ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И ВИТАМИННОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Секция: 4. Медицинские науки
XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И ВИТАМИННОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
По данным современных исследований и медицинской статистики отмечается общая тенденция снижения потенциала здоровья подрастающего поколения, в том числе возрастает доля алиментарно-зависимых заболеваний в общей структуре заболеваемости. Негативные изменения в состоянии здоровья современных городских школьников в значительной степени обусловлены воздействием медико-биологических, социально-психологических, санитарно-гигиенических факторов и среды обитания [1; 3].
Для ребенка школьного возраста система образования является средой обитания, так как с пребыванием в учреждениях образования связана значительная часть его деятельности. Поэтому актуальным направлением первичной профилактики, направленным на поддержание здоровья учащихся и обеспечения эффективности их обучения, является внедрение новых технологий здоровьесбережения [2; 5]. Модифицирующим фактором, через который можно влиять на состояние здоровья детского организма, его рост и развитие является питание.
Цель исследования — оценить фактическое питание и витаминный статус учащихся и разработать мероприятия, направленные на профилактику выявленных отклонений. В исследовании участвовали 200 учащихся начального (7—10 лет), среднего (11—14 лет) и старшего (15—17 лет) школьного возраста.
Для оценки фактического питания использовались двухнедельные меню-раскладки. Определение и оценка пищевой и энергетической ценности, а также сбалансированность рациона проведены с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов Российской Федерации и в соответствии с действующим и нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии [4; 6].
Определение уровня водорастворимых витаминов в моче (В1, В2, В6), а также жирорастворимых витаминов в сыворотке крови (А и Е) проведено на анализаторе «Флюорат-02-АБЛФ-Т» посредством флюориметрического метода. Содержание витамина С в моче определенопутем визуального титрованияс реактивом Тильманса.
Для статистической обработки данных использованы параметрический критерий Стьюдента, непараметрический метод Манна-Уитни, угловой φ-критерий Фишера. При проведении корреляционного анализа использованы методы Пирсона и Спирмена.
Установлено, что питание учащихся не соответствует принципам рациональности. Так, не выполняется принцип количественной характеристики. Энергетическая ценность рационов питания превысила физиологическую норму для младшей возрастной группы на 20 %, для девочек 11—14 лет — на 9 %, а для 15—17-летних юношей была ниже нормы на 13 %.
Выявлено, что нарушено выполнение принципа качественной характеристики. Количество белков в рационах превысило норму во всех группах, при этом наибольшее превышение на 44 % выявлено для 7—10-летних детей. Содержание жиров превысило на 11 % нормы для учащихся 7—10 лет, а для 15—17-летних юношей было на 20 % ниже физиологической нормы. Количество ПНЖК (ω-6, ω-3) меньше норм для 15—17-летних юношей на 22 % и на 9 % для девушек. Уровень углеводов выше норм для младших школьников на 14 % и ниже на 18 % для юношей старшего звена обучения, при этом количество полисахаридов меньше норм потребления для всех групп на 14 %. Рацион дефицитен по содержанию кальция на 36 % для младшей возрастной группы и на 42 % для всех остальных.
Рационы бедны по железу для всех групп: от 18 % для девушек старшей возрастной группы и до 76 % для младшей. Установлен дефицит калия на 23 % и магния на 25 % для старшей возрастной группы, тогда как для 7—10-летних выявлен избыток магния на 20 %, хлоридов на 28 %, калия на 113 %.
Для средней возрастной группы рацион избыточен по калию на 28 % и хлоридам — на 15 %. Количество цинка и фосфора превысило нормы для исследуемых групп, при этом наибольшее превышение на 37 % и 21 % выявлено для младших школьников. Избыточное поступление меди и натрия установлено для младшего и среднего звена обучающихся, при этом наибольшее превышение на 55 % и 38 % выявлено для младших школьников. Для всех возрастных и половых групп установлен дефицит йода, составивший от 44 до 56 %, селена — от 72 % до 83 % и фтора — от 87 % до 90 %. Поступление хрома с рационом для младшей возрастной группы выше рекомендуемых величин на 108 %, для средней — на 25 %, а для старшей возрастной группы установлен дефицит на 11 %.
Наибольший дефицит поступления витамина А на 81 %, витамина В1 на 17 %, витамина В2 на 31 % выявлен в старшей возрастной группе.
