Статья:

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ФИЗИКЕ

Конференция: II Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 2. Информационные технологии

Выходные данные
Дворянкина Н.Н., Асанов Т.Л. СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ФИЗИКЕ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. II междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(2). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/2.pdf (дата обращения: 16.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЗДАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА ПО ФИЗИКЕ

Дворянкина Наталья Николаевна
студент Лянторского нефтяного техникума (филиала) Югорского государственного университета
Асанов Тимур Ленурович
студент Лянторского нефтяного техникума (филиала) Югорского государственного университета
Алексеев Владимир Анатольевич
научный руководитель, научный руководитель, преподаватель информатики и вычислительной техники

Цели:

1.  Изучить теоретический курс дисциплины «Физика».

2.  Разработать программный продукт: электронный учебник «Физика».

Назначение: Электронный учебник «Физика» служит дополнительным материалом для самостоятельного изучения студентами дисциплины «Физика».

Задачи:

·     повышения эффективности учебных занятий за счет использования электронного учебника «Физика»;

·     провести  анализ и изучить возможности современных программных средств для создания электронного учебника;

Методы и приемы:

1.  исследовательский метод;

2.  практический эксперимент;

3.  метод проектов;

4.  анализ практических заданий;

5.  обучение с использованием компьютерных программ;

6.  практическое исследование.

Образование на протяжении всей жизни является непрерывным процессом, стимулирующим людей и позволяющим им овладевать нужными знаниями, ценностями, навыками, пониманием, которые требуются по ходу жизни.

Современное образование строится, как известно, на основе классно-урочной системы. Ее возникновение было вызвано потребностью общества в массовом образовании с одной стороны, и нехваткой материальных и людских ресурсов для обеспечения индивидуального образования с другой. За время существования системы выработались способы организации фронтальной работы, эффективные как при изложении учебного материала, так и, в меньшей степени, при контроле усвоенных знаний. Массовое оснащение учебных заведений компьютерами началось после появления информатики в учебных планах. Сегодня акцент все более смещается на подготовку специалистов, владеющих новыми информационными технологиями.

На сегодняшний день разработаны программные продукты, с помощью которых рядовой пользователь очень быстро решает прикладные задачи. Одной из таких программ, завоевавших репутацию надежного инструмента для повседневного труда, является текстовый процессор MS Word.

Наша работа позволит облегчить знакомство с физикой. Целью нашей работы было создание такого электронного учебника, которая, занимая мало места, даст максимум возможной информации по теме. При изготовлении ЭУ, мы решали задачу по созданию наглядной структуры подачи информации, оптимальному оформлению каждого темы, каждого раздела.

ЭУ можно применять как в электронном виде, размещая их для знакомства в компьютере, так и в распечатанном виде. Перемещаться между разделами пособия можно с помощью навигационной схемы.

Порядок создания методического пособия.

              I.          определение типологии ЭУ;

           II.          определение основных требований к учебнику, содержание ЭУ;

        III.          поиск, изучение и обработка информации учебника. Определяли, какие разделы будут присутствовать в ЭУ.

Далее работа шла по следующему плану:

1.      набор информации по темам выбранных разделов в текстовом редакторе Word;

2.      создание графического оформления каждого файла в графическом  редакторе PHOTOSHOP и  при использовании и комбинации некоторых шаблонов других универсальных приложений Windows;

3.      копирование, вставка заранее набранного текста в каждый файл;

4.      сохранение файлов, как Web-страницы;

5.      редактирование Веб-страницы с помощью программы Word и создание гиперссылки следующим образом:

a.       выделить текст или графический объект, который предполагается использовать как гиперссылку;

b.      нажать кнопку «Вставить гиперссылку» на панели управления или использовать контекстное меню «Связать с файлом или веб-страницей»;

c.        в поле «Адрес» ввести адрес, на который требуется создать ссылку, или раскрыть поле «Папка», выбрать нужный файл;

d.      сохранить измененный файл.

       IV.          реализация и оформление данного проекта.

Для успешного освоения учебного материала необходимо выбрать удобную форму предоставления информации пользователю. Мы выбрали, создание гипертекстового документа с помощью программы Word, во-первых, потому что, очень удобно использовать — возможен быстрый переход на необходимую страницу, во-вторых, использование гиперссылок упрощает поиск информации, в-третьих, возможно представить учебный материал в графическом виде, что способствует быстрому усвоению материала.

Каждый файл (страница) имеет сходное внешнее оформление заголовок, меню, состоящее из гиперссылок, которая позволяет с любой страницы перейти к необходимой странице.

На странице есть просто текст и текст подчеркнутый. Подчеркнутый текст окрашен в другой цвет, щелкая по ним мышью, мы переходим в другие, связанные документы.

Каждая Web-страничка представляет собой обычный текстовый файл, специальным образом размеченный. Разработчик ставит метки, поясняя браузеру, где тут заголовок, где простой текст. Все это называется языком гипертекстовой разметки — HTML. В итоге, у нас должны получиться Web-страницы связанные с одним главным документом, тоже в виде Web-документа.

Создается инсталлятор для ЭУ программой Smart Install Maker 5.04.

 

Рисунок 1. Smart Install Maker 5.04

 

На вкладке «Информация» заполняются поля: Имя программы; Версия; Имя компании и др.

