УЧЕБА И ОТДЫХ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Секция: 4. Медицинские науки
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
УЧЕБА И ОТДЫХ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Актуальность.
Высшее образование на просторах СНГ стало прибыльным бизнесом. В Кыргызстане в советское время существовало 8 ВУЗов. В 2010 году количество ВУЗов возросло до 80. В настоящее время ситуация характеризуется как неустойчивая. Открываются все новые и новые ВУЗы. По результатам проверки ежегодно отзывается около 10 лицензий на высшее образование.
С каждым годом растет количество студентов, обучающихся по контракту. Наоборот бюджетное финансирование ВУЗов не увеличивается. Контроль учебно-методического обеспечения ВУЗов осуществляется Министерством образования и науки КР. Контроль санитарно–гигиенического состояния учебной базы ВУЗов серьезно не проводится. В то же время контрактное обучение предусматривает обеспечение учебного процесса надлежащей инфраструктурой, литературой, учебными и вспомогательными помещениями, обеспечения условий питания и отдыха.
Целью настоящей работы было изучение общественного мнения студентов о соответствии условий учебы и отдыха в медицинских ВУЗах Кыргызстана существующим санитарно-гигиеническим нормам и заявленных в рекламных проспектах предложений.
Методы. Проведен осмотр учебных и вспомогательных помещений, центров отдыха. Проведено анкетирование 50 студентов медицинского факультета Кыргызско-Российского Славянского Университета (КСРУ) и Кыргызской государственной медицинской академии (КГМА) по следующей анкете, (вопросы выбраны самими студентами):
Анкета:
«Учеба и Отдых в Медицинском ВУЗе».
- Возраст:
- Пол: 1) Ж, 2) М?
- Университет: 1) КРСУ, 2) КГМА?
- Курс: 1) 1, 2) 2, 3) 3, 4) 4, 5) 5, 6) 6?
- Город или село (ПМЖ)?
- Если вы иностранец, как часто вы ездите домой?
- Ваше семейное положение?
- Какая самая многочасовая пара? (указать предмет и часы (академ час 45 мин))
- Время начала учебного дня?
- Время конца учебного дня?
- Есть ли у вас перерывы между парами и сколько они длятся.?
- Есть у вас перерывы во время пары и сколько они длятся?
- Учитывает ли ваши интересы созданное расписание (корретно ли оно): 1) Да, 2) Нет?
- Есть ли такие предметы, по которым сначала проходят семинарские занятия, а потом лекции (указать предмет)?
- Есть ли у вас свободное время: 1) Да, 2) Нет? На что вы его тратите?
- Спите ли вы днем после учебы: 1) Да, 2) Нет, 3) Нет, я сплю на занятиях?
- Как много времени у вас занимает самостоятельная подготовка к занятиям?
- По вашему мнению достаточно ли учебной литературы в вашем ВУЗе?
- Отражается ли это на вашу самостоятельную подготовку?
- Сколько у вас учебных дней: 1) 5; 2) 6?
- На выходных вы: 1) занимаетесь домашними делами , 2) гуляете с друзьями, 3) бездельничаете, 4) готовитесь заранее к семинарским занятиям, 5) другие варианты (напишите что вы делаете)?
- Во сколько вы ложитесь спать во время учебных дней?
- Во сколько вы ложитесь спать во время выходных?
- Во сколько вы встаете во время учебных дней?
- Во сколько вы встаете во время выходных?
- Как часто вы ходите в развлекательные центры: 1) никогда; 2) 1 раз в месяц; 3) 1 раз в неделю;4) 2 раза в неделю; 5) чаще 2х раз в неделю.
- Много ли вы знаете центров отдыха в городе Бишкек? (указать любимый(е))?
- Какие кружки в университете вы посещаете?
- Сколько длятся каникулы между семестрами?
- Успеваете ли вы отдохнуть за это время: 1) Да, 2) Нет?
- Существуют ли у вас в ВУЗе коллективные мероприятия (поход в кино, на природу с группой) указать пример?
- Какой вы предпочитаете отдых: 1) активный, 2) пассивный?
- Если вы занимаетесь спортом, то каким?
- Устраивает ли вас форма проведения занятий по физической культуре: 1) Да, 2) Нет?
- Ваши личные пожелания в сфере отдыха в общем и в университете?
Полученные результаты.
Экспертная оценка (эксперт медицинской аккредитационной комиссии Кыргызской Республики) свидетельствует, что большинство учебных комнат медицинского факультета КРСУ не соответствует требованиям СанПиН 2.1.2.1002-00, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01, СанПиН 2.1.3.1375-03, СанПиН 2.2.4.548-96, СанПиН 2.1.2.1002-00, так как зачастую расположены в цокольных этажах и подвалах. В КГМА практически все учебные помещения соответствуют этим требованиям. Вспомогательные помещения частично соответствуют санитарным нормам.
Многие кафедры КРСУ отдалены от пунктов питания. Большой проблемой для КРСУ является отсутствие доступа в туалеты, прилежащие к лекционным залам. Кафедры разбросаны по всему городу, переезд не укладывается в отведенное для перерыва время. В КГМА переезд между кафедрами не идет в ущерб учебному времени.
Из-за плотности расписания в КРСУ лекция (двухчасовое занятие) идет 120 минут без перерыва, что нарушает нормы трудового кодекса для преподавателей и санитарные нормы для студентов.
Анкетирование подтвердило то, что имеются нарушения режима учебы и отдыха в КРСУ, в КГМА также негативные оценки режима имели место, но были достоверно меньшими, чем в КРСУ.
Недостаток учебной литературы отмечали 100 % КРСУ и 43 % КГМА.
При наличии почти 30 кружков самодеятельности и творчества в КРСУ 86 % студентов не знали об их наличии и не принимали личного участия.
Отдых в летние каникулы, несмотря на наличие у КРСУ загородной базы науки и отдыха, а также пансионата на озере Иссык-Куль, остается не организованным.
В то же время в КРСУ больше, по сравнению с КГМА, рутинных коллективных мероприятий, но участие в них жестко добровольно-принудительное.
На вопрос «Устраивает ли вас форма проведения занятий по физической культуре?» 92 % студентов медицинского факультета КРСУ ответили отрицательно, в КГМА отрицательно ответили 44 % респондентов. Это связано с отсутствием спортивных сооружений на медицинском факультете КРСУ. Выходом из этой ситуации студенты считают сдачу спортивных нормативов без обязательного посещения занятий физкультуры, не обеспеченных спортивным инвентарем и сооружениями.
Выводы:
В части медицинских вузов Кыргызстана, несмотря, на оговоренные в договорах об обучениях на контрактной основе, и действующее законодательство в области высшего образования, вопросы обеспечения учебного процесса и отдыха студентов, не решаются. Имеющаяся база отдыха используется неэффективно. Участие в культурных мероприятиях происходит формально.
Список литературы:
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1076-01 Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий.
- СанПиН 2.1.2.1188-03 2.1.2. Проектирование, строительство и эксплуатация жилых зданий, предприятий коммунально-бытового обслуживания, учреждений образования, культуры, отдыха, спорта.
- СанПиН 2.1.3.1375-03. Гигиенические требования к размещению, устройству, оборудованию и эксплуатации больниц, родильных домов и других лечебных стационаров.
- СанПиН 2.2.4.548-96 Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений (1 октября 1996 г.№ 21).
- СанПиН 2.1.2.1002-00 Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям (15 декабря 2000 г.).