Количество витамина РР в рационе на 23 % превысило норму для младших школьников и было ниже нормы на 8 % для юношей старшей возрастной группы. Для всех возрастных и половых групп рацион избыточен по витамину С (от 56 % до 133 %) и пиридоксину (от 43 % до 90 %). Количество в рационах биотина, токоферола и витамина В5 для старших школьников ниже нормы на 51 %, 14 %, 7 %—16 % соответственно, тогда как для младших школьников установлен избыток биотина на 22 % и витамина В5 на 54 %, а для средней возрастной группы — избыток витамина В5 составил 32 %. Недостаток фолиевой кислоты выявлен в исследуемых группах, при этом наибольший дефицит на 59 % выявлен для старших школьников.
Кроме того, при анализе рациона установлена несбалансированность рационов всех исследуемых групп по основным компонентам: белкам, жирам и углеводам, Ca и P, Са и Mg, а также белкам и витамину С.
При оценке содержания рибофлавина в моче учащихся установлено, что уровень ниже физиологической нормы у учащихся младшего школьного возраста на 43,5 %, у учащихся среднего школьного возраста — на 15 %, а у старшего — на 16,4 % (рис. 1).
---- нижняя граница нормы
Рисунок 1. Обеспеченность организма учащихся витамином В2
Кроме того содержание рибофлавина у учащихся среднего и старшего возраста достоверно ниже, чем у младших школьников (р<0,05), а доля гимназистов, имеющих дефицит витамина В2, составила от 86 % в младшей и средней возрастной группе до 92 % в старшей (рис. 2).
У учащихся исследуемых групп выявлено недостаточное содержание в организме жирорастворимых витаминов. Так, содержание ретинола в сыворотке крови ниже физиологической нормы на 10 % у учащихся младшего и среднего звена обучения и на 13,3 % — у старшего.
Рисунок 2. Удельный вес учащихся с недостаточной обеспеченностью витаминами, %
Уровень токоферола в сыворотке крови ниже референтных значений у младших школьников на 26,5 %, у среднего звена — на 8,7 %, у старшего — на 15,5 % (рис. 3).
---- нижняя граница нормы
Рисунок 3. Обеспеченность организма учащихся ретинолом и токоферолом
При изучении распределения учащихся в зависимости от обеспеченности организма жирорастворимыми витаминами установлено, что более половины школьников имели низкое содержание ретинола и токоферола в сыворотке крови. При этом с возрастом доля учащихся, имеющих гиповитаминоз А увеличивается с 40 до 81 %, а с гиповитаминозом Е с 50 % до 88 %.
Средний уровень витаминов В1 и С в биосубстратах организма учащихся исследуемых групп соответствовал физиологическим нормам. Средний уровень витамина В6 находился в пределах референтных значений в средней и старшей возрастной группе, тогда как в младшей был снижен на 13 % (рис. 4).
---- нижняя граница нормы
Рисунок 4. Обеспеченность организма учащихся пиридоксином
Вместе с тем необходимо отметить, что около половины учащихся имели дефицитное содержание в организме тиамина, пиридоксина и аскорбиновой кислоты.
Дефицит поступления с продуктами питания, нарушенный баланс между пищевыми веществами и витаминами в рационах питания способствовали алиментарной витаминной недостаточности. Так недостаточное содержание ретинола и рибофлавина в рационах питания вызвало их недостаточный уровень в организме, что подтверждается наличием достоверной прямой корреляционной связи (r=0,89; р=0,05).
Полученные в результате исследования данные позволяют сделать вывод о том, что для коррекции выявленных отклонений витаминного статуса учащихся необходимо привести рационы питания учащихся в соответствие с действующими методическими рекомендациями путем использования при составлении рационов специально обогащенных продуктов питания и витаминизации блюд. Для устранения выявленных гиповитаминозных состояний учащихся и в качестве важного профилактического компонента здоровьесберегающих технологий рекомендуется прием современных адаптированных поливитаминных препаратов.
Список литературы:
1. Конь И.Я. Актуальные проблемы организации питания школьников / И.Я. Конь, Л.Ю. Волкова, С.А. Димитриева // Здоровье населения и среда обитания. — 2009. — № 5 (194). — С. 4—8.
2. Кучма В.Р., Блинова Е.Г., Оглезнев Г.А. Основы рационального питания и гигиеническая оценка пищевого статуса: монография. — Омск: Издательство ОмГМА, 2007. — 174 с.
3. Маймулов В.Г. Питание и здоровье детей / В.Г. Маймулов, И.Ш. Якубова, Т.С. Чернякина — СПб: СПбГМА им. Мечникова, 2003. — 354 с.
4. МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ».
5. Онищенко Г.Г. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях / Г.Г. Онищенко // Вопросы питания. — 2009. — Том 78. — № 1. — .С. 16—21.
6. Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник / Скурихин И.М., Тутельян В.А. — Москва: ДеЛи Принт, 2007. — 276 с.