершенствованию скорой и неотложной медицинской помощи населению Республики Казахстан» на каждые 10 000 обслуживаемого населения должна создаваться одна выездная бригада скорой медицинской помощи. Из этого следует, что на станции скорой медицинской помощи должны быть задействованы 47 бригады. Работающие в настоящее время 39 выездных бригад испытывают нагрузки, что сказывается на качестве оказания медицинских услуг. Необходимо отметить, что с каждым годом увеличивается количество обращений населения за СМП (в 2011 г — 191309, в 2012 г — 200094), при этом количество выездных бригад остается прежним — 39.
Другим параметром оценки выездных бригад явилось качество оказываемой помощи. Как показывают результаты, этот вопрос в большей степени интересует врачей акушер-гинекологов. Половина врачей (48,5 %) констатируют незнание или невыполнение медицинского персонала СМП приказа о регионализации перинатальной помощи [6]. Стратегия регионализации в Казахстане реализовывается согласно мировому опыту в целях повышения доступности и качества оказания перинатальной помощи. Регионализация — это распределение организаций охраны материнства и детства по трем уровням оказания перинатальной помощи, обеспечивающая роды женщинам в учреждениях, соответствующих степени риска их беременности или родов. Принцип регионализации позволяет заблаговременно направлять беременных из групп высокого риска в медицинские организации более высокого уровня. При этом особая роль возлагается на службы экстренной помощи. Из 35 опрошенных врачей, 4 (11,4 %) отметили недостаточный уровень профессиональных навыков среди врачей и фельдшеров. По-мнению гинекологов, в критических ситуациях беременным оказывалась неквалифицированная медицинская помощь. 8,5 % гинекологов (3) говорят о недооценке бригадами риска возникновения осложнений. 3 врача (8,5 %) констатируют неверное выставление диагноза.
Среди беременных лишь 8 респонденток (6 %) были неудовлетворенны деятельностью специалистов (на их взгляд, «неправильное измерение артериального давления», «отсутствие помощи при повышении температуры», «не смотрят обменную карту» и др).
Одной из актуальных проблем на настоящий момент остается проблема материально-технического оснащения выездных бригад. Данные анкетирования показали, что для беременных крайне важно состояние и комфортабельность машин. Так, 31 беременных (24 %) были неудовлетворенны условиями транспортировки и предъявляли жалобы на то, что машины СМП были холодные. 25 беременных (19 %) обратили внимание на отсутствие щадящей транспортировки, что связывали с изношенностью санитарного автотранспорта. Для врачей данный вопрос был менее важен, поскольку лишь один врач (2,8 %) отметил плохое состояние транспортных средств.
16 беременных женщин (12 %) и 3 акушер — гинеколога (8,5 %) отметили грубое, нетактичное отношение медицинского персонала.
Таким образом, анализ результатов анкетирования показал, что удовлетворенность беременных качеством работы СМП в большей степени зависит не от проведенных медицинских мероприятий, а от факта быстрого приезда СМП, комфортной транспортировки в стационар и вежливого, тактического обращения со стороны медицинского персонала. Для врачей акушер — гинекологов, осуществляющих свою работу во взаимодействии со службой СМП, удовлетворенность работой СМП находится в прямой зависимости от уровня подготовки медицинского персонала выездных бригад и, в первую очередь, от квалификации и профессионализма врача фельдшера.
Полученная социологическая информация об уровне удовлетворенности оказываемой медицинской помощи позволила выявить имеющиеся недостатки в работе службы СМП. В процессе приятия управленческих решений по улучшению работы СМП важную роль играет совокупность всего вышесказанного.
Список литературы:
- Дерновой А.Г. Здравоохранение Казахстана — вчера, сегодня, завтра: материалы III съезда врачей и провизоров Республики Казахстан. Астана, 2007. — 3—9 с.
- Кравчук Д.А. Пути оптимизации работы скорой медицинской помощи на основе внедрения системы сбалансированных показателей: Автореф. дис.канд. мед. наук. — Хабаровск, 2011. — С. 6
- Постановление Правительства Республики Казахстан. Об утверждении Правил оказания скорой медицинской помощи и медицинской помощи в форме санитарной авиации: утв. 5 декабря 2011 года, № 1463
- Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь. Инструкция о порядке организации деятельности службы скорой медицинской помощи: утв. от 12 октября 2009 года, № 110
- Приказ Министерства Здравоохранения Российской Федерации. О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации: утв. 26 марта 1999 года, № 100
- Приказ и. о Министра здравоохранения Республики Казахстан. О регионализации перинатальной помощи в Республике Казахстан: утв. 21 декабря 2007 года, № 746.