Статья:

ДОГОВОР КОНТРАКТАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Конференция: III Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 5. Сельскохозяйственные науки

Выходные данные
Иванова Л.В. ДОГОВОР КОНТРАКТАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. III междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(3). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/3.pdf (дата обращения: 06.07.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 43 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДОГОВОР КОНТРАКТАЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Иванова Лидия Васильевна
магистрант Юго-Западного Государственного Университета, г. Курск
Шергунова Елена Анатольевна
научный руководитель, научный руководитель, старший преподаватель Юго-Западного Государственного Университета, г. Курск

Договор контрактации, также как и иные договоры, регулируются Гражданским кодексом РФ. Прежде чем перейти к рассмотрению самого договора следует коротко дать определение договора, как важнейшего понятия для темы нашей статьи. Договор контрактации — это договор, по которому производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю для переработки или продажи (ст. 535 ГК РФ).

«Предметом договора контрактации может быть только сельскохозяйственная продукция, непосредственно полученная в хозяйстве производителя» [1, с. 48] Это зерно, овощи, фрукты, а также живой скот, птица, молоко, овечья шерсть и т. п. По указанному договору не могут реализовываться товары, представляющие собой продукт переработки выращенной (произведенной) сельскохозяйственной продукции. С момента своего возникновения, контрактация явилась одним из средств взаимодействия сельского хозяйства с промышленностью.

Особенности договора контрактации заключаются, в следующем: во-первых, это будущие товары, которые еще подлежат выращиванию или производству в условиях сельского хозяйства; во-вторых, выращивание связано с различными стадиями сельскохозяйственного производства и его условиями, иногда не зависящими от воли производителя. «Производитель сельскохозяйственной продукции в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения договорных обязательств несет перед заготовителем ответственность» [2, с. 170].

Одной из наиболее острых проблем, не позволяющей наращивать объемы сельскохозяйственного производства наряду с сильной зависимостью от почвенно-климатических условий, является проблема в области реализации сельскохозяйственной продукции. Поэтому «реализация сельскохозяйственной продукции, поиск форм и методов, наиболее соответствующих интересам производителей сельхозпродукции, ее потребителей и общества, были и остаются одним из основных звеньев аграрной политики государства» [3].

Некоторое время, довольно длительное, контрактация являлась единственной формой договора, на основании которого закупалась сельскохозяйственная продукция. В дореформенный период данный договор служил основанием для закупки товаров у сельхозпроизводителей на нужды государства, иные цели данным договором не могли быть достигнуты. Таким образом, распространенность контрактации была достигнута благодаря обращению к государственным закупкам. В данном случае государство выступало своеобразным гарантом в отношении аграрного сектора, поскольку заказчик (государство) — самая надежная из возможных сторон, да и подобные сделки не могли быть мелкими по своей сути — это еще один плюс для производителя.

Вышеуказанные стороны работали непосредственно, и заключение таких договоров не только упрощало процесс перехода сырья от производителя к заготовителю, но и удешевляло конечный товар, изготовленный из данного сырья, поскольку в этих условиях не появлялись частные перекупщики, которые заработав на перепродаже, явились бы удорожающим фактором.

Таким образом, контрактация стала в руках государства одним из средств для вытеснения частных предпринимателей из области заготовки сельскохозяйственной продукции.

На современном этапе развития рыночных отношений договор контрактации оформляется как для государственных нужд, так и для иных целей. Договор перестал быть связан с государственным планом, он стал схож по своим пунктам с договором поставки. На сегодняшний день стороны более свободны при составлении договора, по-иному решены некоторые вопросы его заключения. Например, если ранее определенные обязанности по доставке продукции ложились на производителя, то теперь ее обязан вывозить заготовитель (ст. 536 ГК РФ).

Договор контрактации несколько не соответствует требованиям времени, а именно развивающимся в стране рыночным отношениям со множеством действующих в них разнообразных субъектов.

