Статья:

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИМИДЖА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ У ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Конференция: XVII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Анисимова В.С. ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИМИДЖА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ У ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(16). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/10(16).pdf (дата обращения: 09.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА СФОРМИРОВАННОСТИ ИМИДЖА МЕДИЦИНСКОЙ СЕСТРЫ У ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА

Анисимова Валентина Сергеевна
студент Медицинского колледжа № 5, РФ, г. Москва
Ободникова Мария Владимировна
научный руководитель, преподаватель высшей квалификационной категории Медицинского колледжа № 5, РФ, г. Москва
Введение.

В последние годы профессиональный навык сам по себе еще не обеспечивает достойную репутацию в рабочих кругах. Для этого необходимо создать свой неповторимый имидж, положительное представление, которое в глазах окружающих человек создает о себе сам и которое выступает как внешнее отражение его личности и показатель человеческих качеств. Именно имидж создает первое впечатление о человеке.

Специальность медицинской сестры относится к разряду публичных профессий, которые, прежде всего, связаны с авторитетом среди населения, их профессиональная успешность определяется привлекательным имиджем. Еще Гиппократ указывал, что следует «держать себя чисто, иметь хорошую одежду и натираться благоухающими мазями, ибо все это обыкновенно приятно для больных». Эффект личного обаяния и влияние, которое средний медицинский работник оказывает на людей, являются важными инструментами его профессиональной деятельности. Нельзя забывать, что больные хотят видеть медицинского работника идеальным специалистом, но если они обнаруживают недостатки в его внешнем виде, то относят их к его профессиональной деятельности. Пациент может доверять тому специалисту, в общении с которым он чувствует себя комфортно, предсказуемо, в чьем профессиональном и человеческом авторитете он уверен. Пациентам недоступна информация, позволяющая объективно и в полной мере оценить уровень профессионализма медицинской сестры, глубину ее знаний и опыт. Однако мнение о медицинской сестре как о человеке формируется в течение нескольких минут общения на основании внешних наблюдений и того впечатления, которое она производит на окружающих. Необходимо учитывать, что в момент коммуникации окружающие воспринимают и расшифровывают не только осознаваемые и контролируемые человеком сигналы, но и неконтролируемые, которым доверяют больше. Именно внешний вид и манера поведения формируют готовность пациента действовать по отношению к нему определенным образом и обусловливают психологическую установку всех участников диалога (пациента, его родственников, коллег, руководителей, подчиненных) на стремление к контакту и эффективному взаимодействию или на противостояние во всех или наиболее важных аспектах медицинской коммуникации.

Формирование имиджа медицинской сестры у выпускников медицинского колледжа является актуальной проблемой на сегодняшний день. Медицинских работников со студенческой скамьи необходимо учить тому, как выглядеть и как вести себя, чтобы внушать доверие, как у пациентов и их родственников, так и у коллег по работе. В дальнейшей деятельности им придется взаимодействовать с людьми — непосредственно или опосредованно. А любое взаимодействие между людьми означает взаимное влияние их друг на друга. Одним из важнейших каналов влияния на окружающих является имидж — тот образ, который возникает и формируется в сознании людей.

Цель исследования: выявить основные составляющие имиджа медицинской сестры.

Задачи исследования:

1.  проанализировать литературные источники, зарубежные практические и теоретические опыты по вопросам создания имиджа;

2.  выявить психологические факторы формирования имиджа и механизм формирования имиджа;

3.  подобрать методики по оценке составляющих имиджа;

4.  провести практическое исследование сформированности имиджа у выпускников медицинского колледжа.

Объект исследования: имидж медицинской сестры.

Предмет исследования: оценка сформированности имиджа медицинской сестры у выпускников медицинского колледжа.

Методы исследования:

1.  изучение литературных источников;

2.  методы систематического и эмпирического анализа;

3.  анкетирование, опросы, обработка данных.

 1.  Понятие имиджа.

