Статья:

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАГРУЗОК НА ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ

Конференция: IX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Быкова А.В., Круглова А.С., Розова Е.Н. ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАГРУЗОК НА ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. IX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 2(9). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/2(9).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 140 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ УРОВНЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАГРУЗОК НА ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОСОМАТИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ

Быкова Алина Витальевна
студент Красноярского техникума информатики и вычислительной техники, РФ, г. Красноярск
Круглова Анастасия Сергеевна
студент Красноярского техникума информатики и вычислительной техники, РФ, г. Красноярск
Розова Евгения Николаевна
студент Красноярского техникума информатики и вычислительной техники, РФ, г. Красноярск
Кондрат Ирина Анатольевна
научный руководитель, преподаватель I категории КГБОУ СПО Красноярский техникум информатики и вычислительной техники, РФ, г. Красноярск
Потупчик Татьяна Витальевна

 

В настоящее время изучение проблем учащейся молодежи приобретает особую важность и занимает ведущее место среди гигиенических, медико-биологических и социальных исследований [2, c. 68].Известно, что влияние работы за персональным компьютером (ПК) в значительной степени зависит от организации рабочего места, возраста пользователя, состояния зрения, интенсивности работы с монитором. При высоком уровне компьютерных нагрузок утомление проявляется в первую очередь нарушениями в работе органа зрения, характерные для «компьютерного синдрома»: усталость глаз, боли в области глаз, ощущение песка в глазах, слезотечение и др. [3, с. 43; 44].В настоящее время доказано, что в результате регулярной и продолжительной работы за ПК значительно возрастает риск проявления или прогрессирования миопии [1, с. 5]. Интенсивное использование компьютера способствует увеличению статических нагрузок, что является предпосылкой к развитию или увеличению патологии опорно-двигательной системы. Длительное пребывание за ПК приводит к усилению гиподинамии и по некоторым данным обостряет чувство голода, что в результате приводит к увеличению массы тела [4, с. 18].

Современную жизнь почти невозможно представить без музыки. Молодые люди часто используют для этого наушники, позволяющие слушать музыку в любом месте, в том числе и при работе за ПК. Однако, научно-медицинские исследования говорят об отрицательном воздействии наушников на органы слуха. Наушники не изолируют слушающего от внешнего шума, и поэтому они увеличивают громкость своего музыкального проигрывателя. Звуки, превышающие предел в 90 дБ приводят к поражению клеток, находящихся во внутреннем ухе, в улитке и приводят к постепенному снижению слуха. Музыку в наушниках разрешается слушать с громкостью на один пункт выше среднего и не более одного часа в день [5, с. 18].

Целью данного исследования явилось изучение частоты встречаемости, структуры и особенностей клинических проявлений психосоматических синдромов у студентов с различным уровнем компьютерных нагрузок.

Для установления реальной компьютерной занятости мы впервые использовали анкету (WyższaSzkołaKosmetologii i OchronyZdrowia wBiałymstoku), которая позволила получить информацию о дискомфортных состояниях, наступающих в результате работы за ПК. В анкетировании приняли участие 63 студента Красноярского техникума информатики и вычислительной техники. Среди них 82,5 % составляли юноши и 17,5 % — девушки. У 33,3 % обследованных учащихся возраст составлял 15—17 лет, 66,7 % учащихся достигали возраста 18 лет. В процессе исследования мы использовали следующую градацию уровня компьютерных нагрузок: низкий <2 часов день, средний уровень 3—4 часа в день, высокий уровень >5 часов в день.

Согласно полученным данным число учащихся с высоким уровнем компьютерных нагрузок (57,1 %) значительно превышало количество учащихся с низким (19,1 %, р1—3=0,0001) и средним (28,8 %, р2—3=0,0009) уровнем нагрузок (рис. 1).

 

Рисунок 1. Характеристика уровня компьютерных нагрузок

 

Часто использовали ПК для научных целей (подготовка доклада на конференцию, участие в конкурсе)41,3 % учащихся, иногда — 50,8 % студентов. Для досуга (игры, просмотр фильмов, прослушивание музыки) использовали ПК очень часто 46,0 %, часто — 31,7 %студентов. 46,0 % студентов являлись очень частыми пользователями сети Интернета (социальных сетей), частыми — 27,0 % студентов. Причем 84,1 % опрошенных студентов используют социальные сети более 3 лет. С учебными целями (подготовка домашнего задания, рефератов) ПК часто использовали 60,3 % и очень часто 14,3 %студентов (табл. 1).

