ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ
Секция: 3. Физические науки
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ ГЕОРГА ГЕГЕЛЯ
Уже на протяжении более чем одного столетия, прочный фундамент получила идея о том, что философия и наука это две принципиально разные вещи, дело дошло в плоть, до того что философию рассматривают, как чуть ли ни главного врага науки соответственно и наоборот. Такая позиция, исходит в сущности только из рассмотрения предмета, а точнее отсутствия предмета у философии. Что приводит к парадоксальной ситуации, выходит, что предмете отказывается и науке, ведь предмет может быть только у какой-либо конкретной науки, сама же наука как единое целое становится абстракцией подобно философии. Очевидно, что такая ситуация не может устраивать любого, кто хоть раз всерьез задумывался над этим вопросом.
Гегель утверждал, что все науки обретают свое подлинное бытие только в философии, точно так же и философия нуждается в науках. Что в сущности означает, что есть некоторое множество наук и их собственным предметом, но поскольку, в действительности наука и философия едины, то есть одна единая Наука (философия) и ее предметом является она сама. Предмет науки есть наука, трудно понять смысл этого утверждения, ведь оно в сущности значит тоже самое что, Дух мыслит себя в своей полноте. На этом сломали зубы многие умы, пытавшиеся понять Гегеля, точно так же как и современные идеалисты и материалисты, бесконечно носясь с понятием Духа нисколько не приблизившись к его пониманию, воображают себе нечто, что несется в пространстве между мирами. Дух же в действительности есть единство противоположных моментов бытия или по-другому единая наука которая есть бытие в себе и для себя как рефлексия в себе.
Но оставим лирику и перейдем к рассмотрению действительной связи науки и философии на примере физики конца XIX — начала XX века. Специальная (СТО) и общая (ОТО) теория относительности Альберта Эйнштейна сделали революцию в науке изменив ее навсегда, но в философии эта революция произошла на сто лет раньше в трудах Гегеля. СТО базируется на двух постулатах, первый из которых принцип относительности Эйнштейна, любое физическое явление протекает одинаково во всех инерциальных системах отсчета (ИСО). Это означает, что форма зависимости физических законов от пространственно-временных координат должна быть одинаковой во всех ИСО. Начало «Философии природы» Гегеля просто кричит о теории относительности. Гегель начинает с объяснения того что есть пространство и время, во-первых, они едины и переходят друг в друга также как бытие и ничто, следует пояснить что начало «Философии природы» тождественно началу «Науки логики», поэтому бытие и ничто и есть пространство и время, а точнее пространство соответствует понятию ничто, а время бытию.
Гегель был первым кто понял, что пространство и время едины, то есть практически сформулировал идею пространственно-временного континуума. Пространство соответствует понятию ничто, поскольку оно есть чистое количество как рядоположенность, поскольку оно непрерывно и не имеет в себе никакого различия. Есть много хороших определений пространства но самое короткое и точное сформулировал Гегель определив пространство как «внеположность» «Оно есть совершенно идеальная рядоположность, потому что оно есть вне-себя-бытие; оно просто непрерывно, потому что эта внеположность еще совершенно абстрактная и не имеет в себе никакого определенного различия» [1, c. 45] Истиной пространства является время (бытие) оно снимает внутреннее противоречие пространства как точечность, время развивает в пространстве свои определения как линия поверхность иными словами пространство переходит во время а время в пространство, этот переход есть уже становление моментами которого являются возникновение и прехождение и оно есть в тоже время переход из бытия в ничто и от ничто к бытию, результатом чего является нечто (наличное бытие). Таким образом, мы приходим к пониманию мира как процесса, движения, ведь время есть наглядное становление, что еще раз подтверждает первый постулат СТО, любое явление (нечто в становлении) протекает одинаково во всех ИСО. Сам же Эйнштейн в работе «К электродинамике движущихся тел» формулирует суть СТО тезисом о том, что «Не только в механике, но и в электродинамике никакие свойства явлений не соответствуют понятию абсолютного покоя» [3, c. 6]. Что в терминологии Альберта Райбекаса соответствует что, все свойства вещей существуют только в отношениях друг с другом, в становлении.
Второй постулат СТО гласит, скорость света в «покоящейся» системе отсчета не зависит от скорости источника. Классический закон сложения скоростей уже не работает. Получается, что если представить себе объект, который движется со скоростью 300000 км/с при этом еще излучает свет, то скорость света не будет в два раза больше, а все также будет равна 300000 км/с. Тоже самое получается и в том случае когда источник света движется в противоположную сторону от направления излучения, свет прибудет в точку В за тоже время как и в случае, когда источник двигался в направлении излучения. Это с трудом укладывается в голове, но эксперименты подтверждают, что это так.
