Статья:

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА У ПОДРОСТКОВ И ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Букатов Д.В., Курочкин А.А. ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА У ПОДРОСТКОВ И ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/11(17).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 331 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ, ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СТАТУСА У ПОДРОСТКОВ И ЛИЦ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Букатов Даниил Викторович
студент ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, фармацевтического колледжа, РФ, г. Красноярск
Курочкин Арсений Александрович
студент ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, фармацевтического колледжа, РФ, г. Красноярск
Потупчик Татьяна Витальевна
научный руководитель, канд. мед. наук ГБОУ ВПО «Красноярский государственный медицинский университет им. проф. Войно-Ясенецкого» МЗ РФ, РФ, г. Красноярск
Соловьева Александра Александровна

 

В настоящее время изучение психосоматических расстройств среди учащейся молодежи приобретает особую важность. Как показывает анализ литературы, эти вопросы занимают ведущее место в кругу медико-биологических, социальных и психолого-педагогических исследований [4, с. 69; 1, с. 49]. В представлениях о природе тревожности можно проследить два подхода. Первый — понимание тревожности, как изначально присущего человеку свойства в норме и необходимого для оптимального приспособления к действительности (адаптации). Второй — понимание тревожности, как реакции на враждебный внешний мир. Доминирование тревожности, как устойчивого образования, свидетельствует о нарушениях в личностном развитии, препятствующему нормальной деятельности общению. В конечном итоге, доминирование тревожности может приводить к развитию неврозов, реактивных психозов и психастений [3, c. 66]. С повышением учебных нагрузок риск дезадаптации увеличивается, поэтому раннее выявление адаптационных нарушений и их коррекция способствует предотвращению более глубоких расстройств адаптации в виде соматических и нервно-психических нарушений [2, с. 53]. Исследования факторов тревожности и адаптации логически связаны с изучением поведенческих факторов риска различных социально значимых отклонений психосоматического здоровья [6, с. 15; 7, с. 138; 8, с. 130]. В связи с чем не вызывает сомнений актуальность изучения психоэмоционального состояния у подростков и студентов.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей социально-психологической адаптации и психосоматических расстройств у учащихся разных возрастов.

В начале учебного года было обследовано 60 студентов второкурсников фармацевтического колледжа КрасГМУ в возрасте от 17 до 20 лет (основная группа) и 60 подростков общеобразовательной школы 12—16 лет (группа сравнения). Проводилось анкетирование с использованием опросника «Панические расстройства» (DSM-IV, 1994, Diagnostic and Statistical Manual of mental disorders), госпитальной шкалы оценки тревоги и депрессии (HADS) (Zigmond A.S. еt Snaith R.P., 1983), шкалы Кови (Covi Anxiety Scale), анкеты «Социально-психологическая адаптация» К. Роджерса и Р. Даймонда. Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке на персональном компьютере с применением ППП “Statistika 5.5 forWindows”.

Результаты исследования.

1.  Изучение показателей социально - психологической адаптации.

Для описания основных показателей социально-психологической адаптации мы использовали определения Б.Д. Карвасарского [5].

При изучении показателей адаптивности, как приспособления живого организма к постоянно изменяющимся условиям существования во внешней среде, была выявлена преимущественно средняя оценка у 95 % студентов и 78 % подростков. Низкая оценка адаптивности достоверно чаще встречалась у подростков и составляла 22 % в сравнении со студентами, где данный показатель составлял 1,7 % (р=0,0007) (рис. 1).

 

Рисунок 1. Сравнительная характеристика адаптивности у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — низкая оценка, 2 — средняя оценка, 3 — высокая оценка

 

Проявления дезадаптивности (неприспособленности психической деятельности к условиям окружающей среды) в 2 раза чаще встречались у студентов (66,7 %) в сравнении с подростками (32 %) (р=0,0003) (рис. 2).

 

Рисунок 2. Сравнительная характеристика дезадаптивности у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — низкая оценка, 2 — средняя оценка

 

Показатель приятие себя (достоинство) выражает представление о ценности личности и отражает моральное отношение человека к самому себе и общества к этому человеку. Высокая оценка данного показателя чаще встречалась у подростков, у студентов чаще наблюдалась средняя оценка. Низкую оценку имели чаще подростки (7,5 %) в сравнении со студентами — 1,7 %.