На вкладке «Файлы», прикрепляются файлы, которые будут добавлены и сжаты в один установочный файл.

На вкладке «Интерфейс» создается отображаемый интерфейс при установке электронного учебника.

На закладке «Ярлыки», прописывается путь ярлыка, который будет отображаться на рабочем столе.

Ярлык для нашей программы создавали в программе IcoFX. Программа очень компактна и удобна в работе и создает стандартные иконки для операционной системы Windows. Указываем количество пикселей: 32 на 32 и далее загружаем рисунок, который и будет в качестве иконки в дальнейшем. Программа автоматически его трансформирует в формат ICO.

Создается инсталлятор выполнением команды: Проект Компилировать.

Таким образом, создавался инсталлированный электронный учебник «Физика».

 

Рисунок 2. IcoFX

 

После инсталляции создается обложка для диска. Используем программу Microsoft Office Publisher 2007. При создании используем определенный

 

Рисунок 3. Обложка диска

 

шаблон для компакт и DVD дисков. Оформляем определенным образом и распечатываем на цветном принтере. Прикладываем к диску.

Наш электронный учебник мы построили таким образом, что мы рассмотрели историю физики, плакаты, конспекты, учебные фильмы,

 

Рисунок 4. Электронный учебник

 

самостоятельные и лабораторные работы, тестовые задания, литературу. Не секрет, что физика состоит из разделов: механика, термодинамика, молекулярная физика и т. д. Это мы и учитывали в нашем электронном учебнике.

Разработанное  пособие можно применять на уроках по знакомству с историейфизики, при самостоятельном изучении основных разделов физики. В нашем электронном учебнике имеется конспекты, фильмы, которые помогут студентам подготовиться к занятиям. Особое место занимают плакаты по физике, так как они наиболее информативны  при знакомстве с физикой. Они содержат формулы, основные определения и законы.

Проверку знаний мы решили сделать в виде самостоятельных работ по разделам физики. Каждая самостоятельная работа представлена в двух вариантах. Для дифференцированного подхода к контролю знаний, умений и навыков студентов задания систематизированы по уровню сложности: каждое задание содержит три вопроса соответственно первого, второго и третьего уровней, вытекающее один из другого. Оценка за каждое задание определяется достижением студента соответствующего уровня.

Большое внимание было уделено тестовым заданиям. Мы взяли тестовую оболочку MyTest. По пяти разделам физики были разработаны четыре варианта тестов по десять вопросов. По уровню сложности, первые семь вопросов — простые с выбором одного правильного ответа, последние три – посложнее,

 

Рисунок 5. Тестовая оболочка MyTest

 

один вопрос на сопоставление и две расчетные задачи.  После окончания теста системой автоматически ставится оценка.

При выполнении лабораторных работ мы учитывали, что не каждый студент сразу может разобраться при выполнении виртуальной лабораторной работы по физике, поэтому мы решили снять обучающие видеофильмы по выполнению этих работ. При работе с видео мы пользовались программой AVS

 

Рисунок 6. AVS VideoEditor 6.0

 

VideoEditor6.0 Программа позволяет делать видеозахват изображения и видео.  Кроме того программа имеет множество встроенных видео эффектов и переходов. В программе имеется возможность вставки текста, обрезки видео, наложения звука и т. д. Мы надеемся, что они будут полезны студентам при подготовке, выполнении и сдаче лабораторных работ студентами.

Для украшения нашего электронного учебника мы создали gif-анимацию, которая непрерывно проигрывается в левой нижней части экрана. Для этого мы

 

Рисунок 7. BannershopGIF Animator 5.0

 

воспользовались программой BannershopGIFAnimator5.0

В этой работе нами рассматривалась тема разработки электронных обучающих систем на примере электронного учебника по физике. Актуальность этого вопроса продиктована самой ситуацией на рынке программного обеспечения, когда есть люди готовые и стремящиеся внедрять новые программно-методические разработки. Поэтому разработку электронного учебника по дисциплине «Физика», который мог бы применяться в обучении студентов, считаем необходимой.

Так же в работе были рассмотрены мероприятия по снижению нервно-психических и эмоциональных нагрузок на пользователя.

Практическую ценность своей работы мы видим в том, что: во-первых, нами был получен богатый опыт при разработке электронного учебника; во-вторых, и это главное, техникум получит в свое распоряжение и сможет использовать в образовательном процессе новое электронное средство обучения — электронный учебник по дисциплине «Физика».

Поставленные в начале работы цели были полностью достигнуты, так как в процессе работы были решены все задачи.

 

Список литературы:

1.            Годова И.В. Физика. Контрольные работы в новом формате. — Москва, «Интеллект-центр», 2011 г.

2.            Дробахина А.Н., Можаров М.С. Структурирование содержания профессиональной подготовки учителя информатики средствами современного гипертекста. — Новокузнецк, 2009 г.

3.            Заботин В.А., Комиссаров В.Н. Физика. Контроль знаний, умений и навыков учащихся. — Москва, «Просвещение», 2008 г.

4.            Пилюгина С.А. Метод проектной деятельности в Интернете и его развивающие возможности.//Школьные технологии. — 2008. — № 2. — С. 196.