Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Конференция: VIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Антонова Л.В., Вайцель В.О., Решетник М.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. VIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(8). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/1(8).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 563 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ СИНДРОМОВ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОКУРСНИКОВ

Антонова Любовь Викторовна
студент ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, фармацевтического колледжа, РФ, г. Кросноярск
Вайцель Виктория Олеговна
студент ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, фармацевтического колледжа, РФ, г. Кросноярск
Решетник Мария Александровна
студент ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, фармацевтического колледжа, РФ, г. Кросноярск
Потупчик Татьяна Витальевна
научный руководитель, канд. мед. наук ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, РФ, г. Красноярск

 

 

В настоящее время изучение проблем учащейся молодежи приобретает особую важность и занимает ведущее место среди гигиенических, медико-биологических и социальных исследований [5, c. 68]. В наиболее сложной ситуации находятся, в первую очередь первокурсники, которых можно отнести к группе высокого риска из-за высокой адаптационной нагрузки на их организм. Увеличение объема информации, нарастающая интенсификация их труда, внедрение новых технических средств в учебный процесс требуют от них высокой степени умственного и психоэмоционального напряжения, способствующего снижению адаптационных резервов и появлению психосоматических расстройств [4, c. 143]. По данным ряда авторов несоответствие требований и возможностей организма в дальнейшем может привести к неблагоприятным изменениям в центральной нервной системе (ЦНС) учащейся молодежи [3, c. 53; 8, с. 638]. Наиболее чутко на стрессовое воздействие реагирует сердечно-сосудистая система, которая является индикатором адаптационно-приспособительных реакций. Одним из критериев, характеризующих особенности функционального состояния организма в период адаптации, является оценка вегетативного статуса, отражающего интегральное состояние соматических функций [7, с. 65].

Целью данного исследования явилось изучение психосоматических расстройств у студентов в процессе адаптации к новым условиям обучения.

В начале учебного года (в сентябре) впервые проведено обследование 60 студентов 1 курса фармацевтического колледжа КрасГМУ, отделения «Сестринское дело», женского пола. Проводился анализ анамнестических данных, анкетирование с использованием скрининг-анкеты, разработанной д-р мед. наук, проф. С.Ю. Терещенко с соавторами (2013), ФГБУ НИИ медицинских проблем Севера СО РАМН и опросника Р. Гудмана «Сильные стороны и трудности». Проведена антропометрия (измерение массы и длины тела). Для оценки состояния адаптации у студентов измерялись основные показатели гемодинамики: частота сердечных сокращений (ЧСС), уровень артериального давления (систолическое — САД, диастолическое — ДАД).

Проводился подсчет индекса Робинсона, позволяющий судить о регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и характеризующий работу сердца:

(ЧСС*САД/100) (1)

Для оценки состояния вегетативного гомеостаза организма рассчитывались вегетативный индекс Кердо:

ВИК=(1-ДАД/ЧСС)*100 (2)

По величине индекса функциональных изменений (ИФИ) определялось состояние адаптации у студентов:

(ИФИ=0,011*ЧСС+0,014*САД+0,008*ДАД+0,014*В+0,009*МТ-(0,009*ДТ+0,27) (3)

Все исследуемые показатели оценивались с учетом пола, антропометрических данных и возраста [1, с. 50; 2, с. 27—33; 6, c. 8—10]. Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением ППП «Statistika 5.5 for Windows».

1.  Проявления психосоматических синдромов у студентов разного возраста.

В первую (основную) группу вошли студенты, поступившие в колледж после 9 класса в возрасте 15—17 лет, во вторую (группу сравнения) — студенты после 11 класса в возрасте 18—20 лет.

В основной группе иногородних студентов было в 3 раза меньше, чем в группе сравнения (p=0,0192). В группе сравнения по месту жительства студенты распределялись равномерно (рис. 1).

 

 

Рисунок 1. Распределение учащихся в зависимости от места жительства (%)

 

Частота встречаемости психосоматических синдромов (РГБ, боли в позвоночнике, РБЖ, головокружения, синкопальные состояния, астенический синдром) была сопоставимой в обеих сравниваемых группах. Поэтому мы оценили структуру данных расстройств в целом у всех обследованных студентов (60 человек).

Рецидивирующую головную боль испытывали более половины всех обследованных нами учащихся. Анализируя частоту встречаемости головных болей за последний год, было выявлено, что у равного количества студентов (по 41,7 %) наблюдались головные боли чаще и реже десяти раз в год. Не страдали головными болями 17 % учащихся (рис. 2).

