Статья:

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ДЖЕНЕРИКОВ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Конференция: XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Решетник М.А., Степанькова О.А. ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ДЖЕНЕРИКОВ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/10(16).pdf (дата обращения: 25.06.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 279 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ В ОБЛАСТИ ОРИГИНАЛЬНЫХ ЛЕКАРСТВЕННЫХ ПРЕПАРАТОВ И ДЖЕНЕРИКОВ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ

Решетник Мария Александровна
студент ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, фармацевтического колледжа, РФ, г. Красноярск
Степанькова Ольга Александровна
студент ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, фармацевтического колледжа, РФ, г. Красноярск
Потупчик Татьяна Витальевна
научный руководитель, канд. мед. наук ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, РФ, г. Красноярск

 

 В последнее время все чаще поднимается вопрос об использовании оригинальных и дженерических лекарственных препаратов. В литературе приводятся всевозможные аргументы в пользу одного или другого. Оригинальный препарат — лекарственное средство, содержащее впервые полученную фармацевтическую субстанцию или новую комбинацию фармацевтических субстанций, эффективность и безопасность которых подтверждены результатами доклинических исследований лекарственных средств и клинических исследований лекарственных препаратов. Воспроизведенное лекарственное средство (дженерик) — лекарственное средство, содержащее такую же фармацевтическую субстанцию или комбинацию таких же фармацевтических субстанций в такой же лекарственной форме, что и оригинальное лекарственное средство, и поступившее в обращение после поступления в обращение оригинального лекарственного средства [1, с. 4]. Объем продаж дженериков в России достигает 80 %. Производители дженериков, стремясь снизить цену на продукцию, закупают дешёвые субстанции более низкого качества, а также используют другие вспомогательные вещества и меняют технологию производства [2, с. 28; 3, с. 3]. Различия в скорости растворения и всасывания препарата, изменение его биодоступности и биоэквивалентности могут привести к токсическим или аллергическим явлениям и снижают эффективность лечения [4, с. 173]. С осведомленности потребителя о лекарственных препаратах начинается его ответственное отношение к лечению. При опросах потребителей по данным литературы было установлено, что при выборе безрецептурных препаратов важным источником информации служит реклама, 77 % потребителей прислушиваются к советам фармацевтов [5]. По статистике лишь 20 % больных грамотно принимают лекарства, назначенные врачом.

Целью данной работы было определение осведомленности медицинских работников в области лекарственных препаратов.

Для проведения исследования нами была разработана анкета, с помощью которой было опрошено150 медицинских работников, из них 19 — провизоров, 20 — фармацевтов, 79 — врачей, 11 — научных сотрудников, 21 — медицинских сестер. По половому признаку респонденты распределились: 11 мужского пола, 139 женского пола. Полученные результаты подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением ППП “Statistika 5.5 forWindows”.

Результаты исследования.

Среди опрошенных считают, что знают, что такое оригинальный препарат и дженерик 94,7 % — провизоров и 100,0 % — фармацевтов, 97,5 % врачей, 90,9 % — научных сотрудников и 90,5 % — медицинских сестер.

Однако, отвечая на вопрос, что такое дженерик, правильно отвечали, что это копии оригинальных препаратов меньшее число врачей, научных сотрудников и медицинских сестер (рис. 1).

 

Рисунок 1. Осведомленность медицинских работников

 

Считают, что дженерики отличаются по цене 73,7 % — провизоров, 65 % — фармацевтов, 73,4 % — врачей, 81,8 % — научных сотрудников, 33,3 % — медицинских сестер. Считают, что они отличаются по торговому названию 63,2 % — провизоров, 60,0 % — фармацевтов, 60,8 % — врачей, 45,5 % — научных сотрудников, 33,3 % — медицинских сестер. Отвечали, что отличаются по вспомогательным веществам 73,7 % — провизоров, 80,0 % — фармацевтов, 44,3 % — врачей, 81,8 % — научных сотрудников, 33,3 % — медицинских сестер. Считают, что дженерик и оригинальный препарат отличаются по эффективности лечебного эффекта 47,4 % — провизоров, 70,0 % — фармацевтов, 54,4 % — врачей, 36,4 % — научных сотрудников, 52,4 % — медицинских сестер. Неправильно считают, что дженерик отличается от оригинального препарата по международному непатентованному названию 10,5 % — провизоров, 10,0 % — фармацевтов, 7,6 % — врачей, 18,2 %— научных сотрудников, 4,8 % — медицинских сестер (рис. 2).

 

Рисунок 2. Осведомленность в области отличия дженериков от оригинальных препаратов

 

Для получения информации о дженериках 68,4 % — провизоров, 65,0 % — фармацевтов, 49,4 % — врачей, 72,7 % — научных сотрудников, 0,0 % — медицинских сестер используют справочную литературу. Из интернета получают информацию 31,6 % — провизоров, 10,0 % — фармацевтов, 40,5 % — врачей, 54,5 % — научных сотрудников, 42,9 % — медицинских сестер. Считают, что можно получить информацию из инструкции к препарату 26,3 % — провизоров, 50,0 % — фармацевтов, 43,0 % — врачей, 36,4 % — научных сотрудников, 42,9 % — медицинских сестер. Пользуются другими источниками 10,5 % — провизоров, 10,0 % — фармацевтов, 16,5 % — врачей, 9,05 % — научных сотрудников, 14,3 % — медицинских сестер (рис. 3).

