Статья:

ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И ВИТАМИННОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Конференция: XVIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 4. Медицинские науки

Выходные данные
Фатеева Н.И., Шевченко А.А., Прасолова Д.А. ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И ВИТАМИННОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(17). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/11(17).pdf (дата обращения: 03.08.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 105 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ И ВИТАМИННОГО СТАТУСА ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Фатеева Наталья Ивановна
студент Оренбургского государственного медицинского университета, РФ, г. Оренбург
Шевченко Анастасия Алексеевна
студент Оренбургского государственного медицинского университета, РФ, г. Оренбург
Прасолова Дарья Александровна
студент Оренбургского государственного медицинского университета, РФ, г. Оренбург
Тришина Светлана Павловна
научный руководитель, канд. мед. наук, доц. Оренбургского государственного медицинского университета, РФ, г. Оренбург
Володина Елена Анатольевна

 

По данным современных исследований и медицинской статистики отмечается общая тенденция снижения потенциала здоровья подрастающего поколения, в том числе возрастает доля алиментарно-зависимых заболеваний в общей структуре заболеваемости. Негативные изменения в состоянии здоровья современных городских школьников в значительной степени обусловлены воздействием медико-биологических, социально-психологических, санитарно-гигиенических факторов и среды обитания [1; 3].

Для ребенка школьного возраста система образования является средой обитания, так как с пребыванием в учреждениях образования связана значительная часть его деятельности. Поэтому актуальным направлением первичной профилактики, направленным на поддержание здоровья учащихся и обеспечения эффективности их обучения, является внедрение новых технологий здоровьесбережения [2; 5]. Модифицирующим фактором, через который можно влиять на состояние здоровья детского организма, его рост и развитие является питание.

Цель исследования — оценить фактическое питание и витаминный статус учащихся и разработать мероприятия, направленные на профилактику выявленных отклонений. В исследовании участвовали 200 учащихся начального (7—10 лет), среднего (11—14 лет) и старшего (15—17 лет) школьного возраста.

Для оценки фактического питания использовались двухнедельные меню-раскладки. Определение и оценка пищевой и энергетической ценности, а также сбалансированность рациона проведены с использованием таблиц химического состава пищевых продуктов Российской Федерации и в соответствии с действующим и нормами физиологических потребностей в пищевых веществах и энергии [4; 6].

Определение уровня водорастворимых витаминов в моче (В1, В2, В6), а также жирорастворимых витаминов в сыворотке крови (А и Е) проведено на анализаторе «Флюорат-02-АБЛФ-Т» посредством флюориметрического метода. Содержание витамина С в моче определенопутем визуального титрованияс реактивом Тильманса.

Для статистической обработки данных использованы параметрический критерий Стьюдента, непараметрический метод Манна-Уитни, угловой φ-критерий Фишера. При проведении корреляционного анализа использованы методы Пирсона и Спирмена.

Установлено, что питание учащихся не соответствует принципам рациональности. Так, не выполняется принцип количественной характеристики. Энергетическая ценность рационов питания превысила физиологическую норму для младшей возрастной группы на 20 %, для девочек 11—14 лет — на 9 %, а для 15—17-летних юношей была ниже нормы на 13 %.

Выявлено, что нарушено выполнение принципа качественной характеристики. Количество белков в рационах превысило норму во всех группах, при этом наибольшее превышение на 44 % выявлено для 7—10-летних детей. Содержание жиров превысило на 11 % нормы для учащихся 7—10 лет, а для 15—17-летних юношей было на 20 % ниже физиологической нормы. Количество ПНЖК (ω-6, ω-3) меньше норм для 15—17-летних юношей на 22 % и на 9 % для девушек. Уровень углеводов выше норм для младших школьников на 14 % и ниже на 18 % для юношей старшего звена обучения, при этом количество полисахаридов меньше норм потребления для всех групп на 14 %. Рацион дефицитен по содержанию кальция на 36 % для младшей возрастной группы и на 42 % для всех остальных.

Рационы бедны по железу для всех групп: от 18 % для девушек старшей возрастной группы и до 76 % для младшей. Установлен дефицит калия на 23 % и магния на 25 % для старшей возрастной группы, тогда как для 710-летних выявлен избыток магния на 20 %, хлоридов на 28 %, калия на 113 %.

Для средней возрастной группы рацион избыточен по калию на 2% и хлоридам — на 1%. Количество цинка и фосфора превысило нормы для исследуемых групп, при этом наибольшее превышение на 37 % и 2% выявлено для младших школьников. Избыточное поступление меди и натрия установлено для младшего и среднего звена обучающихся, при этом наибольшее превышение на 55 % и 38 % выявлено для младших школьников. Для всех возрастных и половых групп установлен дефицит йода, составивший от 44 до 5%, селена — от 72 % до 83 % и фтора — от 8% до 90 %. Поступление хрома с рационом для младшей возрастной группы выше рекомендуемых величин на 108 %, для средней на 2%, а для старшей возрастной группы установлен дефицит на 11 %.

Наибольший дефицит поступления витамина А на 81 %, витамина В1 на 17 %, витамина В2 на 31 % выявлен в старшей возрастной группе.

