Статья:

ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОНОГОРОДОВ

Конференция: XXII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: естественные и медицинские науки»

Секция: 6. Науки о Земле

Выходные данные
Балынин К.А. ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОНОГОРОДОВ // Молодежный научный форум: Естественные и медицинские науки: электр. сб. ст. по мат. XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(21). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_nature/3(21).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТУРИЗМ КАК ИНСТРУМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ МОНОГОРОДОВ

Балынин Кирилл Алексеевич
студент Российского государственного университета туризма и сервиса, РФ, г. Москва

 

Туризм сейчас является довольно прибыльным бизнесом, объединяющим деятельность многих отраслей народного хозяйства [1, с. 122]. Появление такого вида предпринимательской деятельности как туроперейтинг способствовало вовлечению в процесс формирования и продвижения туристского продукта индустрий досуга, развлечения, здравоохранения, образования, спорта. В туристскую деятельность уже давно включены даже такие «фундаментальные» отрасли экономики, как промышленность и сельское хозяйство. Это обусловлено тем, что туроператор должен представить конкурентоспособный туристкий продукт. В свою очередь современный турист также желает видеть на рынке уникальный турпродукт с услугами, которых прежде не «ощущал». Включение необычных услуг в тур делает его ярким, отличающимся от стандартного пакета, распространенного повсеместно, а, значит, и более конкурентоспособным. В данный момент времени наблюдается неблагоприятная тенденция, которая в турбизнесе называется «отрицательным сальдо туристского баланса». Аутгоинговый (выездной) туризм преобладает над другими видами (въездным и внутренним) [1, с. 123]. Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011—2018 годы)» рекомендует туроператорам исследовать туристский потенциал российских регионов.

Туризм в России развивается преимущественно в крупных городах, которые позиционируются на туристском рынке как научные, культурные и религиозные центры. В Москве, например, получили развитие многие виды туризма — познавательный, деловой, лечебно-оздоровительный. Рынок предложения переполнен турами в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Волгоград. Однако сеть поселений не ограничивается только крупными городами и городами-миллионерами. Существуют средние и малые города, а также многочисленные сельские поселения, особенности которых интересны для туризма. Но туризм можно также рассматривать и как инструмент, помогающий взглянуть на экономику субъекта под другим углом.

Среди всех городских населенных пунктов нашей страны можно выделить города, которые в научной литературе называют «моногородами». Моногород — тип поселения с численностью от 10 до 100 тысяч жителей, экономическая деятельность которого привязана к работе одного предприятия или нескольких однородных предприятий. Предприятие, которое создаёт для жителей рабочие места и приносит основной доход в бюджет, называется «градообразующим предприятием». Города такого типа активно создавались во времена СССР и выполняли, в основном, функции закрытых научно-исследовательских центров (военно-промышленного комплекса) или оплотов добычи природных (минерально-сырьевых) ресурсов. После распада Советского Союза в таких городах обострились социально-экономические проблемы. В результате конверсии ВПК и реструктуризации экономики многие градообразующие предприятия прекратили свою деятельность, вследствие чего большое количество бывших работников, жителей моногорода, потеряли работу.

В 2009 году специальной комиссией Министерства регионального развития был сформирован список моногородов России. На тот момент он включал 335 позиций. Было выяснено, что на территории этих 335 населенных пунктов проживает 16 млн. человек (25 % городского населения страны). В 2014 году в Правительстве РФ заявили о создании Фонда развития моногородов. Была разработана довольно сложная процедура включения города в список программы Фонда. Главы муниципалитетов составляли планы развития городов, затем отправляли их на утверждение в областной центр. И только потом на федеральном уровне решался вопрос о включении моногорода в программу Фонда развития. Продуктом работы госслужащего муниципального образования был комплексный инвестиционный план моногорода (КИП). Этот документ включал в себя перечень направлений деятельности монопрофильной территории, а также алгоритм действий по её реорганизации. В международной практике можно встретить несколько форм развития так называемых узкоспециализированных территорий. Это формирование особых экономических зон, формирование программ реорганизации, реконструкция предприятий, перепрофилирование экономики. Не менее важным направлением экономической реабилитации моногородов является кластерный подход в организации производительных сил территории. Впервые определение кластера дал американец М. Портер. Согласно Портеру кластер — «это совокупность компаний и производств, а также связанных с ними фирм и организаций, работающих в определенной сфере и расположенных рядом друг с другом».

Туризм, как перспективный инструмент развития территории, может помочь моногородам, дать им толчок в развитии. Всемирная туристская организация выделяет разнообразные виды туризма в зависимости от целей, с которыми путешествует турист. Естественно, что каждый вид туризма, развиваемый на территории, должен опираться на определённый набор туристских ресурсов, необходимых для создания туристских услуг [2, с. 44]. Существуют виды туризма, очень основательно опирающиеся на ресурсную базу. Таковым, например, является лечебно-оздоровительный туризм. Технология организации лечебно-оздоровительного туризма требует наличия на территории набора разносторонних ресурсов. Этот набор включает природные ресурсы (биоклиматические, геоморфологические, гидроминеральные), экономические ресурсы (сооружения, оборудование), технологические ресурсы (методы, методики). Однако существуют виды туризма, менее зависящие от ресурсного потенциала территории. К таким видам относятся, например, охотничий туризм, гастрономический туризм, спортивный туризм, промышленный туризм, сельский туризм.

