ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
Секция: 4. Медицинские науки
VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ
В настоящее время изучение проблем учащейся молодежи приобретает особую важность и занимает ведущее место среди гигиенических, медико-биологических и социальных исследований [5, c. 68]. В наиболее сложной ситуации находятся, в первую очередь первокурсники, которых можно отнести к группе высокого риска из-за высокой адаптационной нагрузки на их организм. Увеличение объема информации, нарастающая интенсификация их труда, внедрение новых технических средств в учебный процесс требуют от них высокой степени умственного и психоэмоционального напряжения, способствующего снижению адаптационных резервов и появлению психосоматических расстройств [4, c. 143]. По данным ряда авторов несоответствие требований и возможностей организма в дальнейшем может привести к неблагоприятным изменениям в центральной нервной системе (ЦНС) учащейся молодежи [3, c. 53; 8, с. 638]. Наиболее чутко на стрессовое воздействие реагирует сердечно-сосудистая система, которая является индикатором адаптационно-приспособительных реакций. Одним из критериев, характеризующих особенности функционального состояния организма в период адаптации, является оценка вегетативного статуса, отражающего интегральное состояние соматических функций [7, с. 65].
Целью данного исследования явилось изучение психосоматических расстройств у студентов в процессе адаптации к новым условиям обучения.
В начале учебного года (в сентябре) впервые проведено обследование 60 студентов 1 курса фармацевтического колледжа КрасГМУ, отделения «Сестринское дело», женского пола. Проводился анализ анамнестических данных, анкетирование с использованием скрининг-анкеты, разработанной д-р мед. наук, проф. С.Ю. Терещенко с соавторами (2013), ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН и опросника Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности». Проведена антропометрия (измерение массы и длины тела). Для оценки состояния адаптации у студентов измерялись основные показатели гемодинамики: частота сердечных сокращений (ЧСС), уровень артериального давления (систолическое — САД, диастолическое — ДАД).
Проводился подсчет индекса Робинсона, позволяющий судить о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризующий работу сердца:
(ЧСС*САД/100) (1)
Для оценки состояния вегетативного гомеостаза организма рассчитывались вегетативный индекс Кердо:
ВИК=(1-ДАД/ЧСС)*100 (2)
По величине индекса функциональных изменений (ИФИ) определялось состояние адаптации у студентов:
(ИФИ=0,011*ЧСС+0,014*САД+0,008*ДАД+0,014*В+0,009*МТ-(0,009*ДТ+0,27) (3)
Все исследуемые показатели оценивались с учетом пола, антропометрических данных и возраста [1, с. 50; 2, с. 27—33; 6, c. 8—10]. Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением ППП «Statistika 5.5 for Windows».
1. Проявления психосоматических синдромов у студентов разного возраста.
В первую (основную) группу вошли студенты, поступившие в колледж после 9 класса в возрасте 15—17 лет, во вторую (группу сравнения) — студенты после 11 класса в возрасте 18—20 лет.
В основной группе иногородних студентов было в 3 раза меньше, чем в группе сравнения (p=0,0192). В группе сравнения по месту жительства студенты распределялись равномерно (рис. 1).
Рисунок 1. Распределение учащихся в зависимости от места жительства (%)
Частота встречаемости психосоматических синдромов (РГБ, боли в позвоночнике, РБЖ, головокружения, синкопальные состояния, астенический синдром) была сопоставимой в обеих сравниваемых группах. Поэтому мы оценили структуру данных расстройств в целом у всех обследованных студентов (60 человек).
Рецидивирующую головную боль испытывали более половины всех обследованных нами учащихся. Анализируя частоту встречаемости головных болей за последний год, было выявлено, что у равного количества студентов (по 41,7 %) наблюдались головные боли чаще и реже десяти раз в год. Не страдали головными болями 17 % учащихся (рис. 2).
Рисунок 2. Частота встречаемости головных болей у учащихся за последний год (%)
Большинство учащихся испытывали головные боли от одного до пятнадцати дней в месяц (53,3 %). У 45,3 % студентов головная боль наблюдалась один раз в месяц или отсутствовала вообще. Для 3,4 % студентов были характерны частые цефалгии, они испытывали головные боли более пятнадцати дней в месяц (рис. 3).