 

 

Рисунок 2. Частота встречаемости головных болей у учащихся за последний год (%)

 

Большинство учащихся испытывали головные боли от одного до пятнадцати дней в месяц (53,3 %). У 45,3 % студентов головная боль наблюдалась один раз в месяц или отсутствовала вообще. Для 3,4 % студентов были характерны частые цефалгии, они испытывали головные боли более пятнадцати дней в месяц (рис. 3).

 

 

Рисунок 3. Частота встречаемости головных болей за последние 3 месяца (%)

 

Подавляющее большинство учащихся испытывали периодические боли в животе — от 1 до 2 раз в месяц. У 30 % опрошенных не наблюдались боли в животе, у 10 % учащихся отмечались боли в животе более двух раз в месяц (рис. 4).

 

 

Рисунок 4. Частота болей в животе у учащихся (%)

 

Среди опрошенных студентов с болями в позвоночнике, наиболее частой локализацией были боли в поясничном отделе позвоночника (37,9 %). Боли в шейном отделе отмечались у 17,2 % учащихся. Значительно меньшее число опрошенных студентов жаловались на боли в грудном отделе позвоночника (6,9 %) (рис. 5).

 

 

Рисунок 5. Распределение учащихся в зависимости от локализации болей в позвоночнике (%)

 

Подавляющее большинство опрошенных студентов (81,7 %) периодически испытывали явления головокружения. У 45 % студентов головокружения были редкими. Частые головокружения наблюдались у 12 % учащихся. У 36,7 % обследованных учащихся наблюдались эпизоды пароксизмальных расстройств сознания — синкопальные состояния. Их частота была различной — от одного до нескольких эпизодов. Большая часть обследованных отмечали наличие в анамнезе однократной потери сознания. Проявления астенического синдрома наблюдались у 6,7 % учащихся. Наличие панических расстройств в обследованных группах распределялось неравномерно. Так, в основной группе панические расстройства у студентов встречались чаще (41,9 %), а в группе сравнения данные нарушения наблюдались в 2 раза реже — у 24,1 % студентов.

Согласно результатам анализа данных опросника Р. Гудмана, число детей, относящихся к градации просоциальной шкалы «нормальные» было превалирующим в обеих сравниваемых группах. Учащиеся «пограничные» составили 5,71 % в основной группе и 7,69 % — в группе сравнения. «Отклоняющиеся» несколько чаще встречались в основной группе — 5,71 % против 3,85 % в группе сравнения (рис. 6).

 

 

Рисунок 6. Оценка просоциальный шкалы (%)

 

Подавляющее большинство обследованных в обеих сравниваемых группах расценивалось согласно критериям оценки шкалы гиперактивности, как «нормальные» (соответственно 91,43 и 80,77 %). Доля «пограничных» составила 8,57 % в основной группе и в 2 раза больше (15,38 %) таких студентов было в группе сравнения. «Отклоняющиеся» встречались только в группе сравнения (3,85 %) и таких студентов не было в основной группе (рис. 7).

 

 

Рисунок 7. Оценка гиперактивности (%)

 

Основная масса учащихся по шкале эмоциональных симптомов относилась к градации «нормальные» (94,29 % в основной группе и 88,46 % — в группе сравнения). «Пограничные» несколько чаще встречались в группе сравнения — 7,69 % против 2,86 % в группе сравнения. Число «отклоняющихся» было сопоставимым в обеих сравниваемых группах (2,86 и 3,85 %) (рис. 8).

 

 

Рисунок 8. Оценки шкалы эмоциональных симптомов (%)

 

Оценка шкалы наличия проблем со сверстниками показала, что доля «пограничных» нарушений в сфере взаимоотношений со сверстниками была сопоставимой в обеих сравниваемых группах (соответственно 17,14 и 15,38 %), а «отклоняющиеся» встречались только в группе сравнения (у 7,69 %) (рис. 9).

 

 

Рисунок 9. Оценка шкалы проблем со сверстниками (%)

 

2.  Гемодинамические показатели у студентов в адаптационном периоде

В зависимости от состояния адаптации (по показателю ИФИ) все студенты были разделены на 4 группы:

1)  с удовлетворительной адаптацией

2)  с напряжением механизмом адаптации

3)  с неудовлетворительной адаптацией

4)  со срывом адаптации

 Напряжение механизмов адаптации чаще отмечалось у студентов красноярцев — 69,6 %, в сравнении с иногородними студентами, у которых напряжение механизмов адаптации встречалось в 30,4 % случаев.