Основной формой развития сельского туризма в России служит деревня, состоящая из нескольких зон. Как правило, это средство размещения (мини-гостиница, усадебный дом, сельский домик), приусадебное хозяйство, комбинат питания. Приусадебное хозяйство помогает туристам получить навыки сельского быта, а комбинат питания изготавливает продукцию собственного фермерского производства. Туристы самостоятельно вскапывают землю, сажают овощи, доят коров, косят траву, рубят дрова. Гости такой деревни могут стать участниками процесса производства сыра, творога, молока, кефира. Несомненно, наиболее приятной услугой станет дегустация приготовленных продуктов. Желающие могут также пройти курсы обучения домашним заготовкам и получить навыки от высококвалифицированных поваров-универсалов. Промышленный туризм предусматривает посещение туристами промышленного производства с целью изучения технологии создания того или иного вида промышленной продукции [2, с. 124]. Большинство градообразующих предприятий российских моногородов относятся к отраслям лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности, машиностроению, пищевой и топливной промышленности. Охотничий туризм и фишинг — виды спортивного туризма, связанные непосредственно с добычей дичи или ловлей рыбы. Места, в которых лицензионно разрешена охота и любительское рыболовство, называются рыболовно-охотничьими хозяйствами. Рыболовный и охотничий туризм можно развивать практически повсеместно. Следовательно, исходя из концепции независимости многих видов туризма от ресурсного потенциала территории, можно предположить, что туризм способен повлиять на процессы модернизации экономики моногородов.

Одним из видов туризма, способным развиваться на довольно «скромной» ресурсной базе, является гастрономический туризм. Это вид экскурсионно-познавательного туризма, основной целью которого является знакомство туриста с национальной (народной) кухней или посещение предприятия, связанного с гастрономией, в качестве объекта индустрии досуга. Ресурсная база гастрономического туризма представлена экономическими, технологическими и экскурсионными туристскими ресурсами. К экономическим туристским ресурсам для данного вида туризма относят многочисленные предприятия общественного питания, а также предприятия разных отраслей пищевой промышленности. Отраслевой состав пищевой промышленности довольно сложен. Она включает в себя промышленность шоколадную, винодельную, хлебопекарную, консервную, рыбную, табачную, плодоовощную. Посещение предприятий данных отраслей всегда играло важную роль в турбизнесе. На таких предприятиях туристы своими глазами видят технологию производства сахара, вина, сыра, мороженого. Там же возможна организация разнообразных туристских мероприятий (дегустации, гастрономические конкурсы, выставки). К технологическим туристским ресурсам относят сертифицированные и несертифицированные программы, методы и методики. Например, методика приготовления алкогольных напитков, отличная «от места к месту». Для организации гастрономического туризма особый интерес представляют экскурсионные этнографические и социальные туристские ресурсы — памятники быта, непрофессиональной бытовой культуры [3, с. 75]. Это виды развлечения, виды досуга, народные (этнические), национальные и социальные традиции. К ним относятся процедуры приготовления и приёма пищи, обряды, церемонии, праздники, фестивали. Такими ресурсами богата не вся территория России, а отдельные субъекты, выделенные по этническому признаку. Это республики, автономные области, автономные округа. Осенью в Республике Татарстан, в Казани, проходит Всероссийский этногастрономический фестиваль «Кузьминки». Программа фестиваля включает многочисленные конкурсы, забавы, игры, театрализованные обычаи и обряды. Также на фестивале выступают фольклорно-этнографические ансамбли и коллективы. В программу также включены мастер-классы по фольклорному пению, играм, танцам, народному прикладному творчеству. Неотъемлемой частью фестиваля является презентация и дегустация национальных татарских блюд. Основой блюд татарской кухни является мясо, главным образом баранина, говядина и конина. Фирменное татарское блюдо — «шулпа» (мясной суп в горшочке). Особенно вкусной является «шулпа с токмачом» (тонко нарезанной лапшой из пшеничной муки и яиц) [4, с. 88]. Широко распространены блюда из яиц. Их варят, используют для запеканок, теста, начинок, делают из них «тэбе» (омлеты), заправляют супы. Из молока делают масло, «эремчек» (творог), «корт» (сухой творог), напиток «катык». Любят татары изделия из дрожжевого теста, прежде всего «икмэк» (хлеб). Большое распространение получили изделия из жидкого теста — «каймак» (оладьи). Туристским фирмам необходимо только исследовать данный слой туристских ресурсов в виде национальных (народных) традиций и правильно применять его в практике туроперейтинга.

Таким образом, моногорода могут и должны использовать все возможности туризма для реорганизации, реструктуризации и реабилитации своей экономики. Туризм даст жителям моногородов рабочие места, позволит развиваться новым отраслям. Не следует также забывать об инструментах и механизмах государственной помощи моногородам. К ним относятся разнообразные дотации, субсидии, бюджетные кредиты, а также инвестиционная поддержка. В силу своей доли в экономике России и возможности реализации комплексного подхода именно моногорода могут стать площадками для модернизации экономики страны, реализации разнообразных инновационных проектов. Поэтому, в качестве одного из ключевых источников их финансирвания, рассматриваются средства федерального бюджета. Проблему моногородов нельзя разрешить за ограниченный период времени. Главным направлением решения проблемы моногородов является их реструктуризация. Она возможна лишь при условии повышения объёма инвестиционных потоков на их территорию, а также личной заинтересованностью местных властей в выводе депрессивной территории на новый уровень развития.

 

Список литературы:

  1. Байков А.В. Въездной туризм, современное состояние и перспективы развития в РФ // Российское предпринимательство. — 2010. — № 5. — С. 120—125.
  2. Кабушкин Н.И. Организация туризма. — М.: Финансы и Статистика, 2005. — 225 с.
  3. Кононенко Б.И. Большой толковый словарь по культурологии. — М.: Вече-АСТ, 2000. — 515 с.
  4. Похлёбкин В.В. Кухни наших народов. — М.: «Центрполиграф», 2004. — 445 с.