 

Рисунок 3. Используемые источники информации

 

Известно, что синонимы лекарственных препаратов — препараты с одинаковым действующим веществом. Так считают 89,5 % — провизоров, 95,0 % — фармацевтов, 73,4 % — врачей, 72,7 % — научных сотрудников, 61,9 % — медицинских сестер. Неверно считают, что препараты с разным действующим веществом — синонимы. Так считают 10,5 % — провизоров, 0,0 % — фармацевтов, 6,3 % — врачей, 18,2 % — научных сотрудников, 0,0 % — медицинских сестер (рис. 4).

 

Рисунок 4. Осведомленность в области синонимов лекарственных препаратов

 

Аналоги лекарственных препаратов — препараты с разным действующим веществом и одинаковым механизмом действия. Это известно 84,2 % — провизорам, 95,0 % — фармацевтам, 45,6 % — врачей, 72,7 % — научных сотрудников, 9,5 % — медицинских сестер. Неверно считают, что аналоги лекарственных препаратов это — препараты с одинаковым действующим веществом. Так считают 10,5 % — провизоров, 15,0 % — фармацевтов, 55,7 % — врачей, 18,2 % — научных сотрудников, 85,7 % — медицинских сестер (рис. 5).

 

Рисунок 5. Осведомленность в области аналогов лекарственных препаратов

 

Правильно считают, что дженерики — это копии оригинальных препаратов 94,7 % — провизоров, 95,0 % — фармацевтов, 69,6 % — врачей, 81,8 % — научных сотрудников, 42,9 % — медицинских сестер. Ошибочно считают, что дженерики — это впервые синтезированные, прошедшие полный цикл доклинических и клинических исследований лекарственных средств, защищенные патентом 5,3 % — провизоров, 10,0 % — фармацевтов, 12,7 % — врачей, 0,0 % — научных сотрудников, 19,0 % — медицинских сестер (рис. 6).

 

Рисунок 6. Осведомленность в области дженериков лекарственных препаратов

 

Для провизоров выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 42,1 % от стоимости, в 5,3 % от рекламы, в 5,3 % от формулярного списка, 21,0 % — от совета коллеги, в 21,0 % — от совета фармацевта, в 14,3 % — от совета иных лиц, в 84,2 % — вследствии прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности.

Для фармацевтов выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 60,0 % от стоимости, в 0,0 % от рекламы, в 0,0 % от формулярного списка, 15,8 % — от совета коллеги, в 20,0 % — от совета фармацевта, в 10,0 % — от совета иных лиц, в 70,0 % — вследствие прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности.

Для врачей выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 54,4 % от стоимости, в 6,3 % от рекламы, в 27,9 % от формулярного списка, 24,0 % — от совета коллеги, в 12,9 % — от совета фармацевта, в 5,1 % — от совета иных лиц, в 68,4 % — вследствие прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности.

Для научных сотрудников выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 72,7 % от стоимости, в 9,1 % от рекламы, в 45,5 % от формулярного списка, 18,2 % — от совета коллеги, в 45,5 % — от совета фармацевта, в 0,0 % — от совета иных лиц, в 81,9 % — вследствие прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности.

Для медицинских сестер выбор при покупке оригинального или дженерического лекарственного препарата зависит в 71,4 % от стоимости, в 0,0 % от рекламы, в 14,3 % от формулярного списка, 4,8 % — от совета коллеги, в 14,3 % — от совета фармацевта, в 0,0 % — от совета иных лиц, в 4,8 % — вследствие прочтения научных статей по результатам терапевтической эквивалентности (рис. 7).

 

Рисунок 7. Выбор при покупке лекарственных препаратов

 

Проведенные нами исследования осведомленности среди медицинских работников свидетельствуют о том, что большинство опрошенных полагают, что они знают, что такое оригинальный препарат и дженерик: 94,7 % — провизоров, 100,0 % — фармацевтов, 97,5 % врачей, 90,9 % — научных сотрудников, 90,5 % — медицинских сестер. Однако среди них правильно считают, что дженерики — это копии оригинальных препаратов 94,7 % — провизоров, 95 % — фармацевтов, 69,6 % — врачей, 81,2 % — научных сотрудников, 42,9 % — медицинских сестер. Основанием выбора оригинального препарата или дженерика у всех опрошенных является стоимость, а также для провизоров, фармацевтов, врачей и научных сотрудников — результаты терапевтической эквивалентности в научных статьях.

 

Список литературы:
1.    Белоусов Ю.Б. Дженерики — мифы и реалии // Ремедиум. — 2003. — № 4 — С. 4—9.
2.    Герасимов В.Б., Лукьянов С.В. Еще раз к вопросу о дженериках // Фарм. вестник. — 2004. — № 18(339) — С. 28—29.
3.    Панюшин Р.Л. Оригинальные и дженериковые препараты: единство или борьба противоположностей? // Фарм. Вестник. — 2003. — № 16. — С. 23.
4.    A. Schneider, L.A. Wessjohann. Сравнение профилей примесей в фармацевтических препаратах методом ВЭЖХ — МС/МС I Всероссийская конференция: Современные методы химико-аналитического контроля фармацевтической продукции. Москва, 1—4 декабря, 2009. — Абстракт С. 173—174.
5.    http://www.coolreferat.com/Проблема_безрецептурного_отпуска_лекарств_часть=2.
6.    http://www.zdravsamara.ru/healthy-behavior/know/know1_368.html.