Неприятие себя (перфекционизм) — сверхценное влечение к совершенству. Человек не способен принять себя таким, как он есть, испытывает сильный душевный дискомфорт, страдает от комплексов. Умеренно выраженные проявления неприятия себя наблюдались у 46,7 % студентов и у 34,1 подростков.

Показатель приятие других (эмпатия) характеризует понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир имел средние оценки у большинства студентов и подростков (рис 3.) Наряду с этим недостаточно выраженные проявления эмпатии чаще наблюдались у подростков (16,3 %) в сравнении со студентами (1,7 %) (р=0,0057).

 

Рисунок 3. Сравнительная характеристика эмпатии у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — низкая оценка, 2 — средняя оценка, 3 — высокая оценка

 

Неприятие других (дискриминация, стигматизация) как осознанное или сложившееся в культуре на уровне обычая ограничение возможностей социальной самореализации в большей степени было характерным для студентов (63,3 %), чем для подростков (44,4 %).

Большая часть студентов и подростков имели средние оценки показателя эмоциональный комфорт — это ощущение признания личностной, человеческой ценности и значимости независимо от того, какими качествами обладает человек. У 18,6 % подростков была выражена низкая степень эмоционального комфорта и значительно реже (5 %) данный показатель встречался у студентов (р=0,0275) (рис. 4).

 

Рисунок 4. Сравнительная характеристика показателя эмоциональный комфорт у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — низкая оценка, 2 — средняя оценка, 3 — высокая оценка

 

Умеренно выраженный эмоциональный дискомфорт (фрустрация) — психическое состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми трудностями, возникающими на пути к решению задачи, в 2 раза чаще испытывали студенты в сравнении с подростками (р=0,0023). Высокая степень выраженности эмоционального дискомфорта наблюдалась у незначительного числа студентов (3,3 %) (рис. 5).

 

Рисунок 5. Сравнительная характеристика показателя эмоциональный дискомфорт у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — низкая оценка, 2 — средняя оценка, 3 — высокая оценка

 

Показатель внутренний контроль (адекватное самопонимание, осознание, самоконтроль) понимание самого себя, собственной психической жизни, взаимосвязей и взаимоотношений в самом себе и с самим собой, представления о самом себе за счет интеграции сознанием неосознаваемого ранее материала имел среднюю оценку у большинства студентов и подростков. Низкая оценка чаще была характерна для подростков в сравнении со студентами (рис. 6).

 

Рисунок 6. Сравнительная характеристика показателя внутренний контроль у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — низкая оценка, 2 — средняя оценка, 3 — высокая оценка

 

Внешний контроль (экзистенция) существование: человек прозревает свою экзистенцию через борьбу, страдание, смерть. Постигая свою экзистенцию, человек обретает заботу, любовь, совесть, решимость. Данный показатель чаще имел низкие оценки у подростков (61,5 %) в сравнении со студентами (36,7 %, р=0,0153) (рис. 7).

 

Рисунок 7. Сравнительная характеристика показателя внешний контроль у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — низкая оценка, 2 — средняя оценка

 

У показателя доминирование — главенствующее положение над другими субъектами (господствование, преобладание, быть основным, командование) в основном наблюдалась средняя оценка в обеих группах у 62,5—65 % учащихся, низкая оценка наблюдалась у 30 % студентов и 32,2 подростков, высокая оценка встречалась значительно реже — у 5 % студентов и 5,4 % подростков.

Показатель ведомость — свойство личности, проявляющееся в повышенной восприимчивости к психическому воздействию со стороны другого лица или группы лиц, чаще имел среднюю оценку у 75 % студентов и 59,5 % подростков, низкая оценка наблюдалась у 25 % студентов и 35,7 % подростков, высокая оценка наблюдалась у 4,8 % подростков. Эскапизм (уход от проблем) — это индивидуалистическо-примиренческое стремление личности уйти от действительности в мир иллюзий и фантазий. Данный показатель был умеренно выражен у 83,3 % студентов и 68,2 % подростков, более выражен у 4,8 % подростков. Адаптация, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды, была выражена высокой оценкой у 55 % студентов и у 62 % подростков. Умеренно сниженные показатели адаптации наблюдались у 45 % студентов и 36 % подростков. Низкая оценка наблюдалась только у 2 % подростков.