Рисунок 3. Частота встречаемости головных болей за последние 3 месяца (%)
Подавляющее большинство учащихся испытывали периодические боли в животе — от 1 до 2 раз в месяц. У 30 % опрошенных не наблюдались боли в животе, у 10 % учащихся отмечались боли в животе более двух раз в месяц (рис. 4).
Рисунок 4. Частота болей в животе у учащихся (%)
Среди опрошенных студентов с болями в позвоночнике, наиболее частой локализацией были боли в поясничном отделе позвоночника (37,9 %). Боли в шейном отделе отмечались у 17,2 % учащихся. Значительно меньшее число опрошенных студентов жаловались на боли в грудном отделе позвоночника (6,9 %) (рис. 5).
Рисунок 5. Распределение учащихся в зависимости от локализации болей в позвоночнике (%)
Подавляющее большинство опрошенных студентов (81,7 %) периодически испытывали явления головокружения. У 45 % студентов головокружения были редкими. Частые головокружения наблюдались у 12 % учащихся. У 36,7 % обследованных учащихся наблюдались эпизоды пароксизмальных расстройств сознания — синкопальные состояния. Их частота была различной — от одного до нескольких эпизодов. Большая часть обследованных отмечали наличие в анамнезе однократной потери сознания. Проявления астенического синдрома наблюдались у 6,7 % учащихся. Наличие панических расстройств в обследованных группах распределялось неравномерно. Так, в основной группе панические расстройства у студентов встречались чаще (41,9 %), а в группе сравнения данные нарушения наблюдались в 2 раза реже — у 24,1 % студентов.
Согласно результатам анализа данных опросника Р. Гудмана, число детей, относящихся к градации просоциальной шкалы «нормальные» было превалирующим в обеих сравниваемых группах. Учащиеся «пограничные» составили 5,71 % в основной группе и 7,69 % — в группе сравнения. «Отклоняющиеся» несколько чаще встречались в основной группе — 5,71 % против 3,85 % в группе сравнения (рис. 6).
Рисунок 6. Оценка просоциальный шкалы (%)
Подавляющее большинство обследованных в обеих сравниваемых группах расценивалось согласно критериям оценки шкалы гиперактивности, как «нормальные» (соответственно 91,43 и 80,77 %). Доля «пограничных» составила 8,57 % в основной группе и в 2 раза больше (15,38 %) таких студентов было в группе сравнения. «Отклоняющиеся» встречались только в группе сравнения (3,85 %) и таких студентов не было в основной группе (рис. 7).
Рисунок 7. Оценка гиперактивности (%)
Основная масса учащихся по шкале эмоциональных симптомов относилась к градации «нормальные» (94,29 % в основной группе и 88,46 % — в группе сравнения). «Пограничные» несколько чаще встречались в группе сравнения — 7,69 % против 2,86 % в группе сравнения. Число «отклоняющихся» было сопоставимым в обеих сравниваемых группах (2,86 и 3,85 %) (рис. 8).
Рисунок 8. Оценки шкалы эмоциональных симптомов (%)
Оценка шкалы наличия проблем со сверстниками показала, что доля «пограничных» нарушений в сфере взаимоотношений со сверстниками была сопоставимой в обеих сравниваемых группах (соответственно 17,14 и 15,38 %), а «отклоняющиеся» встречались только в группе сравнения (у 7,69 %) (рис. 9).
Рисунок 9. Оценка шкалы проблем со сверстниками (%)
2. Гемодинамические показатели у студентов в адаптационном периоде
В зависимости от состояния адаптации (по показателю ИФИ) все студенты были разделены на 4 группы:
1) с удовлетворительной адаптацией
2) с напряжением механизмом адаптации
3) с неудовлетворительной адаптацией
4) со срывом адаптации
Напряжение механизмов адаптации чаще отмечалось у студентов красноярцев — 69,6 %, в сравнении с иногородними студентами, у которых напряжение механизмов адаптации встречалось в 30,4 % случаев.