Таблица 1.

Частота использования компьютерав зависимости от цели


Цели


Никогда


Иногда


Часто


Очень часто


абс.


%


абс.


%


абс.


%


абс.


%


Научные


2


3,2


32


50,8


26


41,3


3


4,8


Досуг


1


1,6


13


20,6


20


31,7


29


46,0


Соц. сети


0


0


17


27,0


17


27,0


29


46,0


Учеба


0


0,0


16


25,4


38


60,3


9


14,3

 

38,1 % опрошенных студентов проводят за компьютером 5—6 часов в день, 23,8 % — 3—4 часа в день, 19,0 % — более 6 часов в день. 15,9 % студентов проводят за компьютером 1—2 часа в день, 11,7 % учащихся, менее 1 часа в день — всего 3,2 %учащихся (рис. 2).

 

Рисунок 2. Продолжительность ежедневного использования ПК

 

Потребность увеличения времени работы за компьютером испытывают 12,7 % опрошенных студентов. 50,8 % исследуемых учащихся иногда и 7,9 % учащихся часто перекусывают во время работы за компьютером. Иногда принимают пищу (завтрак, обед или ужин) 42,9 % учащихся, часто — 12,7 % и очень часто 4,8 % учащихся. Частое употребление напитков во время пользования ПК отмечали 38,1 % опрошенных студентов. Очень часто слушают музыку через наушники (проигрываемую на плейере, на сотовом телефоне) 36,5 % студентов, часто — 17,5 %, иногда — 20,6 % учащихся (табл. 2).

Таблица 2.

Сопровождение работы за компьютером


Сопровождение


Никогда


Иногда


Часто


Очень часто


абс.


%


абс.


%


абс.


%


абс.


%


Перекусы


25


39,7


32


50,8


5


7,9


0


0,0


Еда


25


39,7


27


42,9


8


12,7


3


4,8


Напитки


12


19,0


20


31,8


24


38,1


7


11,1


Музыка


16


25,4


13


20,6


11


17,5


23


36,5

 

В целом 60,3 % опрошенных студентов испытывали усталость при работе за компьютером. Слабость при пользовании ПК отмечалась у 36,5 % учащихся. Усталость глаз, жжение в глазах наблюдались у 65,1 %, снижение остроты зрения испытывали 41,9 %, изменение восприятия красок наблюдалось у 14,7 % учащихся. По результатам опроса 47,6 % учащихся при пользовании ПК отмечали боли в мышцах и суставах, 30,2 % испытывали боли в области запястья, 68,3 % жаловались на боли в области шеи и плеча. У 20,7 % исследуемых студентов при пользовании ПК наблюдались судороги и онемение в руках, 36,5 % указывали на боли в области позвоночника, 23,8 % студентов беспокоили боли в ногах. В ходе опроса установлено, что 30,1 % учащихся указывали на беспокойство и нервозность при работе за ПК. 20,6 % студентов связывали увеличение массы тела с длительной работой за ПК.

Частота встречаемости различных жалоб при пользовании ПК отражена в таблице (табл. 3).

Таблица 3.

Частота различных жалоб при работе за компьютером


Жалобы


Никогда


Иногда


Часто


Очень часто


абс.


%


абс.


%


абс.


%


абс.


%


Усталость глаз, жжение в глазах


22


34,9


32


50,8


8


12,7


1


1,6


Снижение остроты зрения


36


58,1


32


33,9


5


8,0


0


0,0


Изменение восприятия красок


52


85,2


8


13,1


1


1,6


0


0,0


Боль в мышцах и суставах


33


52,4


24


38,1


5


7,9


1


1,6


Боль в области запястья


44


69,8


15


23,8


4


6,4


0


0,0


Боль в области шеи и плеча


27


42,9


26


41,3


9


14,3


1


1,6


Судороги и онемение в руках


50


79,4


9


14,3


3


4,8


1


1,6


Боль в позвоночнике


40


63,5


16


25,4


4


6,3


3


4,8


Боль в ногах


48


76,2


9


14,3


4


6,3


2


3,2


Беспокойство, нервозность


44


69,8


12


19,0


5


7,9


2


3,2


Усталость


25


39,7


28


44,4


7


11,1


3


4,8


Слабость


40


63,5


14


22,2


7


11,1


2


3,2


Жжение кожи


60


95,2


1


1,6


1


1,6


1


1,6


Увеличение массы тела


50


79,4


12


19,0


1


1,6


0


0,0

 