Количество витамина РР в рационе на 23 % превысило норму для младших школьников и было ниже нормы на 8 % для юношей старшей возрастной группы. Для всех возрастных и половых групп рацион избыточен по витамину С (от 56 % до 133 %) и пиридоксину (от 43 % до 90 %). Количество в рационах биотина, токоферола и витамина В5 для старших школьников ниже нормы на 51 %, 14 %, 7 %—16 % соответственно, тогда как для младших школьников установлен избыток биотина на 22 % и витамина В5 на 54 %, а для средней возрастной группы — избыток витамина В5 составил 32 %. Недостаток фолиевой кислоты выявлен в исследуемых группах, при этом наибольший дефицит на 59 % выявлен для старших школьников.

Кроме того, при анализе рациона установлена несбалансированность рационов всех исследуемых групп по основным компонентам: белкам, жирам и углеводам, Ca и P, Са и Mg, а также белкам и витамину С.

При оценке содержания рибофлавина в моче учащихся установлено, что уровень ниже физиологической нормы у учащихся младшего школьного возраста на 43,5 %, у учащихся среднего школьного возраста — на 15 %, а у старшего — на 16,4 % (рис. 1).

 

---- нижняя граница нормы

Рисунок 1. Обеспеченность организма учащихся витамином В2

 

Кроме того содержание рибофлавина у учащихся среднего и старшего возраста достоверно ниже, чем у младших школьников (р<0,05), а доля гимназистов, имеющих дефицит витамина В2, составила от 86 % в младшей и средней возрастной группе до 92 % в старшей (рис. 2).

У учащихся исследуемых групп выявлено недостаточное содержание в организме жирорастворимых витаминов. Так, содержание ретинола в сыворотке крови ниже физиологической нормы на 10 % у учащихся младшего и среднего звена обучения и на 13,3 % — у старшего.

 

Рисунок 2. Удельный вес учащихся с недостаточной обеспеченностью витаминами, %

 

Уровень токоферола в сыворотке крови ниже референтных значений у младших школьников на 26,5 %, у среднего звена — на 8,7 %, у старшего — на 15,5 % (рис. 3).

 

---- нижняя граница нормы

Рисунок 3. Обеспеченность организма учащихся ретинолом и токоферолом

 

При изучении распределения учащихся в зависимости от обеспеченности организма жирорастворимыми витаминами установлено, что более половины школьников имели низкое содержание ретинола и токоферола в сыворотке крови. При этом с возрастом доля учащихся, имеющих гиповитаминоз А увеличивается с 40 до 81 %, а с гиповитаминозом Е с 50 % до 88 %.

Средний уровень витаминов В1 и С в биосубстратах организма учащихся исследуемых групп соответствовал физиологическим нормам. Средний уровень витамина В6 находился в пределах референтных значений в средней и старшей возрастной группе, тогда как в младшей был снижен на 13 % (рис. 4).

 

---- нижняя граница нормы

Рисунок 4. Обеспеченность организма учащихся пиридоксином

 

Вместе с тем необходимо отметить, что около половины учащихся имели дефицитное содержание в организме тиамина, пиридоксина и аскорбиновой кислоты.

Дефицит поступления с продуктами питания, нарушенный баланс между пищевыми веществами и витаминами в рационах питания способствовали алиментарной витаминной недостаточности. Так недостаточное содержание ретинола и рибофлавина в рационах питания вызвало их недостаточный уровень в организме, что подтверждается наличием достоверной прямой корреляционной связи (r=0,89; р=0,05).

Полученные в результате исследования данные позволяют сделать вывод о том, что для коррекции выявленных отклонений витаминного статуса учащихся необходимо привести рационы питания учащихся в соответствие с действующими методическими рекомендациями путем использования при составлении рационов специально обогащенных продуктов питания и витаминизации блюд. Для устранения выявленных гиповитаминозных состояний учащихся и в качестве важного профилактического компонента здоровьесберегающих технологий рекомендуется прием современных адаптированных поливитаминных препаратов.

 

Список литературы:
1.    Конь И.Я. Актуальные проблемы организации питания школьников / И.Я. Конь, Л.Ю. Волкова, С.А. Димитриева // Здоровье населения и среда обитания. — 2009. — № 5 (194). — С. 4—8.
2.    Кучма В.Р., Блинова Е.Г., Оглезнев Г.А. Основы рационального питания и гигиеническая оценка пищевого статуса: монография. — Омск: Издательство ОмГМА, 2007. — 174 с.
3.    Маймулов В.Г. Питание и здоровье детей / В.Г. Маймулов, И.Ш. Якубова, Т.С. Чернякина — СПб: СПбГМА им. Мечникова, 2003. — 354 с.
4.    МР 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения РФ».
5.    Онищенко Г.Г. Задачи и стратегия школьного питания в современных условиях / Г.Г. Онищенко // Вопросы питания. — 2009. — Том 78. — № 1. — .С. 16—21.
6.    Таблицы химического состава и калорийности российских продуктов питания: Справочник / Скурихин И.М., Тутельян В.А. — Москва: ДеЛи Принт, 2007. — 276 с.