Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРСОПАТИИ У СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Дергунова М.И. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРСОПАТИИ У СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/11(17).pdf (дата обращения: 19.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРОФИЛАКТИКИ ДОРСОПАТИИ У СТУДЕНТОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Дергунова Марина Ивановна
студент государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Кинель-Черкасский медицинский колледж», РФ, Самарская область, с. Кинель-Черкассы
Пузанова Любовь Валентиновна
научный руководитель, преподаватель высшей квалификационной категории ГБОУ СПО КЧМК, РФ, Самарская область, с. Кинель-Черкассы

 

Современный студент отличается малоподвижным, в основном сидячим образом жизни. При этом максимальную нагрузку несут мышцы туловища и шеи. При их длительном напряжении нагрузка ложится на позвоночный столб, в частности на межпозвоночные диски. В этом состоит наиболее распространенный механизм развития дорсопатии, наиболее частой причиной которого является остеохондроз позвоночника — дегенеративно-дистрофические изменения в позвоночнике и окружающих тканях.

В последние годы остеохондроз резко «помолодел», и начальная его стадия проявляется уже в подростковом возрасте. Об этом говорят результаты ежегодных медосмотров детей и подростков. Все больше пациентов в возрасте от 15 до 20 лет обращаются к неврологу с жалобами на боли в спине.

Неуклонный рост заболеваемости остеохондрозом позвоночника, тенденция к «помолодению» дебюта этого заболевания, малоподвижный образ жизни современного студента определили тему исследования.

Цель работы: обосновать необходимость введения физкультминуток во время теоретических занятий в медицинском колледже как средства профилактики остеохондроза.

Задачи:

1.  Проанализировать динамику заболеваемости остеохондрозом позвоночника в Кинель-Черкасском районе Самарской области;

2.  Собрать данные об информированности обучающихся младших курсов Кинель-Черкасского медицинского колледжа о данном заболевании и о необходимости проведения профилактических мероприятий;

3.  Разработать и распространить среди обучающихся памятки, содержащие:

a)  информацию о заболевании;

b)  комплекс профилактических упражнений.

4.  Организовать и провести цикл физкультминуток во время теоретических занятий в медколледже.

5.  Дать оценку эффективности физкультминуток.

Работа по выполнению поставленной цели проводилась в рамках творческого объединения «Здоровый человек и его окружение» на базе Кинель-Черкасского медицинского колледжа.

Для обозначения актуальности проблемы собраны и проанализированы статистические данные по распространенности дорсопатии в нашем районе (Таблица 1, Рисунок 1).

Таблица 1.

Сведения о распространенности дорсопатии среди жителей Кинель-Черкасского района за 2007—2013 годы



 

Годы


Зарегистрировано больных


Всего


в т. ч. с диагнозом, установленным впервые в жизни


2007


123


23


2008


141


28


2009


100


19


2010


181


29


2011


183


27


2012


183


21


2013


187


28

 

Исследовалась учетная форма № 12 по ГБУЗ СО «Кинель-Черкасская ЦРБ» за 2007—2013 годы. Получены следующие результаты:

1.  Заболеваемость дорсопатиями с 2007 по 2013 годы имеет четкую тенденцию к росту — на 52 % (123—187).

2.  Снижение заболеваемости в 2009 году на 29 % (141—100).

3.  Рост заболеваемости с 2009 по 2013 год на 87 % (100—187).

 

Рисунок 1. Сведения о распространенности дорсопатии среди жителей Кинель-Черкасского района за 2007—2013 годы

 

С целью изучения уровня информированности обучающихся младших курсов Кинель-Черкасского медицинского колледжа об остеохондрозе позвоночника и необходимости проведения профилактических мероприятий был проведен соцопрос. В Кинель-Черкасском медицинском колледже обучаются лица с возраста 15 лет и старше. Дорсопатии обучающиеся медколледжа изучают на старших курсах.

Перед началом исследования были распространены анкеты среди обучающихся 2—3 курсов по специальности Сестринское дело в количестве 75 человек. Это возрастная категория 16—17 лет. Получены следующие данные:

1.  Знания об остеохондрозе ограничивались представлением об остеохондрозе как о заболевании, возникающем в глубокой старости, при котором беспокоят боли в спине.

2.  Более 70 % опрошенных уверены, что «это им вряд ли грозит» и «до этого еще дожить надо», профилактику проводить нужно, но не раньше, чем с 40 лет.

3.  Почти у 20 % человек уже периодически наблюдаются первые симптомы остеохондроза! А это возрастная группа 16—17 лет.

