Статья:

ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Кибеко А.С. ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/11(17).pdf (дата обращения: 20.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 146 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ЛЕЧЕБНОЙ ФИЗКУЛЬТУРЫ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Кибеко Александра Сергеевна
студент Карагандинского Государственного Технического Университета, Республика Казахстан, г. Караганда
Эрзямкина Ирина Владимировна
научный руководитель, преподаватель Карагандинского Государственного Технического Университета, Республика Казахстан, г. Караганда

 

Здоровье дарит человеку счастье и возможность активно трудиться долгие годы. Болезнь же лишает жизнь радости, приносит много горя и страданий не только больным, но и их близким. Применение средств физической культуры с лечебной и профилактической целью широко используется при комплексном лечении не только в больницах, поликлиниках, санаториях, но и в индивидуальном порядке.

Правильное применение лечебной физической культуры (ЛФК) ускоряет выздоровление, способствует восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению к нормальной жизнедеятельности. Эффективность лечебной физкультуры подтверждена веками. Врачи Древней Греции Гиппократ, Акслепиад и др. считали что физические упражнения очень важны для любого лечения. Древнеримский врач Клавдий Гамен рекомендовал больным не только гимнастические упражнения, но и греблю, верховую езду, охоту, собирание плодов, прогулки, массаж. Врач и философ Средней Азии Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) в «Каноне врачебной науки» широко пропагандировал физические упражнения как важный элемент лечебной и профилактической медицины.

Лечебная физкультура (кинезиотерапия) — метод неспецифической тренирующей, патогенетической терапии и реабилитации больных средствами физической культуры и спорта, которая используют в сочетании с другими терапевтическими средствами.

Лечебная физкультура оказывает общеукрепляющее, оздоровительное воздействие, увеличивает физическую работоспособность, усиливает кровообращение, восстанавливает подвижность суставов, укрепляет связки, улучшает функции сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, вырабатывает устойчивость организма к болезням. Каждый орган выполняет свою функцию, поэтому нужно уделять внимание и поддерживать в тонусе весь организм. Для нормального функционирования организма как системы необходима нагрузка, в случае болезни строго дозированная.

Лечебная физкультура (ЛФК) подразделяется на два вида: общая и специальная.

Общая ЛФК применяется для оздоровления всего организма, специальная ЛФК направлена на оздоровление отдельных органов и систем. Физические упражнения в лечебной физкультуре делят на три группы: гимнастические, спортивно-прикладные и игровые. Гимнастические упражнения состоят из определенных движений, которые оказывают благотворное воздействие на развитие мышц, а также гибкость суставов. Упражнения по дыхательной гимнастике можно условно разделить на общеукрепляющие и специальные. Общеукрепляющие упражнения в лечебной физкультуре подразделяются по анатомическому признаку (для мышц верхних и нижних конечностей, туловища, брюшного пресса и т. д.), активности (пассивные, активные, с расслаблением), направленности (подготовительные, корригирующие, дыхательные), с использованием предметов (нарядов) или без них. Дыхательная гимнастика оказывает положительное воздействие на организм, повышает мышечный тонус, увеличивает скорость обмена веществ. Физические и дыхательные упражнения стимулируют деятельность сердечно-сосудистой системы. Благодаря этому кровь лучше циркулирует по капиллярам, что интенсифицирует питание клеток и тканей организма, ускоряет выведение шлаков. Эти процессы повышают защитные силы организма. Усиленно функционируют и органы дыхания. Дыхательные движения учащаются, становятся глубже, расправляются альвеолы в легких, укрепляются дыхательные мышцы (межреберные мышцы и диафрагма). Усиленная работа различных мышечных групп приводит к увеличению количества нервных импульсов с периферических нервных окончаний в центральную нервную систему, что оказывают возбуждающее воздействие на кору больших полушарий головного мозга, эндокринную систему (надпочечники), кожу (потовые железы). Гимнастические упражнения активизируют деятельность жизненно важных систем организма и создают условия для его нормальной работы.

Специальные упражнения применяют для определенных органов и систем. Так, при сколиозе или плоскостопии общеукрепляющие упражнения направлены на предотвращение недуга. Прогрессирующее заболевание требует специального комплекса упражнений. В восстановительный период нужен индивидуальный подход, подбор адекватного комплекса упражнений. Лечебная гимнастика развивает все группы мышц организма. Так, тренировка локтевого сустава не только стимулирует его гибкость, но и помогает человеку нарастить мышечную массу. Специальные упражнения применяют в сочетании с общеукрепляющими. Специалист по лечебной физкультуре должен уточнить наличие противопоказаний. Занятия проходят по принципу: от простого к сложному.

Все упражнения подразделяются на динамические и статические. При выполнении динамических упражнений происходит чередование сокращений определенных групп мышц с их расслаблением. При выполнении статических упражнений тело находится в одном определенном положении некоторое время, при этом усиливается гибкость и растяжимость связок, улучшается кровообращение определенных участков тела.

Физические упражнения, выполняемые человеком в повседневной жизни (ходьба, бег, прыжки), используются в лечебной физкультуре как прикладные. Дозированное применение ходьбы, бега оказывает благоприятное влияние на общее самочувствие, а также на дыхательную, сердечно-сосудистую, нервную системы.

Общеукрепляющее воздействие на организм оказывают различные игры, которые вызывают положительные эмоции, производят оздоравливающий эффект. Они могут быть неподвижными, подвижными, спортивными. Все движения человеческого тела осуществляются в трех взаимно перпендикулярных плоскостях (в сагиттальной (переднезадней), фронтальной и горизонтальной плоскостях) и разделяются на три группы:

  • повороты и круговые движения;
  • сгибание и разгибание;
  • отведение и приведение.

Переднезадняя плоскость разделяет тело на левую и правую половины, горизонтальная плоскость пересекает тело в поперечном направлении, разделяя его на верхний и нижний отделы, фронтальная плоскость делит тело и его части на передний и задний отделы. Возможность принимать и удерживать различные положения тела в пространстве осуществляется благодаря мышечному тонусу, т. е. непроизвольному напряжению мышц в состоянии покоя. Любое движение осуществляется в результате сокращения или расслабления определенной группы мышц.

Лечебная физкультура — это один из важнейших элементов современного комплексного лечения, под которым понимается индивидуально подобранный комплекс лечебных методов и средств: консервативного, хирургического, медикаментозного, физиотерапевтического, лечебного питания и др. Комплексное лечение воздействует не только на патологически измененные ткани, органы или системы органов, но и на весь организм в целом. Удельный вес различных элементов комплексного лечения зависит от стадии выздоровления и необходимости восстановления трудоспособности человека. Существенная роль в комплексном лечении принадлежит лечебной физической культуре как методу функциональной терапии. Физические упражнения влияют на реактивность всего организма и вовлекают в общую реакцию механизмы, которые участвовали в патологическом процессе. В связи с этим лечебную физкультуру можно назвать методом патогенетической терапии.

 

Список литературы:

  1. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.o-med.ru/ (дата обращения 01.11.2014).
  2. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.medical-enc.ru/ (дата обращения 01.11.2014).
  3. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www. dic.academic.ru/ (дата обращения 01.11.2014).