Необходимо отметить, что наибольшее развитие договор контрактации получил в теоретических трудах 20—30х годах XX века. В настоящее время о нём, несколько «забыли». Значение договоров контрактации в современных условиях, для процесса обширной деятельности сельскохозяйственных предприятий и других участников производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — очень велико, поскольку она является одним из самых важных секторов экономики государства.

Важность таких договоров для сельхозпроизводителей в наше время очевидна, ведь это: возможность получить авансом средства необходимые для производства сельскохозяйственной продукции (приобрести различные семена, горюче-смазочные материалы, необходимый технический ремонт и т. д.), определить наиболее выгодные (а значит и наиболее необходимые для потребителя) направления своей деятельности, расширить производство, улучшить качество продукции, получить дополнительные возможности развития и т. д.

Государство с помощью договоров контрактации может оказывать влияние, на количественные показатели производства сельскохозяйственной продукции, стимулируя те или иные направления производства и тем самым регулировать цены на эту продукцию. На практике встречаются договоры, где стороной-заготовителем являются и обычные частные переработчики. К сожалению, такие договоры в современное время встречаются все реже. Причиной тому служит довольно сложное положение стороны-производителя, а именно довольно сильная зависимость от природных условий, поэтому боязнь второй стороны приводит зачастую не к заключению договора контрактации, а к заключению договора купли-продажи, поставки.

Деятельность практически всех сельхозпроизводителей имеет сезонный характер и это не самый удобный способ траты и получения прибыли, поскольку деньги производитель получает только после реализации продукции, а закупка техники, семян, различного рода удобрений необходимо делать не сезонно. На это требуются средства и немалые.

Одной из важнейших причин сокращения заключаемых на территории нашего государства договоров контрактации служит состав субъектов экономических отношений, ведь на сегодняшний момент времени большинство заготовителей и переработчиков — это частные предприятия, которые не готовы с риском для собственного бизнеса идти на заключение подобного рода договоров. Ряд других договоров используется довольно охотно, где минимизирован риск получение сырья несоответствующего количества или качества. Ведь из-за погодных условий аграрии, к сожалению, не всегда получают ожидаемые результаты, и даже из-за не окупаемости продукции становятся банкротами.

Бесспорно, что договор контрактации является для сельхозпроизводителя «глотком свежего воздуха» — и для этой стороны данный договор максимально желателен. Проблема заключается в том, чтобы привлечь вторую сторону. Появляется необходимость заинтересовать переработчика. Безусловно — это еще одно поле для деятельности законодателей, ведь интересы аграрного сектора — это интересы и государственной политики в области регулирования рыночной экономики.

В этом смысле показательно Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия», также наряду с этим Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве».

Таким образом, юридическое закрепление положений, связанных с рассматриваемым договором не может не радовать производителей, но ввиду недостаточности обеспечения сторон дополнительными гарантиями данный договор встречается реже. Главным остается лишь вопрос об актуальности контрактации для сегодняшнего дня, когда все активней развиваются рыночные отношения.

В заключение хотелось бы сказать о том, что договор контрактации чрезвычайно необходим для развития и поддержания аграрного сектора российской экономики и нельзя забывать о существовании контрактации.

 Следовательно, этот договор требует более детальной и четкой разработки, внесения изменений соответствии с экономической политикой государства и общеправовыми принципами, но никак не упразднения и не замены его смежными договоров. Конечно очевидно, что проблема договора контрактации существует и требует детального рассмотрения, в целях усовершенствования не только юридических норм в этой сфере, но и поднятия значимости и без того уязвимого сектора экономики — сельскохозяйственной промышленности.

 

Список литературы:

  1. Болотова Ю.В. Правовое регулирование договорных отношений в сфере реализации сельскохозяйственной продукции. М.: 2001. 195 c.
  2. Гордеев И.А. Гражданское право. Курск , 2005. 364 с.
  3. Гражданское право. Том II / под ред. О.Н. Садикова — [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://www.lawmix.ru/commlaw/1949/ (дата обращения 15.05.2013).