МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ УРОВНЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАГРУЗОК У СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
Секция: 4. Медицинские науки
XX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»
МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ УРОВНЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ НАГРУЗОК У СТУДЕНТОВ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА
В настоящее время изучение проблем учащейся молодежи приобретает особую важность и занимает ведущее место среди гигиенических, медико-биологических и социальных исследований [2, c. 68]. Компьютеризация нашей жизни уже стала непреложным фактом и принесла с собой наряду с пользой немало проблем.Известно, что влияние работы за персональным компьютером (ПК) в значительной степени зависит от организации рабочего места, возраста пользователя, состояния зрения, интенсивности работы с монитором. При высоком уровне компьютерных нагрузок утомление проявляется в первую очередь нарушениями в работе органа зрения, характерные для «компьютерного синдрома»: усталость глаз, боли в области глаз, ощущение песка в глазах, слезотечение и др. [3, с. 43; 44]. В настоящее время доказано, что в результате регулярной и продолжительной работы за ПК значительно возрастает риск проявления или прогрессирования миопии [1, с. 5]. Интенсивное использование компьютера способствует увеличению статических нагрузок, что является предпосылкой к развитию или увеличению патологии опорно-двигательной системы. Во время длительных занятий за компьютером возникает значительное статическое и динамическое напряжение кистей рук. Однотипные движения и длительное нахождение рук в одной позиции приводят к стойкому утомлению мышц рук, нарушению кровообращения, ухудшению нервной проводимости. В результате, помимо болей в суставах рук, могут возникать нарушения координации пальцев, судороги кисти и предплечья (туннельный синдром). Длительное пребывание за ПК приводит к усилению гиподинамии и по некоторым данным обостряет чувство голода, что в результате приводит к увеличению массы тела [4, с. 18].
Современную жизнь почти невозможно представить без музыки. Молодые люди часто используют для этого наушники, позволяющие слушать музыку в любом месте, в том числе и при работе за ПК. Однако, научно-медицинские исследования говорят об отрицательном воздействии наушников на органы слуха.Наушники не изолируют слушающего от внешнего шума, и поэтому они увеличивают громкость своего музыкального проигрывателя.Звуки, превышающие предел в 90 дБ приводят к поражению клеток, находящихся во внутреннем ухе, в улитке и приводят к постепенному снижению слуха. Музыку в наушниках разрешается слушать с громкостью на один пункт выше среднего и не более одного часа в день [5, с. 18].
Исследования, проведенные отечественными учеными, показали, что у учащихся с высоким уровнем компьютерных нагрузок возрастает риск возникновения нарушений со стороны вегетативной нервной системы (ВНС), которые могут выражаться в повышенной утомляемости, слабости, трудностях засыпания и дневной сонливости, апатии. У других учащихся нарушения ВНС проявляются в излишней темпераментности, вспыльчивости, быстрой отвлекаемости, рассеянности [8, с. 43].
Проблема воздействия факторов, влияющих на учащихся при работе за компьютером, заслуживает самого серьезного внимания. При длительном воздействии ПК организм некоторых учащихся оказывается не способным адекватно реагировать на внешние продолжительные воздействия, что может приводить к различным функциональным сдвигам и, возможно, патологическим изменениям [6, с. 920; 7, с. 271]. Данные аспекты влияния компьютерных нагрузок на организм учащейся молодежи изучены недостаточно и представлены в имеющейся литературе достаточно фрагментарно. Вместе с тем, изучение данной проблемы представляет несомненный научно-практический интерес.
Целью нашего исследования явилось изучение особенностей использования компьютеров и клинических проявлений психовегетативных и соматических симптомов у студентов с различным уровнем компьютерных нагрузок.
Для установления реальной компьютерной занятостимы впервые использовали анкету (WyższaSzkołaKosmetologii i OchronyZdrowia wBiałymstoku), которая позволила получить информацию о дискомфортных состояниях, наступающих в результате работы за ПК. В анкетировании приняли участие 60 студентов фармацевтического колледжа КрасГМУ, отделения «Фармация», женского пола, в возрасте 18—23 лет. В процессе исследования мы использовали следующую градацию уровня компьютерных нагрузок: низкий <2 часов день, средний уровень 3—4 часа в день, высокий уровень >5 часов в день.