Согласно полученным данным анкетирования 68,2 % учащихся осведомлены в области профилактических методов, предупреждающих неблагоприятные последствия работы за компьютером.

По результатам анкетирования 44,4 % студентов слушали музыку в наушниках более одного часа в день. Предпочитали слушать тихую музыку 4,8 % студентов, музыку средней громкости 68,2 %, и очень громкую 27,0 %опрошенных учащихся. При этом снижение слуха замечали 15,9 % опрошенных студентов (рис 3).

 

Рисунок3.Длительность прослушивания музыки через наушники

 

Длительность просмотра телевизора менее 1 часа в день составило 69,9 %, более 1 часа в день использовали телевидение 30,1 % студентов (рис. 4).

 

Рисунок 4.Длительность просмотра телевизора

 

В среднем потребность во сне у взрослых составляет 7—8 часов и у большинства опрошенных студентов длительность ночного сна в будние дни продолжалась 7—8 часов (68,6 %), 9 часов спали 9,8 % учащихся. У 21,6 % продолжительность ночного сна составляла 6 и менее часов (рис. 5).

 

Рисунок 5. Длительность ночного сна в будние дни

 

Длительность ночного сна в выходные дни продолжалась 7—8 часов у 18,1 % учащихся, у 50,9 % студентов сон продолжался 9—10 часов, у 27,8 % студентов продолжительность сна составляла 11 и более часов (рис 6).

 

Рисунок 6. Длительность ночного сна в выходные дни

 

Выводы.

Полученные данные свидетельствовали о том, что большая часть студентов (57,1 %) используют ПК более 5 часов в день, что соответствует высокому уровню компьютерных нагрузок. Анализ особенностей компьютерной занятости показал, что основная масса студентов (73 %) являются активными пользователями социальных сетей, вместе с тем 74,6 % студентов используют ПК с учебной целью.

Утомление от занятий за ПК проявлялось усталостью у 60,3 % опрошенных студентов, выраженными зрительными нарушениями и частыми жалобами со стороны опорно-двигательного аппарата. Нерациональное использование наушников привело к изменению слуха у 15,9 % учащихся. Большая часть студентов предпочитали работу за компьютером просмотру телевизора. Недостаточная продолжительность ночного сна в будние дни отмечалась у 21,6 % студентов.

По данным анкетирования 68,2 % учащихся осведомлены в области профилактических методов, предупреждающих неблагоприятные последствия работы за компьютером. Однако выявленные нарушения психосоматического статуса позволяют предположить, что студенты не всегда их используют.

Не смотря на то, что больше половины учащихся уже имеют высокий уровень компьютерных нагрузок, потребность увеличения времени работы за компьютером испытывают 12,7 % опрошенных студентов, что может привести в дальнейшем у них к развитию компьютерной зависимости. Изучение особенностей компьютерной деятельности студентов позволяет заключить, что у большинства из них не сформированы навыки безопасной работы за компьютером. Это является главной задачей для профилактики нарушений здоровья учащейся молодежи.

 

Список литературы:
1.    Гурылева М.Э., Галимзянова Г.З. Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование /М.Э. Гурылева, Г.З. Галимзянова//Вопросы современной педиатрии. — 2011. — № 4. — С. 5—9.
2.    Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся / Ю.А. Рахманин, И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова [и др.] // Гигиена и санитария. — 2010. — № 2. — С. 67—70.
3.    Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, Е.Д. Лапонова [и др.] //Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 3. — С. 43—47.
4.    Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева [и др.] //Вестник РАМН. — 2010. — № 6. — С. 18—21.
5.    [Электронный ресурс] — Режим доступа — URL: http://24.ua/neus/showlid/18038.htm.