Показатели индекса Робинсона выше среднего достоверно чаще отмечались в группе студентов с удовлетворительной адаптацией (60 %), что свидетельствовало об их высоких аэробных возможностях (р1-3=0,0060). У 100 % студентов со срывом адаптации и у 80 % учащихся с неудовлетворительной адаптацией значения индекса Робинсона были ниже среднего (р1-4=0,0115) (табл. 1).
Таблица 1.
Показатели индекса Робинсона у студентов с различными адаптационными состояниями
Показатели индекса Робинсона |
Адаптационные состояния |
|||||||
1 гр. Удовлетворительная адаптация |
2 гр. Напряжение механизмов адаптации |
3 гр. Неудовлетвори-тельная адаптация |
4 гр. Срыв адаптации |
|||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Выше среднего |
18 |
60,0 |
10 |
43,48 |
1 |
20,0 |
0 |
0,0 |
Средние |
6 |
20,0 |
4 |
17,39 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Ниже среднего |
6 |
20,0 |
9 |
39,13 |
4 |
80,0 |
2 |
100,0 |
Динамику изменения тонуса вегетативной нервной системы у первокурсников оценивали по вегетативному индексу Кердо (ВИК), отражающего функциональное состояние организма. Преобладание симпатического влияния на сердечно-сосудистую систему (симпатотония) наблюдалось у 100 % студентов с неудовлетворительной адаптацией, у 53,33 % — с удовлетворительной адаптацией и у 39,13 % студентов с напряжением механизмов адаптации (р1-3=0,0486; р2-3=0,0136; р3-4=0,0082), (табл. 2).
Таблица 2.
Показатели вегетативного индекса Кердо (ВИК) у студентов с различными адаптационными состояниями
Показатели ВИК |
Оценка ИФИ |
|||||||
1 гр. Удовлетворительная адаптация |
2 гр. Напряжение механизмов адаптации |
3гр. Неудовлетвори-тельная адаптация |
4 гр. Срыв адаптации
|
|||||
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Нормотония |
2 |
6,67 |
5 |
21,74 |
0 |
0,0 |
1 |
50,0 |
Симпатотония |
16 |
53,33 |
9 |
39,13 |
5 |
100,0 |
0 |
0,0 |
Парасимпатотония |
11 |
36,67 |
8 |
34,78 |
0 |
0,0 |
1 |
50,0 |
Эйтония |
1 |
3,33 |
1 |
4,35 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
У студентов первого курса, поступивших в колледж в возрасте 15—17 лет, показатели индекса Робинсона выше среднего отмечались чаще в сравнении со студентами 18—20 лет (р1-2<0,0001). У студентов, поступивших в колледж в возрасте 18—20 лет, достоверно чаще отмечались показатели индекса Робинсона средние (р1-2=0,0282) и ниже среднего (р1-2=0,0086) (табл. 3).
Таблица 3.
Показатели индекса Робинсона у студентов разного возраста
Показатели индекса Робинсона |
15-17 лет (n=31) |
18-20лет (n=29) |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Выше среднего |
23 |
74,19 |
6 |
20,69 |
Средние |
2 |
6,45 |
8 |
27,59 |
Ниже среднего |
6 |
19,35 |
15 |
51,72 |
Симпатотония наблюдалась у 68,97 % студентов 18—20 лет и у 32,26 % первокурсников в возрасте 15—17 лет (р1-2=0,0045). Повышение парасимпатического тонуса вегетативной нервной системы (ВНС) (парасимпатотония) чаще наблюдалась у студентов 15—17 лет в сравнении со студентами 18—20 лет (р1-2=0,0001), (табл. 4). Однако в группе студентов 18—20 лет чаще регистрировалась нормотония и встречались учащиеся с эйтонией, что свидетельствовало о полном вегетативном равновесии в сердечно-сосудистой системе у незначительного числа учащихся.
Таблица 4.
Показатели вегетативного индекса Кердо (ВИК) у студентов разного возраста
Показатели ВИК |
15-17 лет (n=31) |
18-20лет (n=29) |
||
абс. |
% |
абс. |
% |
|
Нормотония |
3 |
9,68 |
5 |
17,24 |
Симпатотония |
10 |
32,26 |
20 |
68,97 |
Парасимпатотония |
18 |
58,06 |
2 |
6,9 |
Эйтония |
0 |
0,0 |
2 |
6,9 |
Однако в группе студентов 18—20 лет чаще регистрировалась нормотония и встречались учащиеся с эйтонией, что свидетельствовало о полном вегетативном равновесии в сердечно-сосудистой системе у незначительного числа учащихся.