Показатели индекса Робинсона выше среднего достоверно чаще отмечались в группе студентов с удовлетворительной адаптацией (60 %), что свидетельствовало об их высоких аэробных возможностях (р1-3=0,0060). У 100 % студентов со срывом адаптации и у 80 % учащихся с неудовлетворительной адаптацией значения индекса Робинсона были ниже среднего (р1-4=0,0115) (табл. 1).

 

Таблица 1.

Показатели индекса Робинсона у студентов с различными адаптационными состояниями


 

Показатели индекса Робинсона


Адаптационные состояния


1 гр.

Удовлетворительная

адаптация


2 гр.

Напряжение механизмов

адаптации


3 гр.

Неудовлетвори-тельная адаптация


4 гр.

Срыв адаптации


абс.


%


абс.


%


абс.


%


абс.


%


Выше среднего


18


60,0


10


43,48


1


20,0


0


0,0


Средние


6


20,0


4


17,39


0


0,0


0


0,0


Ниже среднего


6


20,0


9


39,13


4


80,0


2


100,0

 

Динамику изменения тонуса вегетативной нервной системы у первокурсников оценивали по вегетативному индексу Кердо (ВИК), отражающего функциональное состояние организма. Преобладание симпатического влияния на сердечно-сосудистую систему (симпатотония) наблюдалось у 100 % студентов с неудовлетворительной адаптацией, у 53,33 % — с удовлетворительной адаптацией и у 39,13 % студентов с напряжением механизмов адаптации (р1-3=0,0486; р2-3=0,0136; р3-4=0,0082), (табл. 2).

Таблица 2.

Показатели вегетативного индекса Кердо (ВИК) у студентов с различными адаптационными состояниями


 

 

Показатели ВИК


Оценка ИФИ


1 гр.

Удовлетворительная

адаптация


2 гр.

Напряжение механизмов

адаптации


3гр.

Неудовлетвори-тельная адаптация


4 гр.

Срыв адаптации

 


абс.


%


абс.


%


абс.


%


абс.


%


Нормотония


2


6,67


5


21,74


0


0,0


1


50,0


Симпатотония


16


53,33


9


39,13


5


100,0


0


0,0


Парасимпатотония


11


36,67


8


34,78


0


0,0


1


50,0


Эйтония


1


3,33


1


4,35


0


0,0


0


0,0

 

У студентов первого курса, поступивших в колледж в возрасте 15—17 лет, показатели индекса Робинсона выше среднего отмечались чаще в сравнении со студентами 18—20 лет (р1-2<0,0001). У студентов, поступивших в колледж в возрасте 18—20 лет, достоверно чаще отмечались показатели индекса Робинсона средние (р1-2=0,0282) и ниже среднего (р1-2=0,0086) (табл. 3).

 

Таблица 3.

Показатели индекса Робинсона у студентов разного возраста


Показатели индекса Робинсона


15-17 лет (n=31)


18-20лет (n=29)


абс.


%


абс.


%


Выше среднего


23


74,19


6


20,69


Средние


2


6,45


8


27,59


Ниже

среднего


6


19,35


15


51,72

 

Симпатотония наблюдалась у 68,97 % студентов 18—20 лет и у 32,26 % первокурсников в возрасте 15—17 лет (р1-2=0,0045). Повышение парасимпатического тонуса вегетативной нервной системы (ВНС) (парасимпатотония) чаще наблюдалась у студентов 15—17 лет в сравнении со студентами 18—20 лет (р1-2=0,0001), (табл. 4). Однако в группе студентов 18—20 лет чаще регистрировалась нормотония и встречались учащиеся с эйтонией, что свидетельствовало о полном вегетативном равновесии в сердечно-сосудистой системе у незначительного числа учащихся.

Таблица 4.

Показатели вегетативного индекса Кердо (ВИК) у студентов разного возраста


Показатели ВИК


15-17 лет (n=31)


18-20лет (n=29)


абс.


%


абс.