Современные политические, социально-экономические и культурные условия актуализировали проблемы, связанные с имиджем. В общественном сознании закрепилось представление об имидже как об «определенной ценности, от наличия и качества которой зависит жизненный успех, как и успешность любой деятельности, индивидуальной или коллективной» [6, с. 12]. Теория имиджа считается относительно новой областью исследований, которые ведутся в рамках различных наук — психологии, социальной философии, культурологии, антропологии, экономики и др. В связи с этим строгие научные представления об имидже и его месте в ряду других научных категорий только начинают формироваться. Как отмечает Б.Л. Борисов, «в современном русском языке английское слово “image” наделяется такой емкостью и многозначностью, что его по праву можно отнести к категории мультикультурных символов. Образ, мотив, роль, амплуа, маска, типаж, мода, установка, фасад, репутация, лицедейство, прогнозируемое ожидание — вот, думается, еще не совсем полный перечень смыслов этого понятия» [1, с. 383]. Использование буквального перевода слова image с английского языка в повседневной практике приводит к ситуации, когда иноязычный термин заменяется отечественным словом «образ», хотя очевидно, что понятия «имидж» и «образ» аккумулируют разные историко-культурные значения [7, с. 7].

В «Новом словаре русского языка» имидж трактуется как «образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения и т. п., способствующие воздействию на окружающих» [2]. В настоящее время слово «имидж» активно используется в повседневной практике, в индустрии развлечений, в публицистических текстах, в практическом менеджменте, что является показателем востребованности его для обозначения явления действительности, нуждающегося в теоретическом осмыслении.

Исследователи выделяют несколько видов имиджа: зеркальный, текущий, желаемый, множественный и корпоративный. Остановимся на них более подробно.

Зеркальный (субъективный) — это имидж, свойственный нашему представлению о себе, мы как бы смотримся в зеркало и рассуждаем, какие мы. Обычно этот вид имиджа позитивен, и, следовательно, его отрицательным моментом будет минимальный учет мнения сторон.

Текущий (объективный) имидж — тот, который соответствует взгляду со стороны. При формировании текущего имиджа учитывается мнение, как отдельных людей, коллег, деловых партнеров, так и всего коллектива.

Желаемый (моделируемый) — тот имидж, к которому мы стремимся. Особенно он важен для вновь создаваемых организаций или видов бизнеса, для нового товара. Поскольку о новом товаре или продукции еще ничего не известно, то воспринимают его как единственно возможный через имидж, который демонстрируется на презентации. Все сказанное касается и нового работника, занявшего вакантную должность делового человека.

Множественный — это имидж, который образуется при наличии нескольких независимых структур вместо единой корпорации, например медицинской организации: своя символика, единая униформа, бренд и т. д.

Корпоративный — имидж организации в целом, а не отдельных подразделений или результатов ее работы. Для корпоративного имиджа важны фирменный стиль, репутация в глазах общественности, степень стабильности и конкурентоспособности. Особо важен этот имидж для финансовых структур [5, с. 15]. Существует множество медицинских учреждений, но у каждой их них есть свои отличительные черты, свои символы, свой стиль общения с клиентами. При этом у потребителей формируется единый образ медицинской организации.

Имидж должен носить целостный, согласованный характер. Кроме перечисленных, существуют и другие виды имиджа, разные подходы к нему, которые возникают в зависимости от поставленных целей и задач.


2.  Структура личностного имиджа

Структура личностного имиджа включает, прежде всего:

·     внешние смыслообразующие признаки, то есть те ценности, которые человек несет миру и окружающим.

             I.          Внешний облик медицинской сестры или ее портретные характеристики, обычно включают: физические данные (рост, фигура); костюм (одежда, обувь, аксессуары); прическу и маникюр; манеру поведения и речи; жесты и позы; взгляд и мимику; особенности голоса [5, с. 23].

          II.          Социально-ролевые характеристики имиджа:

·     репутация (общественное мнение о человеке, основанное на истории его жизни, личных достижениях и заслугах);

·     амплуа (разыгрываемая социальная роль);

·     легенда (история жизни человека, полезность для общества).

      III.          Имиджевая символика.

·     имя (если у работника имя оригинальное, симпатичное, интересное, то оно более узнаваемо и запомнится пациентам и сотрудникам);

·     личные символы (цвет, числа, герб, логотип, марка). Цвет, как известно, оказывает влияние на организм и настроение человека.

·     личная атрибутика (повторяющиеся детали и признаки внешнего вида).

·     социальные символы или символы социального престижа (деньги, положение в обществе, профессия, занимаемая должность, марка машины, предпочитаемый вид спорта).