Проведенные нами исследования свидетельствуют о проявлении различных психосоматических расстройств и выраженных изменениях гемодинамических показателей у студентов первокурсников в процессе адаптации. Частота встречаемости психосоматических синдромов (РГБ, боли в позвоночнике, РБЖ, головокружения, синкопальные состояния, астенический синдром) не зависела от возраста поступления учащихся в колледж. Рецидивирующую головную боль испытывали более половины всех обследованных нами учащихся. 53,3 % первокурсников испытывали головные боли от одного до пятнадцати дней в месяц и для 3,4 % студентов были характерны частые цефалгии (более пятнадцати дней в месяц). Большинство учащихся испытывали периодические боли в животе (от 1 до 2 раз в месяц). Среди студентов с болями в позвоночнике наиболее часто встречались боли в поясничном отделе позвоночника (37,9 %). Частые головокружения наблюдались у 12 % учащихся. У 36,7 % обследованных первокурсников отмечались синкопальные состояния. Панические расстройства чаще встречались у студентов 15—17 лет (41,9%). Согласно полученным данным опросника Р. Гудмана число детей, относящихся к градации «нормальные» (по всем шкалам) было превалирующим в обеих сравниваемых группах. Однако в группе студентов 18—20 лет несколько чаще наблюдались «пограничные», согласно критериям оценки шкалы гиперактивности и шкалы эмоциональных симптомов. Оценка шкалы наличия проблем со сверстниками показала, что «отклоняющиеся» встречались только в группе сравнения (у 7,69 %).
Значения индекса Робинсона ниже среднего были выявлены у 100 % студентов со срывом адаптации и у 80 % учащихся с неудовлетворительной адаптацией. У студентов, поступивших в колледж в возрасте 18—20 лет, чаще отмечались показатели индекса Робинсона средние и ниже среднего. При определении тонуса вегетативной нервной системы с использованием ВИК было выявлено, что преобладание симпатического влияния на сердечно-сосудистую систему (симпатотония) наблюдалось у 100 % студентов с неудовлетворительной адаптацией, у 53,33 % — с удовлетворительной адаптацией и у 39,13 % студентов с напряжением механизмов адаптации, что вероятно обусловлено реакцией на психоэмоциональное напряжение. Симпатотония чаще наблюдалась у студентов 18—20 лет (68,97 %). Анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, показал, что проявления психосоматических расстройств и нарушений основных гемодинамических показателей, наблюдаемые у студентов разного возраста, были обусловлены, вероятно, реакцией на психоэмоциональное напряжение. Выявленные нарушения вегетативного статуса являлись отражением интегрального состояние соматических функций в периоде адаптации.
Список литературы:
1. Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
2. Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертонии у детей и подростков : методические рекомендации — Красноярск: тип. КГМА, 2002. — 49 с.
3. Иванова И.В. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа / И.В. Иванова, Н.Л. Черная, Е.И. Сенягина // Рос. педиатр. журн. — 2010. — № 2. — С. 53—55.
4. Кожевникова Н.Г. Особенности заболеваемости студентов-подростков в процессе адаптации к обучению в ВУЗе. // Педиатрия. — 2011. — № 4. — С. 65—68.
5. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся / Ю.А. Рахманин, И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова [и др.] // Гигиена и санитария. — 2010. — № 2. — С. 67—70.
6. Критерии оценки адаптационных состояний у детей школьного возраста : методические рекомендации для курсантов ИПО — Красноярск: тип. КрасГМУ, 2012. — 17 с.
7. Спицин А.П., Спицина Т.А. Вариабельность сердечного ритма в условиях нервно-психического напряжения. // Гигиена и санитария. — 2011. — № 4. — с. 65—68.
8. Oldenhage M. Assessment of developmental status considering current requirements of the health examination for school entry / M. Oldenhage, M. Daseking, F. Petermann // Gesundheitswesen. — 2009. — Vol. 71, № 10. — Р. 638—647.