Результаты опроса оказались неутешительными. Ведь обучение часто предполагает сидячий образ занятий (лекции, семинары, работа за компьютером, дополнительной литературой, просматривание видеофильмов и т. д.). Малоподвижный, сидячий образ жизни способствует развитию остеохондроза позвоночника на шейном и верхнегрудном уровне.

Клинические проявления остеохондроза шейного отдела выражаются в головных болях, вестибулярных нарушениях, тошноте, ухудшении зрения, слабости, расстройства сна, памяти, тяжести в голове. Всё это приводит к снижению работоспособности и, как следствие, снижение усвоения материала.

С целью информирования обучающихся проведен цикл бесед об остеохондрозе в обследуемой группе обучающихся.

Следующим этапом работы стало составление и распространения среди обучающихся памяток, содержащих краткие сведения о причинах остеохондроза позвоночника, а также комплекс профилактических упражнений.

Памятка для студента.

Причины, способствующие возникновению остеохондроза:

      наследственная предрасположенность;

      нарушение обмена веществ в организме, инфекции, интоксикации;

      избыточный вес, неправильное питание;

      возрастные изменения;

      травмы позвоночника;

      нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие;

      неблагоприятные экологические условия;

      малоподвижный образ жизни;

      подъем тяжестей, чрезмерная статическая нагрузка на позвоночник;

      резкое прекращение регулярных тренировок профессиональными спортсменами;

      нервное перенапряжение, стрессовые ситуации, курение;

      переохлаждение, неблагоприятные метеоусловия.

Комплекс упражнений для профилактики остеохондроза шейного отдела позвоночника.

1.  В положении сидя согните шею, максимально приблизив подбородок к груди, после чего медленно наклоните голову назад, стараясь заглянуть за спину. Повтор — 5 раз.

2.  Поверните голову влево, зафиксируйте ее в таком положении, а затем сделайте поворот вправо. Повтор — 5—10 раз.

3.  В положении сидя «нарисуйте» носом в воздухе цифры от 0 до 9, прорисовывая все элементы.

4.  Осторожно в медленном темпе вращайте голову сначала по часовой стрелке, затем в обратную сторону. Повтор — 5—10 раз.

5.  Обхватите затылок руками и сложите их в замок. Надавите ими на затылок, и в это же время опускайте голову назад, оказывая сопротивление. Повтор — 5—10 раз.

Обследуемым было предложено выполнять эти упражнения ежедневно во время подготовки домашнего задания. Кроме того, под руководством заведующего творческим объединением, на её занятиях в течение двух месяцев регулярно проводились физкультурные паузы, во время которых также обучающимися выполнялись эти упражнения.

По истечении данного времени с обследуемыми была вновь организована встреча. Выяснилось, что упражнения в домашних условиях выполняли всего 5 % студентов, и то нерегулярно. Упражнения, проводимые в рамках теоретических занятий «понравились» всем. Студенты отмечали улучшения общего состояния, занятия проходили интереснее и как бы на одном дыхании. У многих студентов уменьшились головные боли, сонливость.

Заключение.

Ежедневное выполнение физических упражнений помогает укрепить мышцы, сохранить позвоночник гибким и подвижным.

Физкультминутки во время теоретических занятий — эффективное средство профилактики остеохондроза среди обучающейся молодежи. Кроме того они:

1.  Повышают работоспособность и активность обучающихся на занятиях.

2.  Снижают мышечное напряжение.

3.  Улучшают настроение.

4.  Улучшают самочувствие.

5.  Повышают успеваемость.

6.  Дисциплинируют обучающихся.

7.  Повышают качество жизни.

Нельзя не учесть и того момента, что это средство профилактики не требует никаких материальных затрат, занимает всего 3—5 минут от урока, и при всем этом систематические занятия способствуют формированию у молодежи здорового образа жизни.

 

Список литературы:
1.    Болезни периферической нервной системы / Попелянский Я.Ю. — 2008 г.
2.    Дегенеративно-дистрофические заболевания / И.Н. Шевелев, А.О. Гуща / АБВпресс — 2009 г.
3.    Заболевания позвоночника / Полный справочник / Авдеев А.В., Вешкин А.К., Гладенин В.Ф — 2008 г.
4.    Медицинская реабилитация / Руководство для врачей / Под ред. В.А. Епифанова — М.: МЕДпресс, 2008 г.
5.    Оптимальные режимы двигательной активности у детей и взрослых в норме и патологии / Научный обзор. / Под ред. В.Л. Уткина. — М., 2007 г.
6.    Остеохондроз. Комплекс лечебной биомеханической гимнастики / Фохтин В. — М.: Эксмо, 2012. — 224 с.
7.    Остеохондроз. Лучшие методы лечения / О.Н. Родионова, Г.А. Никитина / Вектор — 2007 г.