       IV.          Индивидуально-личностные свойства: профессионально важные качества; доминирующие индивидуальные характеристики; стиль взаимоотношений с людьми; пропагандируемые идеи; базовые ценности.

Индивидуально-личностные характеристики личности являются устойчивыми и неизменными компонентами имиджа. Они связаны с идеологиями, которые не меняются десятилетиями, а также с еще более постоянными культурными архетипами. Иначе говоря, существует некий постоянный набор черт и качеств, который обязательно должен демонстрировать руководитель [3, с. 66—67].

Имидж медицинского работника нельзя рассматривать в отрыве от его профессиональной деятельности. Поскольку практически любая работа связана в основном с общением, то большое значение имеет умение человека выстраивать взаимодействие с пациентами, родственниками, коллегами и руководителями. Значимой имиджевой характеристикой является умение конструктивно общаться, не порождая конфликтных ситуаций, а в случае их возникновения — умение грамотно анализировать и разрешать конфликт [5, с. 113]. Для создания благоприятного имиджа помимо врожденных характеристик и качеств многие другие факторы также определяют профессиональный успех. Ключевыми среди них являются позитивные представления о самом себе, способность эффективно и продуктивно устанавливать первый контакт и взаимоотношения с людьми [5, с. 302].


3.  Механизмы формирования имиджа.

Формирование имиджа медицинской сестры может идти двумя путями: стихийно (спонтанно) или целенаправленно. В первом случае это естественный процесс, проходящий без внешнего давления, одним из результатов которого является становление человека как индивидуальности. Медицинская сестра выступает той личностью, которой она является на самом деле (или тем, кем ему легче всего быть). Имидж такого рода не требует изменений в том случае, если он гармонично сочетается с особенностями организационной культуры и занимаемой должности [8, с. 61].

Второй путь предполагает активное формирование, которое необходимо, если:

·     медицинская сестра является «чужой» по отношению к организации;

·     медицинская сестра не имеет большого опыта работы;

·     размер организации столь велик, что сотрудники не могут составить адекватное представление о деятельности медсестры и ее личности (и это приводит к снижению трудовой мотивации).

Здесь создание имиджа связано с надеванием некоторой маски, и успех в этом случае обусловлен двумя основными факторами: насколько правильно выбрана маска, и насколько она близка личности самого работника. От правильности выбора маски зависит, насколько имидж будет соответствовать типу корпоративной культуры и, следовательно, насколько он окажется эффективным. Второй фактор влияет на скорость и легкость процесса формирования имиджа, а также является предпосылкой гармоничного встраивания маски в структуру личности медицинского работника.

Процесс искусственного формирования имиджа связан чаще всего с проведением специальных мероприятий и процедур индивидуальной и организационной работы и требует тщательного анализа внутренних условий жизнедеятельности организации [4].

4.  Результаты эмпирического исследования.

В рамках исследования перед нами поставлена следующая цель: выявить отношение студентов к имиджу и его составляющим. Для реализации поставленной цели нами модифицирована методика «Самомаркетинг», которая и проведена на базе исследования.

В ходе проведенного анкетирования студентов, учащихся на последнем курсе медицинского колледжа, удалось оценить, насколько сформированы определенные характеристики имиджа медицинской сестры у выпускников.

По субъективному мнению студентов выпускников у них сформированы следующие составляющие имиджа:

Хорошо сформированы следующие поведенческие характеристики:

1.  умение подать себя, произвести благоприятное впечатление;

2.  умение взаимодействовать с другими людьми для достижения поставленной цели;

3.  умение вести себя конструктивно в ситуации конфликта;

4.  умение вести себя в ситуациях неформального общения, следовать правилам этикета.

 

Рисунок 1. «Хорошая» сформированность поведенческих характеристик

 

сформированы удовлетворительно:

1.  умение держать себя с незнакомыми людьми, поведение в непривычной ситуации;

2.  умение управлять репутацией;

3.  умение вести переговоры и осуществлять презентации.

 

Рисунок 2. «Удовлетворительная» сформированность поведенческих характеристик

 

Хорошо сформированы следующие личностные характеристики:

1.  решительность, энергичность;

2.  эвристический оптимизм, обаяние;

3.  умение вызывать к себе доверие;

4.  справедливость, честность и беспристрастность;

5.  коммуникабельность (письменная, устная).