%


Нормотония


3


9,68


5


17,24


Симпатотония


10


32,26


20


68,97


Парасимпатотония


18


58,06


2


6,9


Эйтония


0


0,0


2


6,9

 

Однако в группе студентов 18—20 лет чаще регистрировалась нормотония и встречались учащиеся с эйтонией, что свидетельствовало о полном вегетативном равновесии в сердечно-сосудистой системе у незначительного числа учащихся.

Проведенные нами исследования свидетельствуют о проявлении различных психосоматических расстройств и выраженных изменениях гемодинамических показателей у студентов первокурсников в процессе адаптации. Частота встречаемости психосоматических синдромов (РГБ, боли в позвоночнике, РБЖ, головокружения, синкопальные состояния, астенический синдром) не зависела от возраста поступления учащихся в колледж. Рецидивирующую головную боль испытывали более половины всех обследованных нами учащихся. 53,3 % первокурсников испытывали головные боли от одного до пятнадцати дней в месяц и для 3,4 % студентов были характерны частые цефалгии (более пятнадцати дней в месяц). Большинство учащихся испытывали периодические боли в животе (от 1 до 2 раз в месяц). Среди студентов с болями в позвоночнике наиболее часто встречались боли в поясничном отделе позвоночника (37,9 %). Частые головокружения наблюдались у 12 % учащихся. У 36,7 % обследованных первокурсников отмечались синкопальные состояния. Панические расстройства чаще встречались у студентов 15—17 лет (41,9%). Согласно полученным данным опросника Р. Гудмана число детей, относящихся к градации «нормальные» (по всем шкалам) было превалирующим в обеих сравниваемых группах. Однако в группе студентов 18—20 лет несколько чаще наблюдались «пограничные», согласно критериям оценки шкалы гиперактивности и шкалы эмоциональных симптомов. Оценка шкалы наличия проблем со сверстниками показала, что «отклоняющиеся» встречались только в группе сравнения (у 7,69 %).

Значения индекса Робинсона ниже среднего были выявлены у 100 % студентов со срывом адаптации и у 80 % учащихся с неудовлетворительной адаптацией. У студентов, поступивших в колледж в возрасте 18—20 лет, чаще отмечались показатели индекса Робинсона средние и ниже среднего. При определении тонуса вегетативной нервной системы с использованием ВИК было выявлено, что преобладание симпатического влияния на сердечно-сосудистую систему (симпатотония) наблюдалось у 100 % студентов с неудовлетворительной адаптацией, у 53,33 % — с удовлетворительной адаптацией и у 39,13 % студентов с напряжением механизмов адаптации, что вероятно обусловлено реакцией на психоэмоциональное напряжение. Симпатотония чаще наблюдалась у студентов 18—20 лет (68,97 %). Анализ данных, полученных в результате проведенного исследования, показал, что проявления психосоматических расстройств и нарушений основных гемодинамических показателей, наблюдаемые у студентов разного возраста, были обусловлены, вероятно, реакцией на психоэмоциональное напряжение. Выявленные нарушения вегетативного статуса являлись отражением интегрального состояние соматических функций в периоде адаптации.

 

Список литературы:
1.    Апанасенко Г.Л. Медицинская валеология. — Ростов н/Д.: Феникс, 2000. — 248 с.
2.    Диагностика, лечение и профилактика артериальной гипертонии у детей и подростков : методические рекомендации — Красноярск: тип. КГМА, 2002. — 49 с.
3.    Иванова И.В. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа / И.В. Иванова, Н.Л. Черная, Е.И. Сенягина // Рос. педиатр. журн. — 2010. — № 2. — С. 53—55.
4.    Кожевникова Н.Г. Особенности заболеваемости студентов-подростков в процессе адаптации к обучению в ВУЗе. // Педиатрия. — 2011. — № 4. — С. 65—68.
5.    Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся / Ю.А. Рахманин, И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова [и др.] // Гигиена и санитария. — 2010. — № 2. — С. 67—70.
6.    Критерии оценки адаптационных состояний у детей школьного возраста : методические рекомендации для курсантов ИПО — Красноярск: тип. КрасГМУ, 2012. — 17 с.
7.    Спицин А.П., Спицина Т.А. Вариабельность сердечного ритма в условиях нервно-психического напряжения. // Гигиена и санитария. — 2011. — № 4. — с. 65—68.
8.    Oldenhage M. Assessment of developmental status considering current requirements of the health examination for school entry / M. Oldenhage, M. Daseking, F. Petermann // Gesundheitswesen. — 2009. — Vol. 71, № 10. — Р. 638—647.