Согласно полученным данным наибольшее число учащихся (45 %) имели средний уровень компьютерных нагрузок, учащихся с высоким уровнем наблюдалось 28,3 %, с низким уровнем — 26,7 % (рис. 1).
Рисунок 1. Уровень компьютерных нагрузок
Наиболее часто студенты используют ПК для общения в социальных сетях и развлечения, гораздо реже они посещают Интернет с научными и учебными целями. 1,5 % студентов вообще не используют ПК для учебных, научных, досуговых целей.
При изучении уровня компьютерных нагрузок выявлено, что 45 % опрошенных студентов проводят за компьютером 3—4 часа в день (рис. 2). Потребность увеличения времени работы на компьютере испытывает каждый второй опрошенный студент.
Рисунок 2. Продолжительность ежедневного использования ПК
Подавляющее большинство студентов указывали на усталость, каждый третий учащийся испытывал беспокойство и нервозность, а каждый второй ощущал слабость при пользовании ПК. Утомление проявляется в первую очередь нарушениями цветового зрения, характерные для «компьютерного синдрома» (Розенблюм 1997): усталость глаз, жжение в глазах наблюдались у 82 %, снижение остроты зрения испытывали 65 %, изменение восприятия красок наблюдалось у 18 % опрошенных студентов (табл. 1).
Таблица 1.
Частота различных жалоб при работе за компьютером
Жалобы |
Никогда |
Иногда |
Часто |
Очень часто |
||||
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
абс |
% |
|
Усталость глаз, жжение в глазах |
11 |
18,3 |
38 |
63,4 |
8 |
13,3 |
3 |
5,0 |
Снижение остроты зрения |
21 |
35,0 |
31 |
51,7 |
5 |
8,3 |
3 |
5,0 |
Изменение восприятия красок |
49 |
81,7 |
9 |
15,0 |
2 |
3,3 |
0 |
0,0 |
Боль в мышцах и суставах |
30 |
50,0 |
25 |
41,7 |
3 |
5,0 |
2 |
3,3 |
Боль в области запястья |
45 |
75,0 |
15 |
25,0 |
0 |
0,0 |
0 |
0,0 |
Боль в области шеи и плеча |
19 |
31,7 |
30 |
50,0 |
8 |
13,3 |
3 |
5,0 |
Судороги и онемение в руках |
55 |
91,7 |
3 |
5,0 |
2 |
3,3 |
0 |
0,0 |
Боль в позвоночнике |
32 |
53,3 |
22 |
36,7 |
3 |
5,0 |
3 |
5,0 |
Боль в бедрах и ногах |
48 |
80,0 |
9 |
15,0 |
2 |
3,3 |
1 |
1,7 |
Беспокойство, нервозность |
42 |
70,0 |
14 |
23,3 |
3 |
5,0 |
1 |
1,7 |
Усталость |
10 |
16,7 |
37 |
61,7 |
11 |
18,3 |
2 |
3,3 |
Слабость |
30 |
50,0 |
26 |
43,4 |
2 |
3,3 |
2 |
3,3 |
Жжение кожи |
58 |
96,6 |
1 |
1,7 |
1 |
1,7 |
0 |
0,0 |
Увеличение массы тела |
53 |
88,3 |
5 |
8,3 |
1 |
1,7 |
1 |
1,7 |
Каждый второй учащийся отмечал боли в мышцах и суставах, 68 % жаловались на боли в области шеи и плеча, каждый четвертый испытывал боли в области запястья, 47 % указывали на боли в области позвоночника, каждого пятого студента беспокоили боли в ногах. Интенсивное использование компьютера и вынужденная поза способствуют увеличению статических нагрузок, что является предпосылкой к развитию патологии опорно-двигательной системы (табл. 1).
Длительное пребывание за ПК и гиподинамия обостряют чувство голода, 45 % респондентов бессистемно принимают пищу и употребляют напитки во время пользования ПК, каждый десятый отмечает увеличение массы тела (11, 7 %).
Каждый четвертый студент — слушает музыку через наушники (проигрываемую на плейере, на сотовом телефоне), причем 35 % студентов — более одного часа в день.Одинаковое количество студентов предпочитали слушать либо тихую музыку, либо очень громкую, средней громкости 67 % опрошенных учащихся. Однако снижение слуха замечали 53 % опрошенных студентов.