Самопринятие — степень принятия человеком самого себя, удовлетворенность нынешним уровнем индивидуального развития, личностных особенностей. Низкий уровень самопринятия может доходить до очень болезненных состояний, когда человек ненавидит всего себя и хочет коренным образом измениться наблюдался у студента в единичном случае, умерено сниженная степень самопринятия была характерна для 10 % студентов и 15 % подростков. Принятие других отражает уровень дружественности — враждебности к окружающим людям, к миру. Высокие баллы по этой шкале означают принятие людей, одобрение их жизни и отношение к себе в целом, ожидание позитивного отношения к себе окружающих. У большинства обследуемых была выявлена высокая оценка приятия других. Средняя оценка наблюдалась у 38,3 % студентов и 30,6 % подростков. Низкая оценка у 3,3 % студентов и у 6,1 % подростков.

Эмоциональная комфортность — состояние уверенности, спокойствия, удобства, когда человек всем доволен, оптимистичен, открыто выражает свои чувства, свободен от страха и тревоги. Половина студентов и 67,4 % подростков испытывают высокий уровень эмоциональной комфортности. Среднюю оценку имели 40 % студентов и 27,9 % подростков, низкая оценка эмоциональной комфортности встречалась значительно реже у 10 % студентов и 4,7 % подростков.

Интернальность — это уровень субъективного контроля. Чем выше интернальность, тем в большей степени человек считает именно себя причиной происходящего с ним. Высокий уровень интернальности чаще отмечался у подростков — 76 % в сравнении со студентами — 53,3 % (р=0,0139). Средняя оценка чаще встречалась у студентов (43,3 %) в сравнении с подростками (22 %) (р=0,0030). Низкая оценка интернальности встречалась эпизодически в обеих группах (рис. 8).

 

Рисунок 8. Сравнительная характеристика показателя интернальность у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — низкая оценка, 2 — средняя оценка, 3 — высокая оценка

 

Стремление к доминированию было выражено в высокой степени у 21,7 % студентов и 27 % подростков. У 48,3 % студентов и 46 % школьников преобладали средние оценки стремления к доминированию, низкие оценки наблюдались у 30 % студентов и 27 % подростков.

2.  Панические расстройства.

Панические расстройства проявлялись у 65,6 % студентов, что почти в 2 раза чаще, чем среди подростков (34,4 %). Симптомы тревоги значительно чаще наблюдались у студентов (53,3 %) в сравнении с подростками (18,8 %). Тревожные состояния встречались у 12 % студентов и у 2 % школьников.

Внезапные приступы паники возникали у 26,7 % студентов и 12,5 % подростков. Постоянное беспокойство испытывали чаще студенты — 21,7 % в сравнении с подростками, у которых данное расстройство встречалось в 2,6 % случаев. Различия оказались статистически значимы (р=0,0087). Беспокойство о значимости приступа и его последствий испытывали 30 % студентов и значительно реже подростки — 7,9 % (р=0,0093) (рис. 9).

 

Рисунок 9. Сравнительная характеристика панических расстройств у студентов и подростков (%). Примечание: 1 - постоянное беспокойство, 2 - беспокойство о значимости приступа и его последствий, 3 - существенное изменение поведения

 

3.  Тревога и депрессия.

Симптомы тревоги значительно чаще наблюдались у студентов (53,3 %) в сравнении с подростками (18,8 %). Тревожные состояния встречались у 11,7 % студентов и у 1,6 % школьников (рис. 10).

 

Рисунок 10. Распространенность симптомов тревоги и тревожных состояний у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — симптомы тревоги, 2 — тревожные состояния

 

Число лиц, имеющих проявления субклинической тревоги, оказалось больше в группе студентов (31,7 %), чем у подростков (12,5 %). Выраженная тревога встречалась в 10 раз чаще у студентов, чем у подростков (рис. 11).