 

Рисунок 3. «Хорошая» сформированность личностных характеристик

 

сформированы удовлетворительно:

1.  умение устанавливать контакты и партнерские отношение;

2.  уверенность в себе;

3.  эмоциональный самоконтроль (управление стрессом);

4.  способность брать на себя ответственность;

5.  способность к аттракции (умение нравится другим);

6.  эмпатический потенциал;

7.  искусство контакта взглядом.

 

Рисунок 4. «Удовлетворительная» сформированность личностных характеристик

 

Самопрезентация: приведенные ниже характеристики сформированы хорошо:

1.  умение одеваться в соответствии с ситуацией;

2.  внешность, в том числе ухоженность;

3.  внутренняя энергетика.

 

Рисунок 5. «Хорошая» сформированность самопрезентации

 

сформированы удовлетворительно:

1.  дикция и словарный запас (четкость и богатство речи);

2.  умение управлять языком тела;

3.  владение техниками саморекламы;

4.  умение создавать и оформлять презентационные документы.

 

Рисунок 6. «Удовлетворительная» сформированность самопрезентации

 

Заключение.

Имидж — обобщенный портрет личности, создающийся в представлении групп общественности на основании заявлений и практических дел личности и, формирующий в общественном или индивидуальном сознании эмоциональное отношение к личности. Создание привлекательного имиджа составляет очень существенную личностную и профессиональную характеристику. От правильности подобранного и сформированного делового имиджа будет зависеть то, насколько руководитель способен расположить к себе сотрудников, клиентов, профессионально и грамотно вести свои дела, привлекать партнеров и т. д.

Мы проанализировали взгляд выпускников на свою будущую профессию и сделали следующие выводы:

·     выпускники психологически считают себя готовыми для осуществления профессиональной деятельности;

·     такие компоненты имиджа, как умение подать себя, произвести благоприятное впечатление, умение взаимодействовать с другими людьми для достижение поставленной цели, умение вести себя конструктивно в ситуации конфликта, умение вести себя в ситуациях неформального общения, следовать правилам этикета, решительность, энергичность, эвристический оптимизм, обаяние, умение вызывать к себе доверие, справедливость, честность и беспристрастность, коммуникабельность (письменная, устная), умение одеваться в соответствии с ситуацией, внешность, внутренняя энергетика сформированы хорошо;

·     следует обратить внимание на такие составляющие имиджа, как умение держать себя с незнакомыми людьми, поведение в непривычной ситуации, умение управлять репутацией, умение вести переговоры и осуществлять презентации, умение устанавливать контакты и партнерские отношение, уверенность в себе, эмоциональный самоконтроль (управление стрессом), способность брать на себя ответственность, способность к аттракции (умение правится другим), эмпатический потенциал, дикция и словарный запас (четкость и богатство речи), а также умение управлять языком тела, владение техниками саморекламы, умение создавать и оформлять презентационные документы и т. д.

Таким образом, имидж специалиста является одним из главных атрибутов его профессиональной деятельности. Задача создания профессионального имиджа медицинской сестры должна быть осознанным выбором и быть ориентирована на общие каноны, сформировавшиеся в результате исторической медицинской практики. Это, прежде всего, высокий уровень профессионализма, нравственность и наличие эмпатии. Атмосфера медицинской и сестринской практики, образования должна создавать условия, которые бы культивировали желаемые качества, требуемые от медсестры.

 

Список литературы:
1.    Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001 — 624 с.
2.    Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка: Толково-образоват. М., 2000. Т. 1: А—О.
3.    Змановская Е.В. Руководство по управлению личным имиджем. СПб.: Изд-во Речь, 2005. — 144 с.
4.    Колоскова М. Внутренний имидж руководителя компании // научно-практический журнал Персонал-микс. — 2003. — № 6.
5.    Панфилова А.П. Имидж делового человека. СПб.: Изд-во ИВЭСЭП, Знание, 2007. — 490 с.
6.    Перелыгина Е.Б. Психология имиджа: Учебное пособие. М.: Аспект Пресс, 2002 — 223 с.
7.    Почепцов Г.Г. Имиджелогия: теория и практика. — Киев: СП «АДЕФ», 1998. — 320 с.
8.    Творогова Н.Д. Психология управления. Лекции. М.: ГЭОТАР–МЕД, 2001. — 384 с.