Рисунок 3. Частота просмотра телевизора
Несмотря на достаточно высокий уровень компьютерной нагрузки, 45 % студентов смотрят телевизор более 1 часа в день (рис. 3).
Продолжительность прогулок на свежем воздухе у 37 % опрошенных студентов менее 1 часа в день, у 45 % 1—2 часа в день и у 18 % студентов более 2 часов.
Продолжительность сна в будние дни у большинства студентов составляла 7—8 часов, но 20 % спали менее 6 часов (рис. 4).
В выходные дни 20 % студентов спят не менее 9 часов, а каждый второй более 10 часов (рис. 5).
Рисунок 4. Длительность ночного сна в будние дни
Рисунок 5. Длительность ночного сна в выходные дни
Выводы:
1. Полученные данные свидетельствовали о том, что большая часть студентов (45 %) используют ПК 3—4 часа в день, что соответствует среднему уровню компьютерных нагрузок.
2. Студенты являются активными пользователями социальных сетей и используют ПК с учебной целью.
3. Наиболее частыми являются жалобы на нарушение зрения и жалобы со стороны опорно-двигательного аппарата.
4. Потребность увеличения времени работы на компьютере является фактором риска развития компьютерной зависимости.
5. 55,5 % учащихся осведомлены в области профилактических методов, предупреждающих неблагоприятные последствия работы за компьютером. Однако выявленные нарушения психосоматического статуса позволяют заключить, что у большинства из них не сформированы навыки безопасной работы за компьютером. Это является одной из главных задач для профилактики нарушений здоровья учащейся молодежи.
Согласно полученным данным 55,5 % учащихся осведомлены о профилактике неблагоприятного воздействия при работе за компьютером, но не используют эти мероприятия. Изучение особенностей компьютерной деятельности студентов позволяет заключить, что у большинства из них не сформирован навык безопасной работы за компьютером. Это является главной задачей для профилактики нарушений здоровья учащейся молодежи.
В связи вышеизложенным предлагаем студентам использовать при работе за ПК следующие рекомендации:
1. Использовать оптимальное время работы за ПК (для студентов не более двух часов в день).
2. Применять зрительную гимнастику, что позволит снять напряжение с органа зрения.
3. Следить за правильной позой при пользовании ПК, периодически использовать динамические паузы.
4. Использовать достаточное освещение в комнате при работе за ПК.
5. Необходимо обеспечить рабочее место специализированной мебелью, высококонтрастным дисплеем, кондиционером и системой пылесбора.
6. Для учебных и научных целей использовать преимущественно учебные программы, а не информацию из сети Интернета.
7. Разнообразить свой досуг, чтобы не стать геймером, больше гулять на свежем воздухе, играть в подвижные игры, заниматься физкультурой и спортом.
Список литературы:
1. Гурылева М.Э., Галимзянова Г. З. Особенности образа жизни современных школьников с миопией: медико-социологическое исследование /М.Э. Гурылева, Г.З. Галимзянова // Вопросы современной педиатрии. — 2011. — № 4. — С. 5—9.
2. Комплексный подход к гигиенической оценке качества жизни учащихся / Ю.А. Рахманин, И.Б. Ушаков, Н.В. Соколова [и др.] // Гигиена и санитария. — 2010. — № 2. — С. 67—70.
3. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников / М.И. Степанова, З.И. Сазанюк, Е.Д. Лапонова [и др.] // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 3. — С. 43—47.
4. Медико-профилактические основы безопасности использования информационно-коммуникационных технологий в образовательных учреждениях /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева [и др.] // Вестник РАМН. — 2011. — № 6. — С. 18—21.
5. http://24.ua/neus/showlid/18038.htm.
6. Седов Д.С., Махина В.И., Иванченко М.Н. Влияние электромагнитного излучения, создаваемого персональным компьютером, на здоровье человека // Бюллетень медицинских Интернет-конференций. — 2012. — Т. 2, № 11. — С. 920—922.
7. Смагулов Н.К., Хантурина Г.Р., Кожевникова Н.Г. Влияние компьютеров на состояние здоровья студентов // Международный журнал экспериментального образования. — 2013. — № 10. — С. 271—275.
8. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Лапонова Е.Д. Компьютерная занятость как фактор риска нарушения здоровья младших школьников // Российский педиатрический журнал. — 2013. — № 3. — С. 43—47.