У Гегеля эти парадоксы света объясняются таким образом. Гегель утверждает, что в чистом свете также ничего не видно, как и в чистой тьме, только смешение света и тьмы, их взаимопроникновения в друг друга проявляет нечто, например, цвет. В этом смысле свет тождествен тьме и в тоже время свет противоположен тьме. Свет есть первая окачественная материя, как чистое тождество с собой. Гегель сделал вывод, что свет не имеет массы или имеет ничтожно малую массу, как абсолютная самость материи свет является абсолютно легким. Физики подтвердили это предположение, выявив, что фотоны света практически невесомы 1/200000 массы электрона, именно поэтому свет распространяется с огромной скоростью. Но ключевой момент в понимании парадоксальной природы света, заключается в том, что свет распространяется в пространстве. «Свет есть налично сущая чистая сила наполнения пространства, и его бытие является абсолютной скоростью» [1, c. 121]. Что имеет в виду Гегель под абсолютной скоростью не очень ясно, ведь он не считает, что свет обладает бесконечной скоростью, а как раз наоборот, поскольку свет наполняет пространство не мгновенно, как это было у Ньютона, а во времени. Распространение света происходит во времени, потому что оно как деятельность и изменение не может обойтись без этого момента. Так что же значит, абсолютная скорость света в терминологии Гегеля, раз, но был уверен в конечности скорости света. Абсолютная скорость света есть выражение второго постулата СТО о постоянстве скорости света, не зависящего от скорости источника, выраженной у Гегеля как, как Абсолютная скорость, означающая ничто иное как постоянство скорости света, к ней нельзя ничего прибавит или убавить поскольку она и есть само это движение сам переход пространства во время и наоборот. Только благодаря свету этот переход становится созерцаемым, само становление являет себя как абсолютную скорость, поскольку оно и есть этот переход пространства во время и наоборот, это своего рода абсолютная форма движения. И свет дает эту форму движения обнаружить, благодаря свету становится видимым окружающий нас мир, но самое удивительное, что благодаря свету мы познаем этот мир, ведь неслучайно наука веками проливала свет на природу сета. И недаром говорят «ученье-свет, а не ученье-тьма».
Переходя к ОТО следует сказать, что, СТО является ее частным случаем, они крайне взаимосвязаны. В ОТО постулируется, что гравитационные эффекты обусловлены не силовыми взаимодействиями тел в пространстве-времени, а искривлением самого пространственно-временного континуума, связанной с присутствием массы энергии. Если в СТО пространство и время переходят друг в друга при смене наблюдателя системы отсчета, то уже в ОТО, Эйнштейн пришел к выводу о том, что пространство-время имеют единую динамическую природу и его взаимодействие с физическими объектами и есть гравитация, а это уже не три пространственных измерения к которым добавляется четвертое как время. И самое главное, пространство-время уже не субъективны, как в СТО и не зависят от наблюдателя. В ОТО, пространство-время имеют подлинное единство как пространственно-временной континуум и носят объективный характер, на что и указал Гегель. Таким образом развитие от СТО к ОТО ест грандиозный переход от субъективности к объективности, в своем единстве теория относительности есть подтверждение гегелевского тождества субъективного и объективного.
Очевидно, что философия и наука едины, скромность философов в данном вопросе непростительна, философам вовсе не стоит преклонятся, перед учеными и наоборот. Ведь прежде философы хотя бы объясняли мир. Истинная Наука ставит бесконечную цель и не боится ее. Точно также как истинный ученный не выбирает легких путей если они не ведут к истине. Как это и сделал великий, ученный, астроном Эдвин Хаббл открывший закон разбегания галактик (Постоянная Хаббла) позднее утверждал, что никакого разбегания галактик вовсе нет и объяснил «красное смещение» как старение света, научное сообщество и даже ученики Хаббла посчитали его чуть ли не сумасшедшим, отказаться от собственного открытия которое и от Нобелевской премии которая была почти в кармане, да еще говорить о каком-то таинственном старении света. Но мы знаем, что предположение Хаббла не бред, ведь если время полагает себя в пространстве как место, а пространство полагает себя во времени как момент, то вполне правомерно допустить что на огромных межгалактических расстояниях переход пространства во время проявляет себя в полной мере, как кажущееся движение (ускорение), опять же зависящее от наблюдателя. Теоретическое осмысление собственного открытия привело Хаббла к мыли о том, что красное смещение есть результат прохождения светом огромных расстояний. И, пожалуй Хаббл был прав поскольку у него были и объективные данные относительно расширения Вселенной. Ведь огромная галактика под названием туманность Андромеды имеет не красное, а фиолетовое смещение, то есть она наоборот приближается к нам, выходит, что расширение во Вселенной не повсеместно.
Большой взрыв не обязательно должен быть иметь Вселенские масштабы, и он не обязательно был единственным. Взрывы могли происходить локально в галактических масштабах. То есть, то что мы называем рождением Вселенной есть рождение бесчисленных галактик. То, что вселенная расширялась на первых этапах своей эволюции несомненно, другое дело что сегодня она едва ли расширяется, в том смысле который в это вкладывают. И этому совсем не противоречит то что Вселенная появилась как миллиарды больших взрывов которые и организовались позднее как галактики. Ученым еще только предстоит раскрыть природу движения галактик во вселенной. По крайней мере идея галактического происхождения Вселенной согласуется с моделью Вселенной разработанной Эйнштейном от которой он отказался после открытия Хаббла, но ведь последний так же отказался от своего открытия в пользу «стационарной» Вселенной разумеется, что в ней наличествует движение, но не разлет галактик, а что-то более значительное. И мы можем предположить, что если бы и Гегелю было известно о других звездных системах он бы сказал, что Вселенная рождается количественно, как взрывы бесчисленных космологических сингулярностей. То есть Гегель отдал бы предпочтение конкретному (галактика) а не абстрактному (Вселенная).
Список литературы:
- Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук Т. 2. — М.: «Мысль», 1975. — 695 с.
- Райбекас А.Я. Категории вещь, свойство, отношение. — Красноярск: Красноярский государственный университет, 2000. 140 с.
- Эйнштейн А.К электродинамике движущихся тел. 1905. — 32 с. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. URL: interstellar-flight.ru03/kedt.pdf.