 

Рисунок 11. Сравнительная характеристика степени выраженности тревоги у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — субклиническая тревога, 2 — выраженная тревога

 

Для оценки степени выраженности тревоги нами была использована шкала Кови. Отраженные в ней симптомы характеризуют различные формы проявления тревожных расстройств — жалобы, поведение, соматические симптомы. Среди различных форм тревожных расстройств жалобы на ощущение нервозности, дрожи, повышенной пугливости, неожиданного беспричинного страха; опасения, напряжения или взвинченность; необходимость избегать определенные места и виды деятельности из-за возникновения страха; трудность сосредоточения на выполняемой задаче были умеренно выражены у 28,3 % студентов и у 17,8 % подростков. Значительно выраженные данные жалобы отмечались только у 6,6 % студентов. Умеренно выраженные изменения поведения (испуг, дрожь, беспокойство, пугливость, взвинченность) регистрировались у 8,3 % студентов и у 4,6 % подростков. Значительные изменения поведения отмечались у 5% студентов.

Соматические симптомы тревоги в виде повышенного потоотделения, тремора, усиленного или ускоренного сердцебиения, затрудненного вдоха, ощущения приливов жара или холода, беспокойного сна, более частого посещения ванной комнаты, дискомфорта в эпигастральной области; «кома» в горле были умеренно выражены у 13,3 % студентов и у 2,3 % подростков. Значительно выраженные соматические симптомы тревоги наблюдались у 10 % студентов и у 2,3 % подростков.

Проявления субклинической депрессии чаще наблюдались у студентов (15 %) и у 7,8 % школьников. Процентное соотношение выраженной депрессии распределено практически одинаково: у 5 % студентов и у 3,1 % подростков.

 

Рисунок 12. Сравнительная характеристика степени выраженности тревоги у студентов и подростков (%). Примечание: 1 — субклиническая депрессия, 2 — выраженная депрессия

 

Выводы:

1.  Имеются особенности социально-психологической адаптации у лиц различных возрастных групп. В большей степени нарушения (изменения) социально-психологической адаптации характерны для подростков. В структуре нарушений социально-психологической адаптации у подростков преобладают низкие оценки адаптивности, приятия себя, недостаточно выраженные проявления эмпатии, низкая степень выраженности эмоционального комфорта, внутреннего и внешнего контроля. В структуре нарушений социально-психологической адаптации у студентов преобладают проявления дезадаптивности, неприятие других, эмоциональный дискомфорт.

2.  Панические расстройства у студентов регистрируются в 2 раза чаще, чем у подростков.

3.  Эмоциональный статус студентов в большей степени характеризуется проявлениями субклинически выраженной тревоги и депрессии.

 

Список литературы:
1.    Зорина И.Г. Особенности психоэмоционального состояния школьников в течение учебного года // Рос.педиатр. журн. — 2013. — № 2. — С. 47—51.
2.    Иванова И.В. Состояние здоровья и социально-психологические особенности учащихся школ разного типа / И.В. Иванова, Н.Л. Черная, Е. И. Сенягина // Рос. педиатр. журн. — 2010. — № 2. — С. 53—55.
3.    Кожевникова Н.Г. Особенности заболеваемости студентов-подростков в процессе адаптации к обучению в ВУЗе // Педиатрия. — 2011. — № 4. — С. 65—68.
4.    Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся / Ю.А. Рахманин, И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова [и др.] // Гигиена и санитария. — 2010. — № 2. — С. 67—70.
5.    Психотерапевтическая энциклопедия. / Под ред. Б.Д. Карвасарского — 3-е изд., перераб.и доп. — Питер-Юг; 2006. — 944 с.
6.    Туттер Н.В. Клинические, нейрофизиологические и психологические особенности пациентов с паническими расстройствами при неврозах // Журнал неврологии и психиатрии. — 2008. — № 12. — С. 11—15.
7.    Филиппова Е.А. Ранняя диагностика невротических и патохарактерологических расстройств у школьников // Педиатрия. — 2011. — № 2. — С. 138—141.
8.    Чубаровский В.В., Некрасов М.А. Пограничные психические расстройства и аддиктивные формы поведения у лиц подросткового и юношеского возраста. Орел; 2005. — 128 с.